Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:10, дипломная работа
Целью исследования является разработка комплекса практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России. В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:
1. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;
2. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения 8
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 15
1.3 Государственная налоговая политика поддержки малых и средних предприятий в современной России 22
1.3.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике России и за рубежом 23
1.3.2. Специальные налоговые режимы – форма поддержки малого и среднего предпринимательства 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РИТМ» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ритм» 36
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 39
2.3 Анализ налогового бремени предприятия ООО «Ритм» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РИТМ» 61
3.1 Роль налогового планирования для субъектов малого предпринимательства 61
3.2 Альтернативные варианты налогообложения ООО «Ритм» 69
3.3 Анализ оптимального выбора налогообложения ООО «Ритм» 74
Заключение 79
Библиографический список источников 82
Следует отметить, что показатели финансовой устойчивости свидетельствуют о значительном ухудшении финансового состояния предприятия в 2008-2009 годах.
Наблюдается отрицательная динамика всех налогов, взимаемых с имущества предприятия или результатов его финансово-хозяйственной деятельности. Снижение налога на имущество предприятий (организаций) за 2007-2009 гг. составило 159. руб., что связано с общим уменьшением имущества предприятия, входящего в налогооблагаемую базу на 7218 тыс. руб. Сумма транспортного налога также уменьшилась на 1335 руб. в связи с отрицательными результатами деятельности ООО «Ритм» в 2009 г. налог на прибыль не исчислялся, а его уменьшение по сравнению с 2007 г. составило 486536 руб. (в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на 2292746 тыс. руб.).
При этом (на фоне общего уменьшения выручки и соответственно прибыли) суммы исчисляемых налогов (за исключением налога на прибыль предприятий и организаций) продолжают расти, что приводит к росту налоговой нагрузки на ООО «Ритм». В таких условиях необходимо не только разработать мероприятия по оптимизации налогообложения, а разработать комплекс мероприятий по выводу предприятия из кризиса.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль по различным причинам может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и, соответственно, снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль налогоплательщик может за счет создания различных резервов.
В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ налогоплательщики, использующие в целях налогообложения по налогу на прибыль метод начисления, вправе создавать следующие виды резервов (табл. 3.1).
Однако многие из перечисленных резервов являются весьма специфическими. Поэтому наиболее часто используются резервы по сомнительным долгам, предстоящих расходов на ремонт, оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений, а также резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию продаваемых товаров.
Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.
Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.
В налоговом учете налогоплательщик вправе создавать только данные виды резервов, бухгалтерское же законодательство предоставляет организациям в этом плане более широкие возможности. Суммы начисленных резервов, не предусмотренных налоговым законодательством, для целей налогообложения прибыли не признаются, они могут быть признаны только в бухгалтерском учете. На создание того или иного резерва существенно влияет отраслевая специфика организации, ее имущественное состояние, численность работников и другие объективные факторы. Создавая резервы, организации могут также временно сберечь свои оборотные средства, так как благодаря резервам уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки.
Свое решение о создании резервов организация должна закрепить в учетной политике. Кроме того, она должна установить и порядок, в соответствии с которым будет формировать тот или иной вид резерва. Резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года. Тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать нецелесообразно, так как из-за этого отодвинется момент признания уже понесенных расходов на конец года.
Таблица 3.1
Виды создаваемых резервов[29]
Вид резерва | Какие расходы формирует | Нормативная база |
1. Резерв по сомнительным долгам | Внереализационные (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ) | ст. 266 НК РФ |
2. Резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию | Прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ) | ст. 267 НК РФ |
3. Резерв на ремонт основных средств | Прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 260 НК) | ст. 324 НК РФ |
4. Резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет | Расходы на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ) | ст. 324.1 НК РФ |
5. Резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов | Создавать резерв имеют право общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, при условии, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25% (пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ) | ст. 267.1 НК РФ |
6. Резерв под обесценение ценных бумаг | Вправе учитывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, в иных случаях расходы не учитываются в целях налогообложения (п. 10 ст. 270 НК) | ст. 300 НК РФ |
7. Резерв на возможные потери по ссудам | Вправе учитывать только коммерческие банки, включаются в состав внереализационных расходов (ст. 292 НК РФ) | ст. 292 НК РФ |
Резерв по сомнительным долгам - самый популярный и эффективный в смысле налогового планирования резерв. Он дает возможность равномерно сокращать свои налоговые потери, получая таким образом страховку от неисполнения покупателями обязательств по оплате товаров, услуг.
