Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:33, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условия переходной экономике, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоритические основы налоговой политики……………………………..
1.1.Понятия налоговой системы: основные принципы, элементы, функции и виды налога……………………………………………………………………4 - 7
1.2. Сущность и значения налоговой политики…………………………..8 - 11
2. Мировой опыт организации налоговой политики …………………….
2.1. Налоговая политика стран западной Европы и США……………..12 - 16
2.2. Налоговая политика Китая и Индии………………………………...17 - 19
2.3. Особенности налоговой политики в России и Казахстане………...20 - 22
3.Анализ налоговой политики в переходной экономике Республики Беларусь
3.1. Структура и принципы деятельности налоговой политики в РБ…23 - 25
3.2. Применение опыта зарубежных стран для реформы налоговой политики Республики Беларусь…………………………………. ……….26 - 27
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………...29 - 30
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняю четыре важнейшие функции:
1.фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.)
2.регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике нельзя обойтись- регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производства, способствует решению актуальных для общества проблем.
3. социальная (перераспределительная) функция- поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоёмкие и фондаемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).
4.стимулирующаа функция. С помощью налогов, льгот и санаций государство стимулирует технический прогресс, увеличивает число мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Виды налогов:
1.2. Сущность и значения налоговой политики.
С переходом к рыночной экономике возник вопрос о целесообразности, степени и границах ее государственного регулирования. Государство оказывает воздействие на различные стороны деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.
Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики.
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговое политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.
В условиях высокоразвитых
рыночных отношений ее главное
назначение вытекает из
В любам обществе главным субъектом налоговой политики является государство. Для управления процессом налоговых отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и др.актах нормативного характера.
Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Задачи налоговой политики сводятся к :
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять всё, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множество факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные учёные называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведёт к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведёт к раскручиванию инфляционной спирали.Для Беларуси характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая политика, проводимая с расчётом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринемаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учётом прогнозов учёных, касающихся тенденций экономического развития, объективное деятельности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: