Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть текущие особенности, виды и функции налогообложения в Российской Федерации, также в данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение_________________________________________________3

1. Налоги; сущность, функции. Принципы и формы налогооблажения. Классическая и кейнсианская концепции налогообложения, механизм их практической реализации.__________________________________4

2. Налоговая система России. Виды налогов.__________________15

3. Классификация налогов: по ставкам налогообложения, по способу взимания, по объектам и субъектам налогообложения.__________17

4. Фискальная политика государства,её виды___________________21

5.Поступление в бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая политика и её влияние на экономическое развитие РФ, в рыночных условиях____32

Заключение_______________________________________________46

Список используемой литературы_____________________________47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки РФ муниципальное  Образовательное Учреждение Волжский Институт Экономики, Педагогики и Права. 
 

Кафедра Экономической теории.

Факультет очного обучения. 

Курсовая  работа

по  дисциплине: «Экономическая теория».

на  тему : «Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса

«Менеджмент организации»

Гр.1М-1.

Букин Сергей Александрович

Научный руководитель:

к.э.н., проф. Пономарёва Н.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волжский 2010. 

Тема: Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности  в современной России. 

Введение_________________________________________________3 

1. Налоги; сущность, функции. Принципы и формы налогооблажения. Классическая и кейнсианская концепции налогообложения, механизм их практической реализации.__________________________________4 

2. Налоговая  система России. Виды налогов.__________________15 

3. Классификация  налогов: по ставкам налогообложения, по способу взимания, по объектам и субъектам налогообложения.__________17 

4. Фискальная политика государства,её виды___________________21 

5.Поступление  в бюджет. Кривая Лаффера. Налоговая  политика и её влияние на  экономическое развитие РФ, в рыночных условиях____32 

Заключение_______________________________________________46 

Список используемой литературы_____________________________47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Я считаю тему налогообложения на данном этапе экономического развития очень  актуальной именно в России, в стране с развивающимися рыночными отношениями. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Любому государству для осуществления его функций необходимы определённые финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги.

     Цель  моей работы рассмотреть текущие  особенности, виды и функции налогообложения в Российской Федерации, также в данной курсовой работе мне хотелось бы пояснить классификацию налогов России, определить основные принципы и формы налогообложения в государственной экономике. Таким образом, основная цель работы - определение сущности и структуры налоговой системы в Российской Федерации, а также основных налогов, взимаемых на территории страны. Я считаю, что эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

        Немалую роль в формировании  классической теории налогообложения  сыграли А. Смит, Д. Рекардо  и Ф. Кенэ. Они выявили основные  принципы налогообложения, следуя  которым государство может двигаться  по оптимальному варианту развития. В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н.Тургенев (1789—1871 гг.). Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения. Современные модели налогообложения рассмотрены в трудах А. Брызгалина, З. Клюкович, А. Козырина, В. Князева, С. Пепеляева, В. Пушкаревой, Д. Черника, С. Шаталова, которые посвятили свои работы анализу и развитию современного налогообложения.

1. Налоги: Сущность, функции.  Принципы и формы  налогообложения.. 

1.1Сущность налога:

      Налоги  появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан необходимые для сожержания публичной власти. В истории развития общества ещё не одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определённая сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управления, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

      Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 16.07.1992) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что «под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.»

      Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

      Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги».

      В дополнении ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

      «Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.»

      «По налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:                

      -необлагаемый  минимум объекта налога;

      -изъятие  из обложения определённых элементов объекта налога;

      -освобождение  от уплаты налога отдельных  лиц или категории плательщиков;

      -понижение  налоговых ставок;

      -вычет  из налогового оклада (налогового  платежа за расчетный период)

      -целевые  налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

      -прочие  налоговые льготы.»

      Для более детального рассмотрения проблем  налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

      Налоговое бремя – это величина налоговой  суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли налогоплательщика. В конце XX века на западе в большинстве стран идёт понижение ставок налогов. В результате, если в целом по ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) фирмы выплачивали в 1986 году в счёт налогов 46% своей прибыли, то в 1990 году 36%, а в 2003 году 31%. 

     1.2Функции налогов:                                                 

              Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

     Первой  и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование  доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

     Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое: число привлеченных налоговыми органами к уплате граждан-предпринимателей составило 343,5 тыс. в 2007 г. и 726,4 тыс. в 2008 г., а из общего числа проверенных налоговыми органами выявлено нарушений у 13,5% в 2007 г. и 14,6% в 2008 г., т.е. каждый седьмой гражданин-предприниматель пытался (намеренно или по незнанию) недоплатить в казну.

     Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

     Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

     Действующие льготы по налогообложению прибыли  предприятий направлены на стимулирование:

— финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

— малых форм предпринимательства;

— занятости инвалидов и пенсионеров;

— благотворительной деятельности в  социально-культурной и природоохранной  сферах;

     Преференции установлены в вид инвестиционного  налогового кредита и целевой  налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности, платности, срочности оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

     Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

     Подфункцию  воспроизводственного назначения несут  в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи  за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Информация о работе Налоги: сущность, формы, принципы налогообложения. Фискальная политика и её особенности в современной России