Резервы по сомнительным долгам начисляются в конце отчетного (налогового) периода, что установлено п. 3 ст. 266 НК РФ, согласно которому суммы отчислений в эти резервы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Например, организация, отчитывающаяся поквартально, вправе зарезервировать сумму на создание этих резервов 30 сентября, а организация, отчитывающаяся ежемесячно, - 31 августа.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (ст. 266 НК РФ).
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
При создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/2/47 "О списании дебиторской задолженности"). Резерв по сомнительным долгам, согласно п. 4 ст. 266 НК РФ, может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ. То есть если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва. Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (за счет чего налогоплательщик может уменьшить платежи по налогу на прибыль) в тот день, когда появился очередной безнадежный долг.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В Письме Минфина России от 12 июля 2004 г. N 03-03-05/3/55 указано, что неизрасходованная сумма резерва по сомнительным долгам не приводит к образованию прибыли в организации за отчетный год (за счет этого организация может отсрочить уплату налога на прибыль).
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде (что невыгодно налогоплательщику в целях оптимизации налога). Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (за счет этого организация также экономит на налоге).
Включенная в состав резерва сомнительная задолженность должна быть документально подтверждена. В договорах между продавцом и покупателем обязательно должны быть указаны сроки оплаты. Это необходимо для точного определения даты возникновения сомнительной задолженности, так как сумма резерва зависит от количества дней просрочки обязательства. Безнадежные долги, в том числе долги, по которым истек срок исковой давности, из резерва исключаются и отражаются в составе доходов при расчете налога на прибыль.
В соответствии с учетной политикой ООО «Ритм» создает резерв по сомнительным долгам. По результатам инвентаризации дебиторской задолженности за II квартал 2010 г. организация выявила следующие сомнительные долги:
- долг 1 - задолженность покупателя за поставленные товары в размере 141600 руб., в том числе НДС, срок платежа по договору - 7 апреля;
- долг 2 - задолженность принципала по агентскому договору в размере 99120 руб., в том числе НДС, срок платежа по договору - 15 июня.
Выручка организации от реализации товаров по итогам I квартала составила 1 240 000 руб.
Расчет суммы отчислений в резерв представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Расчет суммы отчислений в резерв ООО «Ритм»[30]
Долг | Сумма долга, руб. | Срок платежа по договору | Срок долга по состоянию на 30 сентября, количество календарных дней | Процент отчислений в резерв | Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 x гр. 5) |
1 | 141 600 | 07.08 | от 45 до 90 | 50 | 70 800 |
2 | 99 120 | 15.09 | 45 | 0 | 0 |
Итого за II квартал 2010 г. | 70 800 |
Предельная сумма отчислений в резерв равна 124 000 руб. (1 240 000 руб. x 10%). Таким образом, 70 800 руб. можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль за II квартал.
Резерв на оплату отпусков позволяет учитывать расходы на оплату отпусков не единовременно при наступлении отпуска, а равномерно в течение года, причем даже в тех месяцах, когда отпускные работникам фактически не выдаются. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение всего года относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. В части работников, занятых в процессе реализации товаров, отчисления в резерв включаются в состав прямых расходов, в части иных категорий работников - в состав косвенных расходов.
Налогоплательщик за счет созданного резерва вправе списать только расходы на оплату использованных отпусков. Если же работники организации не использовали свое право на отпуск или использовали его частично, то у организации непременно будет остаток резерва на оплату отпусков. Кроме того, нельзя списать за счет созданного резерва начисление компенсации за неиспользованный отпуск и увольняющимся работникам.
Порядок создания резерва определен ст. 324.1 НК РФ. В соответствии с ним налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается размер ежемесячных отчислений в указанный резерв, рассчитанный исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. Форма расчета (сметы) не установлена, поэтому бухгалтер должен разработать ее самостоятельно и закрепить в приложении к приказу об учетной политике. При планировании размера расходов на оплату труда за год суммы, которые предполагается выплачивать внештатным работникам, не учитываются.
Процент отчислений в указанный резерв определяется по формуле (3.1):
ОР = ФОО*Т/ФОТ (3.1)
где ОР - процент отчислений в резерв;
ФОО - предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, T, включая ЕСН и взносы в ФСС РФ;
ФОТ - предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая ЕСН и взносы в ФСС РФ.
Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства