Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть текущие особенности, виды и функции налогообложения в Российской Федерации, также в данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение_________________________________________________3

1. Налоги; сущность, функции. Принципы и формы налогооблажения. Классическая и кейнсианская концепции налогообложения, механизм их практической реализации.__________________________________4

2. Налоговая система России. Виды налогов.__________________15

3. Классификация налогов: по ставкам налогообложения, по способу взимания, по объектам и субъектам налогообложения.__________17

4. Фискальная политика государства,её виды___________________21

5.Поступление в бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая политика и её влияние на экономическое развитие РФ, в рыночных условиях____32

Заключение_______________________________________________46

Список используемой литературы_____________________________47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     Особое  значение имеет дифференциация налогов  по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль, где налог на прибыль составляет 13% от общей прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

     При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор). 

1.3Виды  налогов:

     Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

      Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве  развитых стран заменён налогом  на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги); на наследство; на сделки с  недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги.

      Они частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендую и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

      Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счёт прибыли . В долгострочном плане эластичность предложения растёт, и на потребителя перекладывается всё большая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.       

1.4Принципы и формы налогообложений:

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права  Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

     1. Принцип справедливости. Налоги  — законная форма изъятия части  собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.

     Смит  выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

     При этом проблема справедливости налогообложения  напрямую увязывалась с вопросами  равенства налогового бремени (равенства  при изъятии части доходов) и  переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

     Вместе  с тем справедливость налогообложения  на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо  развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение касается экономически эффективные предприятия.

     2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

     3. Принцип удобства налогообложения.  Смысл этого принципа заключается  в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

     4. Принцип экономии. Сегодня данный  принцип рассматривается как  чисто технический принцип построения  налога. Трактуется он обычно  следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

     Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917):

     1. Финансовые принципы организации  налогообложения:

достаточность налогообложения;

эластичность (подвижность) налогообложения.

     2. Народнохозяйственные принципы:

надлежащий  выбор источника налогообложения, т. е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход  или капитал отдельного лица либо населения в целом;

правильная  комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.

     3. Этические принципы, принципы справедливости:

всеобщность налогообложения;

равномерность налогообложения.

     4. Административно-технические правила  или принципы налогового управления:

определенность  налогообложения;

удобство  уплаты налога;

максимальное  уменьшение издержек взимания.

     Исторически принципы налогообложения первоначально  формировались как элемент налоговой  идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX— начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

     Основоположником  кейнсианской теории налогообложения  является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883 - 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

     Концепция Дж.М. Кейнса исходит из того, что  высокие темпы развития экономики  должны базироваться на расширении емкости  рынка и связанном с ним  увеличении массового потребления. Исходя из этого, вмешательство государства  осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж.М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории, экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж.М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

     Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь «встроенными механизмами гибкости».

     Экономическая теория Дж.М. Кейнса имела большое  прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

     Рассмотрим  выделяемые в настоящее время  принципы налогообложения.

     1. Принцип законности налогообложения.  Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

     2. Принцип всеобщности и равенства  налогообложения. Принцип всеобщности  налогообложения конституционный  и закреплен в ст. 57 Конституции  Российской Федерации, согласно  новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

     В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в  финансировании публичных затрат государства  и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит  в том, что определенные налоговые  обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

     Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан  перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции  Российской Федерации). Конституционные  положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

     В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, а также налоговые  льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Информация о работе Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России