Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:10, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка комплекса практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в России. В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:
1. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;
2. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;

Содержание

Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения 8
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 15
1.3 Государственная налоговая политика поддержки малых и средних предприятий в современной России 22
1.3.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике России и за рубежом 23
1.3.2. Специальные налоговые режимы – форма поддержки малого и среднего предпринимательства 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РИТМ» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ритм» 36
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 39
2.3 Анализ налогового бремени предприятия ООО «Ритм» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РИТМ» 61
3.1 Роль налогового планирования для субъектов малого предпринимательства 61
3.2 Альтернативные варианты налогообложения ООО «Ритм» 69
3.3 Анализ оптимального выбора налогообложения ООО «Ритм» 74
Заключение 79
Библиографический список источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом НОВЫЙ.doc

— 699.50 Кб (Скачать)

По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: "у источника", "по декларации" и "по кадастру".

В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения планировалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.

Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость, как минимум, сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, поскольку объективно нельзя было сразу отказаться от финансирования из-за целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сужением в связи с этим налоговой базы, а с другой - необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, иных с компенсацией социальных издержек реформ.

Сохранению минимально необходимого уровни государственных доходов способствовали введение налога на добавленную стоимость с весьма высокой по международным меркам налоговой ставкой, очень жесткий, негибкий режим налогообложения прибыли, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, а также отсутствие механизмов компенсации потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в условиях высокого уровня инфляции эффекта так называемого "инфляционного налога".

С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой системы, в налоговое законодательство вносилось значительное количество различных изменений и дополнений.

Этот пакет налоговых законов, составивших федеральное налоговое законодательство, включает в себя, прежде всего, базовый Закон "Об основах налоговой темы в Российской Федерации", определяющий общие принципы построения налоговой системы, ее структуру, организацию сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Предусмотренные налоговой системой различные формы налоговых изъятий зависят от источников и видов доходов: прибыль, заработная плата, дивиденды и т.п.; объекта налогообложения (различные виды имущества, в том числе земля, другие виды недвижимости; товарно-материальные ценности, движение товаров за границу и т.п.); категорий плательщиков (юридические и физические лица; высоко - и низкооплачиваемые работники; резиденты и нерезиденты и т: п).

Налоговая система России в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения.

 

1.3 Государственная налоговая политика поддержки малых и средних предприятий в современной России

Под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям.[6]

Для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

                  организация должна быть только коммерческой;

                  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25%;

                  доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, так же не должна превышать 25%;

                  средняя численность работников за отчетный период не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Коммерческими организациями признаются: "организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности".

Как было отмечено выше, для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. Средняя численность работников определяется в этом случае с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а так же работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Таким образом, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, сточки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо, прежде всего, зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

 

1.3.1. Роль малого и среднего бизнеса в экономике России и за рубежом

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран и Российской Федерации. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам.

Малые предприятия, посредством наращивания технологических и в финансовых ресурсов, переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, контролирующие выполнение намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

                  создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

                  реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

                  реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

                  оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

                  применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

                  упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

                  снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

                  поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

                  интенсификацию инвестиционных процессов;

                  стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

- законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

- включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

Таблица 1.1

Показатели развития предпринимательства в 2009 г.[7]

 

Количество малых и средних предприятий (тыс.)

Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей

Занятость на малых и средних предприятий (млн. чел.)

Доля малых и средних предприятий в общей занятости (%)

Доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (%)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

ЕС в целом

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

844

5,65

8,3

13

10-11

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства