Налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условия переходной экономике, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоритические основы налоговой политики……………………………..
1.1.Понятия налоговой системы: основные принципы, элементы, функции и виды налога……………………………………………………………………4 - 7
1.2. Сущность и значения налоговой политики…………………………..8 - 11
2. Мировой опыт организации налоговой политики …………………….
2.1. Налоговая политика стран западной Европы и США……………..12 - 16
2.2. Налоговая политика Китая и Индии………………………………...17 - 19
2.3. Особенности налоговой политики в России и Казахстане………...20 - 22
3.Анализ налоговой политики в переходной экономике Республики Беларусь
3.1. Структура и принципы деятельности налоговой политики в РБ…23 - 25
3.2. Применение опыта зарубежных стран для реформы налоговой политики Республики Беларусь…………………………………. ……….26 - 27
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………...29 - 30

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5.docx

— 72.23 Кб (Скачать)

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняю четыре важнейшие функции:

1.фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов. Во всех государствах, при всех  общественных формациях налоги в первую очередь выполняют  фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.)

2.регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не  это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике нельзя обойтись- регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производства, способствует решению актуальных для общества проблем.

   3. социальная (перераспределительная) функция- поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. С помощью налогов государство перераспределяет  часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоёмкие и фондаемкие  отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

  4.стимулирующаа функция. С помощью налогов, льгот и санаций государство стимулирует технический прогресс, увеличивает число мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Виды налогов:

  • Первый вид налог на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
  • Второй вид налоги на товары и услуги: налог с оборота ; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделку с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это косвенные налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность и значения налоговой политики.

    С переходом к рыночной экономике возник вопрос о целесообразности, степени и границах ее государственного регулирования. Государство  оказывает  воздействие на различные стороны деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей  функции немыслимо функционирование государства.

  Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики.

  Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное  применение налоговых законов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговое политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

  В условиях  высокоразвитых  рыночных отношений ее главное  назначение вытекает из сущности  и функции налогов и состоит  в изъятии государством части  совокупного общественного продукта  на общегосударственные  нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходов населения.

  В любам обществе главным субъектом налоговой политики является государство. Для управления процессом налоговых отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и др.актах нормативного характера.

    Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

  Задачи налоговой  политики сводятся к :

  • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

 Можно выделить три типа налоговой политики.

     Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять всё, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается  приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множество факторов в каждом конкретном случае.  Зарубежные учёные называют предельную ставку в 50%.

    Второй  типполитика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведёт к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

   Третий  типналоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведёт к раскручиванию инфляционной спирали.Для Беларуси характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

      Налоговая  политика, проводимая с расчётом  на перспективу, -  это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов.  Нередко тактические шаги, предпринемаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учётом прогнозов учёных, касающихся тенденций экономического развития, объективное деятельности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

  • экономическая - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • социальные перераспределение  национального дохода в интересах определённых социальных групп путём  стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  • фискальная повышение доходов государства;
  • международные укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных  условий для платёжного баланса.

Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике