Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть текущие особенности, виды и функции налогообложения в Российской Федерации, также в данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение_________________________________________________3

1. Налоги; сущность, функции. Принципы и формы налогооблажения. Классическая и кейнсианская концепции налогообложения, механизм их практической реализации.__________________________________4

2. Налоговая система России. Виды налогов.__________________15

3. Классификация налогов: по ставкам налогообложения, по способу взимания, по объектам и субъектам налогообложения.__________17

4. Фискальная политика государства,её виды___________________21

5.Поступление в бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая политика и её влияние на экономическое развитие РФ, в рыночных условиях____32

Заключение_______________________________________________46

Список используемой литературы_____________________________47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

По поводу первой инициативы можно сказать, что предыдущее сниже-ние ставки с 20% до 18% выразилось в трансформацию сэкономленной сум-мы НДС в прибыль предприятия, благодаря чему поступления по налогу на прибыль в бюджетную систему возросли в большей мере, чем ожидалось по итогам 2004 г.            Решение новых задач, стоящих перед налоговой системой России, от-личается необходимостью глубоких разработок в области теории налогов, правовых отношений и организационно-практических аспектов деятельности налоговых органов. Развитие хозяйственных, международных экономических связей, вопросы вступления в различные международные организации и со-общества ставят перед Россией и задачу конкурентоспособности отечествен-ной налоговой системы.

5.3Влияние налогов на экономическое развитие.

