Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть текущие особенности, виды и функции налогообложения в Российской Федерации, также в данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение_________________________________________________3

1. Налоги; сущность, функции. Принципы и формы налогооблажения. Классическая и кейнсианская концепции налогообложения, механизм их практической реализации.__________________________________4

2. Налоговая система России. Виды налогов.__________________15

3. Классификация налогов: по ставкам налогообложения, по способу взимания, по объектам и субъектам налогообложения.__________17

4. Фискальная политика государства,её виды___________________21

5.Поступление в бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая политика и её влияние на экономическое развитие РФ, в рыночных условиях____32

Заключение_______________________________________________46

Список используемой литературы_____________________________47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

•               косвенные.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

     Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

     Владелец  товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

     В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

•               налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

•               налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество  организаций, налог на прибыль организаций);

• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный  налог, транспортный налог, государственная  пошлина).

     По  источнику , за счет которого организации  уплачивают налоги, различают следующие  налоги:

•               налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

•               налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог  и др.);

•               налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;

•               налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций  после уплаты налога на прибыль.

По степени  обложения выделяют три группы налогов:

•              прогрессивные, когда налогообложение возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

•              пропорциональные, когда обложение не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

•               регрессивные, когда обложение снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости  от направления использования собранных  платежей налоги делятся на:

•               общие;

•               специальные.

     Первые  могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют  целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.

     В основу классификации налогов может  быть положен и принцип распределения  налоговых поступлений между  бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете.

По времени  уплаты налоги бывают:

•               текущие;

•               единовременные;

•               чрезвычайные.

     Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего  времени владения имуществом, получения  дохода в результате осуществления  какой-либо деятельности. Например, НДС  платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

     Уплата  единовременных налогов связана  с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к  налогу на имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает  у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

     Чрезвычайные  налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.  

4.1. Фискальная политика государства. 

     Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика —  правительственная политика, один из основных методов вмешательства  государства в экономику с  целью уменьшения колебаний бизнес-циклов1 и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

     Виды  фискальной политики:

     В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, инструменты  фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

     Стимулирующая фискальная политика применяется при  спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

      Фискальная  политика предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

      Фискальная  политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной  фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объём национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. 

4.2.Основные цели фискальной политики

     Огромные  средства (592 млд. $, или 35,4% ввп за 2008г в РФ) взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.     Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.    Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.           Государство и совокупный спрос.      Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:

AD= C + I + G + X, (1)           где AD - совокупный спрос; С- потребительский спрос; I- инвестиционный спрос частные инвестиции); G - спрос государства (государственные расходы); X- чистый экспорт. Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I(см. 4.3). Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой Т (taxes), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:        S +T = I+ G. (2)       Если преобразовать это уравнение, то получим          S - I = G - T. (3)       Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.          Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций. Инвестиции характеризуются, среди прочего, двумя взаимосвязанным параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. Для описания соотношения между риском и прибылью часто используется модель CAPM2.     Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего, интегрального риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического. При этом средне российский риск принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться.      Госбюджет и динамика ВВП         Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики - росту доходов и ВВП. Доходы федерального бюджета в 2007 составили 23,7 % ВВП. При росте ВВП рост государственных доходов приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы. В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от того, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.         В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.        Налоги и совокупное предложение .      В ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета и профицит. Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера. Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.            Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс - дефлятор ВВП.

4.3. Государственные расходы.

Начнём с  анализа влияния государственных  расходов на совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов (потребление + инвестиции, или (С+In). Включение в наш анализ государственных расходов (G) сдвинет график совокупных расходов (C+In) вверх и вызовет рост величины ВНП. Точка макроэкономического равновесия перемениться вверх по линии в 45 градусов. См. рисунок.

Таким образом, государственные расходы оказывают  совокупный спрос влияния, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов          Мультипликатор государственных расходов      m = 1/(1-0,8) = 5           Изменение национального дохода (изменение ВНП)     прирост ВНП за счет роста инвестиций       ∆Y = m x ∆I          прирост ВНП за счет роста государственных расходов     ∆Y = m x ∆G

4.4Влияние на совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные

макроэкономические  агенты. На совокупное предложение  влияют налоги и трансферты; государственные  расходы не имеют на предложение  особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

4.5 Фазы цикла: кризис,депрессия, оживление.

Экономический цикл — это постоянные, периодически повторяющиеся во времени, взлеты (подъемы) и падения (спады) рыночной конъюнктуры, экономической активности.     Единичный цикл охватывает период движения экономики от одного подъема (спада) до другого. Один цикл может занимать несколько лет, отличаясь от других продолжительностью и интенсивностью (иногда даже отсутствуют отдельные фазы).  При неизбежных особенностях каждого состоявшегося цикла у них есть нечто общее —последовательность одинаковых фаз внутри каждого цикла («пик» — «спад» — «дно» — «подъем»), причем обычно высота «нового» пика превосходит прежнюю. «Пик» — это полная занятость трудоспособного населения, производство загружено на всю мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, однако рост деловой активности уменьшается.    «Спад» (кризис) — фаза, на которой сокращается производство, снижается занятость, однако уровень цен не снижается (классическая ситуация «стагфляции»). Кризис представляет нарушение сложившегося равновесия, он является наиболее сокрушительной и критической фазой промышленного цикла, прежде всего из-за своей неожиданности.   Безработица растет, достигая критической черты, а заработная плата падает. Когда прибыли падают даже у крупнейших предприятий, то никто не думает о капитальных вложениях —они также резко уменьшаются. Кризис переходит в депрессию. 

Информация о работе Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России