Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть текущие особенности, виды и функции налогообложения в Российской Федерации, также в данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение_________________________________________________3

1. Налоги; сущность, функции. Принципы и формы налогооблажения. Классическая и кейнсианская концепции налогообложения, механизм их практической реализации.__________________________________4

2. Налоговая система России. Виды налогов.__________________15

3. Классификация налогов: по ставкам налогообложения, по способу взимания, по объектам и субъектам налогообложения.__________17

4. Фискальная политика государства,её виды___________________21

5.Поступление в бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая политика и её влияние на экономическое развитие РФ, в рыночных условиях____32

Заключение_______________________________________________46

Список используемой литературы_____________________________47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     3. Принцип справедливости налогообложения.  В Российской Федерации до  принятия первой части НК РФ  данный принцип первоначально  был сформулирован в п. 5 постановления  Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях  обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

     4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

     5. Принцип установления налогов  и сборов в должной правовой  процедуре. Данный принцип закреплен  и реализуется, в частности,  через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

     6. Принцип экономической обоснованности  налогообложения. Налоги и сборы  не только не должны быть  чрезмерно обременительными для  налогоплательщиков, но и должны  обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

     7. Принцип презумпции толкования  в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

     8. Принцип определенности налоговой  обязанности. Он закреплен в  п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с  указанным принципом акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

     9. Принцип единства экономического  пространства Российской Федерации  и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный,  закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

     10. Принцип единства системы налогов  и сборов. Правовое значение необходимости  существования рассматриваемого  принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер. 

2. Налоговая система  России. Виды налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

     Состоит из двух частей: часть первая (общая  часть), которой установлены общие  принципы налогообложения, и часть  вторая (специальная или особенная  часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

     Первая  часть.

Первая  часть Кодекса подписана Президентом  Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает  общие принципы налогообложения  и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

     1)виды  налогов и сборов, взимаемых в  Российской Федерации;

     2)основания  возникновения (изменения, прекращения)  и порядок исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов;

     3)принципы  установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

     4)права  и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых  агентов, других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

     5)формы  и методы налогового контроля;

     6)ответственность  за совершение налоговых правонарушений;

     7)порядок  обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц.

     Вторая  часть:

Вторая  часть Кодекса подписана Президентом  Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

     Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

     С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

     1)Налог на добавленную стоимость

     2)Акцизы

     3)Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2002 года введены: 

     1)Налог на прибыль организаций

     2)Налог на добычу полезных ископаемых

     3)Налог с продаж

     4)Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

С 1 января 2003 года введены также:

     1)Транспортный налог

     2)Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)

     3)Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

В июне 2003 года введена система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции (специальный налоговый  режим).

     С 1 января 2004 года действуют главы  Кодекса, которыми установлены:

1)Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2)Налог на игорный бизнес

3)Налог на имущество организаций

И лишь с 1 января 2005 года действуют главы  Кодекса, которыми установлены:

1)Водный налог

2)Государственная пошлина

3)Земельный налог

     По  состоянию на 2008 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц». 

3.Классификация  налогов.

Множественность налогов, их различное назначение и  построение делают необходимой классификацию налогов.  

НК РФ предусмотрено деление налогов  и сборов по видам на три группы:  

•               федеральные;  

•               региональные;  

•               местные.  

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

     Региональными являются налоги и сборы, установленные  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

     К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

     Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.

     До  вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и  местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации.

По форме  взимания различают налоги:

•               прямые;

Информация о работе Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России