Влияние налогов на экономику.       Важным инструментом регулирования структуры экономики и предпринимательской деятельности являются налоги. Изучение опыта западных стран показывает, что, несмотря на разные точки зрения на роль налогов, практически везде признается необходимость их применения. Интенсивность фискального регулирования зависит от уровня социально-экономического развития и стадии хозяйственного цикла. Так, в периоды кризиса и резкой дифференциации уровня жизни населения государство, как правило, использует данный инструмент более активно.    Для налогового регулирования экономики в России используются те же инструменты, что и в развитых странах:      А)специальные режимы фискального обложения;   Б)пониженные ставки;        В)льготы в виде полного или частичного освобождения от налога определенных категорий плательщиков, отдельных видов деятельности и доходов по ним;         Г)перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок. Однако у нас их применение не дало ожидаемых результатов. Причина в том, что их использование было некомпетентным, в частности, не учитывались состояние экономики и специфика налогов, не определялись последствия реализации тех или иных мер. Одновременно увеличивалось общее количество взимаемых налогов и их ставки (правда, благодаря льготам некоторые предприятия сумели остаться прибыльными).    В России налоговое регулирование экономики в 1992-1998 гг. не отвечало общепринятым принципам, установленным еще А. Смитом и ставшим аксиомами фискального обложения (соответствие налогов уровню платежеспособности облагаемого субъекта; определенность и экономичность налогов; удобство и простота техники их взимания). Идеей фикс государства было сокращение бюджетного дефицита. Для ее достижения количество налогов и их ставки увеличивали даже в условиях экономического кризиса, вызванного "шоковой терапией" (т.е. при сокращении объемов производства и собственных оборотных средств у предприятий). Чрезмерное усиление фискального бремени усугубило и без того тяжелое положение предприятий. Финансовый кризис 1997-1998 гг. вскрыл нарушение допустимого предела налогообложения.          С 1999 г. в России концепция налогообложения изменилась. В частности, был осуществлен переход к принципу нейтральности обложения (как и в развитых странах). Однако, и этот вариант налоговой реформы не соответствует социально-экономической ситуации и стратегическим целям, провозглашаемым государством.      Нейтральность налогообложения предполагает высокий уровень развития экономики. Суть данного принципа обложения в том, чтобы не оказывать влияния на мотивы поведения предпринимателя, выбор вида деятельности и соответственно вложение капитала. При сегодняшней слабости и неустойчивости отечественной экономики, а также необходимости ее структурных преобразований провозглашение указанного принципа является стратегически поспешным и экономически не обоснованным решением.         Рост совокупного уровня налогообложения в 1992-1998 гг. сопровождался утверждениями, что он в России примерно такой же, как в развитых странах. Для сравнения использовался показатель доли налогов и сборов в ВВП. Но во внимание не были взяты резкое сокращение собственных оборотных средств и низкая платежеспособность отечественных предприятий, в то время как финансовое положение западных предпринимателей гораздо устойчивее. А ведь предельная граница обложения зависит от финансового положения налогоплательщика и не может быть у нас такой же, как в развитых странах.    Действительно, для экономики в целом тяжесть фискального бремени общепринято определять по доле налогов и сборов в ВВП. Но в развитых странах при этом учитываются все налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями, в том числе и страховые взносы в социальные фонды. В России же страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды до 2001 г. не входили в систему налогов и соответственно в расчет фискального бремени.          Для устранения данного недостатка и приведения к сопоставимости налоговой нагрузки российских организаций был произведен ее расчет с учетом отчислений в целевые бюджетные (дорожные фонды и др.) и внебюджетные социальные фонды ,которые по своей сущности являются налогами и уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпринимателей.          Время налогов и сборов было фактически тяжелее, чем это определялось правительством РФ (когда в расчет брались лишь суммы налоговых поступлений в бюджет) и даже чем при расчете по технологии, принятой в развитых экономиках.         Реальная налоговая нагрузка по отраслям экономики неравномерна и по России, и по регионам. В наиболее выгодных условиях находятся финансовая сфера, торговля и обслуживание, поскольку у них срок оборота капитала меньше и окупаемость затрат быстрее. Так, первая (банки) при высоком уровне доходов имеет очень низкую нагрузку - около 4% всех фискальных поступлений, в то время как доля промышленности составляет примерно 40%10. С другой стороны, несмотря на немалые льготы, доля расходов на уплату налогов у сельскохозяйственных товаропроизводителей в течение этого периода была почти в 2 раза выше, чем у предпринимателей, занятых в сфере торговли и общественном питании.    Причины этого в том, что в сельском хозяйстве затраты велики, а срок их окупаемости более длительный, чем в торговле.   Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах обеспечивается комплексной системой мер налоговой, кредитной и ценовой политики. В России же кредитная политика не учитывала негативные последствия инфляции для предпринимателей. Кроме того, в рассматриваемый период в силу общей неустойчивости в стране банки предпочитали выдавать краткосрочные кредиты. Но такой вид кредитования из-за естественной длительности оборота капитала неприемлем для сельского хозяйства. Как следствие имела место замена денежных кредитов товарными, например в виде горюче-смазочных материалов. Это способствовало увеличению налоговой нагрузки, ибо сельскохозяйственные предприятия для осуществления своей хозяйственной деятельности были вынуждены продавать часть горюче-смазочных материалов, что приводило к возникновению объектов обложения по НДС, налогу на прибыль, налогу на реализацию ГСМ и другим налогам с оборота. В результате такой "помощи" росла задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей перед бюджетом.            С 2001 г. снизилась совокупная фискальная нагрузка на предприятия в результате отмены (снижения) налогов с оборота, фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). При введении этих мер рассчитывали, что при условии стабильности экономики за счет увеличения базы возрастут поступления по налогу на прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий.       1.01.2008 г. ставка налога на прибыль снизилась до 24%, но одновременно были отменены льготы. Думается, что результат от данной акции не будет таким же эффективным, как в 1999-2000 гг., потому что в предыдущие годы льготы позволяли уменьшать сумму выплат по этому налогу на 50%. Это равносильно ставкам 15-17% при действовавших в зависимости от региона 30-35%. Анализ влияния реформы налогообложения на основные отрасли экономики и предпринимательскую деятельность позволил сделать следующие выводы.       1. Реформа налоговой системы не обеспечила структурной перестройки экономики ни по России в целом, ни в регионах. Увеличение объема фискальных поступлений (в абсолютных суммах) в 1992-2007 гг. было в значительной мере обусловлено инфляцией, а не экономическим ростом12.  2. Уровень налогообложения предпринимателей зависел от сферы деятельности, так как по отдельным видам налогов федеральными законами были установлены отраслевые льготы. Степень влияния фискального обложения обусловлена отраслевой особенностью структуры и объемом затрат, скоростью оборота капитала. Наиболее высок уровень налоговой нагрузки в промышленности, самый низкий - в банковской сфере. В сельском хозяйстве, несмотря на наличие льгот, он был выше, чем в торговле. Наибольший удельный вес в затратах на уплату налогов и сборов имеют промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, а наименьший - торговля и общественное питание.   3. Различия в уровне налогообложения основных отраслей экономики отразились на динамике малых и убыточных предприятий. В среде малого бизнеса преобладают предприятия торговли и общественного питания, причем их доля ежегодно увеличивается. В то же время наблюдается негативная тенденция по ежегодному сокращению числа крестьянских (фермерских) хозяйств, резкому увеличению количества убыточных сельскохозяйственных предприятий.       4. Последствия фискального обложения зависят от эффективности производства. Тяжесть такой нагрузки определяется не только величиной совокупного налогового изъятия, но и финансовым состоянием организаций. Поэтому допустимый предел обложения не может быть одинаковым для налогоплательщиков развитых стран и России.      5. Индикаторами допустимого предела налогообложения является динамика:            а)ВВП и ВДС (в сопоставимых ценах); объема производства (в сопоставимых ценах) по отраслям;       б)размера суммы налоговых платежей, объема задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему и ее удельного веса в общей сумме начисленных налогов и сборов;        в)числа малых и убыточных (прибыльных) предприятий по отраслям.  Превышение допустимого предела налогообложения в 1996 и 1998 гг. подтверждают резкое сокращение объемов производства (в сопоставимых ценах), снижение налоговых доходов и увеличение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему.       6. Для стимулирования предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях необходимо достижение эффективности использования налоговых инструментов. При определении предела обложения следует учитывать совокупное фискальное бремя и платежеспособность различных категорий хозяйствующих субъектов. Тяжесть последствий налогов и сборов во многом зависит от источника их уплаты. При прогнозировании влияния предполагаемых изменений экономически обосновано определять уровень фискальной нагрузки по отношению к добавленной стоимости.       7. Реализация принципа нейтральности налогообложения фактически оказывает неодинаковое влияние на финансовое положение предприятий различных отраслей. Сохраняется зависимость благосостояния России от сырьевого сектора и мировых цен на нефть и газ. Для осуществления структурных преобразований экономики и развития предпринимательства в ключевых и важных для общества сферах деятельности должен доминировать принцип эффективности налогообложения. Следует целенаправленно использовать систему дифференцированных налоговых льгот для приоритетных отраслей

