Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа
Вопрос 1. Дайте характеристику каждого из этих потенциалов, оцените их состояние в условиях России и основную тенденцию в изменении качественных и количественных параметров.
Тема 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели 3
Тема 2. Природные и исторические условия развития национальной экономики. 6
Тема 3. Промышленный потенциал России и его структура. Промышленная политика 9
Тема 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики 10
Тема 5. Научный комплекс национальной экономики 13
Тема 6. Денежно-кредитная и финансовая системы в национальной экономике 14
Тема 7. Банковская система национальной экономики 18
Тема 8. Экономическая эффективность национальной экономики 20
Тема 9. Государственное регулирование национальной экономики 22
Тема 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики 24
Тема 11. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике 25
Тема 12. Национальная экономика и экономическая безопасность 28
Список литературы 32
Однако этим дело не исчерпывается. Сегодня резко нарушена структура личных доходов по источникам их образования. Еще совсем недавно, в 1993 году, 2/3 личных доходов формировалось за счет оплаты труда. В первом полугодии 1994 года эта доля снизилась до 50%, а в январе-марте 2003 г. составила 41,3%. При относительно стабильной доли социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии и т.д.) остальная часть личных доходов в январе-марте 2003 г. (45,8%) получена за счет предпринимательской деятельности (помимо оплаты труда), операций с недвижимостью, дивидендов по вкладам и акциям. Эти диспропорции ведут к снижению трудовой мотивации, то есть работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным.
Снижение степени доступности и услуг в основных отраслях социальной сферы таит в себе “дальние” угрозы. Коммерциализации сфер образования, здравоохранения, науки, не регламентированная правовыми нормами, при мизерности бюджетного финансирования угрожает будущему России. Уже отмечено снижение уровня образования, снижение качества бесплатных медицинских услуг (отдельные их виды стали только платными). Все это в будущем приведет к дальнейшему углублению кризиса общества.
К числу угроз социальной стабильности относится и рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу потому, что приобрел массовый и застойный характер. И дело здесь не только в том, что безработица усиливает недовольство людей. Она крайне нерациональна и неэффективна с экономической точки зрения так как увеличивает нагрузку на занятых, перенося на них расходы по содержанию своего рода социальных иждивенцев. А этого можно реально достичь (без общего снижения уровня жизни) лишь на основе существенного повышения производительности труда, на что в условиях уже описанного спада рассчитывать не приходится. Следствием этого явилось снижение уровня жизни. За чертой бедности на конец 2003 г. проживало 29,6 млн. человек (20,6% от общей численности населения).
Напряженная ситуация сложилась и в процессе воспроизводства. Наблюдается естественная убыль населения (коэффициент естественного прироста в 1996 г. был -5,5 человек / тысячу человек). В 2003 г. умерло на 888,5 тыс. человек больше, чем родилось. Это обусловлено низким уровнем жизни, падением рождаемости, ростом смертности (в том числе и детской). Наблюдается такой процесс как старение нации, что ведет за собой снижение удельного веса экономически активного населения.
Многие
показатели параметров жизнеобеспечения
в социальной сфере превысили
пороговые значения: уровень безработицы
составил 9,6% (пороговое значение 7%); доля
в населении людей, проживающих ниже прожиточного
минимума - 20,6% (пороговое значение 7%) и
др.
Вопрос 3. Каковы формы и причины проявления криминальных тенденций в данных сферах? Почему они представляют реальную опасность? Как, по вашему мнению, можно преодолеть данные негативы?
В
последние годы резко ухудшилась
криминогенная ситуация в экономической
сфере, которая уже сегодня
Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем: наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. В криминальную орбиту втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны. Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которых немало государственных предприятий. Доля “теневого сектора” экономики оценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве доходит до половины.
Серьезную
угрозу для экономики и прежде
всего для становления
Даже
краткий анализ современных угроз
позволяет сделать вывод о
необходимости радикального изменения
подходов к обеспечению экономической
безопасности страны. Нарастание этих
угроз во многом связано с просчетами
в выборе стратегии и тактики российских
реформ. Необходима разработка продуманной
концепции обеспечения экономической
безопасности на основе зарубежного опыта
и, особенно подчеркиваю, с учетом реальностей
России и её экономики. Я считаю, что все
экономические преобразования должны
исходить из такой концепции, чтобы не
допустить потери Россией своей национальной
и экономической независимости.
Вопрос 4. Поставьте вместо многоточий и заданных вопросов свои ответы. По каким параметрам ситуация в США в 30-е гг XX в. Схожа с ситуацией в России на рубеже XX – XXI вв.? Актуален ли для России американский опыт?
В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале “нового курса”, основными направлениями которого были:
Для координации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 года был образован федеральный Комитет по экономической безопасности (КЭБ), который возглавила министр труда Френсис Перкинс. В состав Комитета входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава федеральной службы по чрезвычайной помощи. КЭБ фактически возглавил всю работу по нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, по выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных.
Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме экономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нет баланса между ветвями власти), имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.
С
точки зрения экономической безопасности
Россия далеко вышла за пределы безопасного
состояния. Как и во всех странах, проблемы
экономической безопасности начали рассматриваться
только тогда, когда экономика приблизилась,
а потом и превысила пороговые значения
показателей экономической безопасности.
Сейчас экономическая политика не отличается
ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной
политики, нет детально разработанных
программ по обеспечению экономической
безопасности страны. В программном документе
Правительства РФ - концепции среднесрочной
программы на 1997-2000 гг. об угрозах безопасности
страны в содержательном плане ничего
не сказано. Отсутствует констатация угрозы
утраты национального контроля над важнейшими
секторами экономики России, нет анализа
причин падения на треть эффективности
производства и т.д. Невзирая на тенденцию
к дальнейшему спаду и критическое состояние
народно-хозяйственного комплекса утверждается,
что “созданы решающие предпосылки для
перехода к следующему этапу преобразований
российской экономики, к её структурной
перестройке и возобновлению на этой основе
экономического роста”. Для реального
решения проблем, связанных с состоянием
экономики, необходимо осознание их важности
верхами власти - Президентом, Правительством,
Государственной Думой, чтобы и сами проблемы
и действия по их разрешению являлись
основой государственной программы по
выводу экономики из кризиса.