Заключение

Основные  функции налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим  и  юридическим  лицам налоговых льгот  в  соответствии  с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система.  Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.   Цели и задачи налоговой реформы не раз озвучивались правительственными ведомствами, отвечающими за формирование налоговой политики государства. На своем заседании Правительство РФ одобрило предложения по основным положениям налоговой реформы, закрепляющие цели и задачи. Также был одобрен ряд мер, направленных на снижение налогового бремени. . Таким образом, уже сегодня можно утверждать, что Правительство предприняло достаточно серьезные шаги в направлении реального снижения налогового бремени на налогоплательщиков. Одним из основных инструментов в руках государства является финансовое воздействие, прежде всего через налоговую систему.            В ходе курсовой работы я пришёл к выводу, что основными требованиями к современной налоговой политике государства с рыночной экономикой являются: 1)налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике. 2)налоги должны служить более справедливому распределению. 3)порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в жизнь налогоплательщика. 4)обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер. В данной курсовой работе я попытался оценить действующую в России налоговую систему, разобраться в ее структуре, а также проанализировать пути ее дальнейшего реформирования. 
 

  Список используемой литературы

  1. Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы - 2000. №1
  2. Сидорова Н.И. Влияние налоговой реформы России на развитие основных отраслей экономики и предпринимательства. //Экономическая наука современной России . 2002. №4.
  3. Налогообложение в России: справочник для менеджеров и предпринимателей. Н.а Нефедов. –М.: Финансы и статистика - 2004.
  4. Налоги и налогообложение №3. Научно-практический журнал. Март 2007. Статья Оралова Е.В.
  5. Налоги и налогообложение №6. Научно-практический журнал. Май 2007. Статья «Об основных направлений налоговой политики на 2008-2011 годы». Шапалов С.Д.
  6. Андреев И.М. Об упрощенной системе налогообложения.// Налоговый вестник. - 2005.- №8.
  7. Полное практическое руководство по упрощенной системе налогообложения/ И.А.Феоктистов, Ф.Н. Филина. – М.: ГросМедиа: РОСБУХ, 2009г.
  8. Упрощенная система налогообложения: сложные вопросы, оптимальные решения/ Ю.А.Суслов. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009г.
  9. Анализ налоговых ошибок. А.И. Кочетков./4-е издание, перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2004г.
  10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  11. Борзунова О.А. Правовые вопросы совершенствования                      2налоговой системы.//  Финансы. - 2005.- №7
  12. Оптимизация налогообложения экономического субъекта: Учебное пособие/ Л.А.Злобина, М.М. Стажков. – М.: Академический проект, 2003г .
  13. Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12.
  14. Капитоненко В.В. Инфляционный сдвиг налоговой ставки на кривой Лаффэра // Экономика и технология: межвузовский сборник научных трудов. М.: РЭА, 1994.
  15. Упрощенная система налогообложения.- 9-е издание, перераб., доп. – М.: «Ось-89», 2009г.
 
 

 

Информация о работе Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России