Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Вопрос 1. Дайте характеристику каждого из этих потенциалов, оцените их состояние в условиях России и основную тенденцию в изменении качественных и количественных параметров.

Содержание

Тема 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели 3
Тема 2. Природные и исторические условия развития национальной экономики. 6
Тема 3. Промышленный потенциал России и его структура. Промышленная политика 9
Тема 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики 10
Тема 5. Научный комплекс национальной экономики 13
Тема 6. Денежно-кредитная и финансовая системы в национальной экономике 14
Тема 7. Банковская система национальной экономики 18
Тема 8. Экономическая эффективность национальной экономики 20
Тема 9. Государственное регулирование национальной экономики 22
Тема 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики 24
Тема 11. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике 25
Тема 12. Национальная экономика и экономическая безопасность 28
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

ПТК нац экон мой.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Слабым  местом российской науки в 90-х гг. стало её финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное  их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% до 0,8 – 1%, в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет 60%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов.

     Это отражается на возможностях научно-исследовательских  организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87 % из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной платы, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы). 

Вопрос 2. Каковы соответствующие  цифры в России? Следует ли считать выявленное Вами положение нормальным? Как, на Ваш взгляд, следует решать проблему научного комплекса в России?

             С конца 90-х начался рост затрат на исследования и достиг максимального объёма в 2003 году, после чего (в 2004 и 2005 годах) реальный прирост затрат (в ценах предыдущего года) вновь был отрицательным. В 2005 году эти затраты составляли 230,8 млрд руб., то есть 1,07% валового внутреннего продукта. Мировые инновационные лидеры — Япония и США — тратят на науку и разработки в 2,5—3 раза большую долю ВВП. (Напомним, что наш ВВП составляет чуть более 7% американского.) Итого, в абсолютном выражении Россия выделяет на науку примерно в 43 раза меньшую сумму, чем США. Результат, как говорится, налицо: по числу выданных гражданам России патентов мы отстаём от Японии и Кореи в 6 и 8 раз соответственно, экспорт высоких технологий составляет всего 9% от экспорта промышленных товаров, лишь незначительная часть созданных в России в последние годы передовых технологий не имеет зарубежных аналогов. 

Вопрос 3. Раскройте суть понятия «грант» и механизм его использования? Какие учреждения уполномочены их предоставлять и на каких условиях?

      Гранты  – денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

      Грант является предметом гражданско-правового  договора пожертвования и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами ст.582 Гражданского кодекса РФ.

      Грант подразумевает соревнования, комиссия выбирает лучшего из участников.  

Тема 6. Денежно-кредитная и финансовая системы в национальной экономике 

Вопрос 1. Какой орган  является проводником  денежно-кредитной  политики государства  в России? Каковы его цели, задачи, полномочия? Каким  законом регулируется его деятельность?

     Общепризнанным инструментом, дополняющим бюджетную политику государства, является его кредитно-денежная политика. Через нее государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. Базируясь на принципах монетаризма, кредитно-денежная политика государства имеет явные преимущества перед фискальной политикой. Именно поэтому она является сегодня одним из эффективных инструментов государственного регулирования экономики. Основным органом, проводящим кредитную политику, является Центральный Банк.

                Деятельность ЦБ регулируется законом «О Центральном банке (Банке России)». В современной двухуровневой банковской системе прослеживается четкое разграничение функций Центрального банка (их выполняет Банк Рос-сии) и коммерческих банков: если последние работают со всеми клиентами и стремятся заработать прибыль, то ЦБ РФ в качестве клиентов имеет только коммерческие банки (а также государственные учреждения) и стремится не к прибыли, а к стабилизации кредитно-денежной системы.

                Центральный банк является юридически самостоятельным, его функции фиксируются в соответствующем законе. Это важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия дефицита госбюджета или других целей. В то же время в своей политике ЦБ должен полностью ориентироваться на макроэкономический курс правительства, его денежно-кредитную и финансовую политику.

     ЦБ  РФ подотчетен Государственной думе. Председатель ЦБ назначается и освобождается  от должности Государственной думой по представлению Президента РФ.  

           Центральные банки являются регулирующим  звеном в банковской системе,  поэтому основные цели их деятельности  — укрепление денежного обращения,  защита и обеспечение устойчивости  национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:

1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2) органом  регулирования экономики денежно-кредитными  методами, т.е. проводить денежно-кредитную  и валютную политику;

3) «банком  банков», т.е. совершать операции  не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

4)  банкиром  правительства, т.е. поддерживать  государственные экономические  программы и размещать государственные  ценные бумаги, предоставлять кредиты  и выполнять расчетные операции  для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным  расчетным центром страны, выступая  посредником между другими банками  страны при выполнении безналичных  расчетов.

В большинстве  стран эти задачи центральных  банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные

В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При  этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

             К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую.

К регулирующей функции относятся: регулирование  денежной массы в обращении и  управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).

Контролирующая  функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства  и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы. 

  Вопрос 2. Назовите факторы, способствующие снижению уровня инфляции в России? Носят ли они устойчивый характер? Каков уровень инфляции сейчас и его прогноз на ближайшую перспективу?

     Инфляция  – это переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает. Естественным проявлением инфляции является рост цен.      

 Первопричина  инфляции коренится в нарушении  равновесия между денежной массой  и товарным покрытием. Эта ситуация  может возникнуть как из-за  резкого сокращения производства, так и в связи с попыткой государства расплатиться со своими долгами посредством запуска печатного станка. Чаще всего обстоятельства, лежащие на стороне товаров и на стороне денег, взаимодействуют, раскручивая все дальше инфляционный процесс.      

  Уровень инфляции в 2004 г составил 18%, в 2005 г – 12%. В течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке. Сегодня мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого результата, а уровень инфляции в России бьет очередные рекорды. Если еще два года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на 2009 год, эксперты говорят, что возможно она достигнет 12 %, а может и больше. Нельзя не учитывать и того, что процесс развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса. А кризис, по оценкам специалистов, максимально скажется на экономике России только в середине года, и его последствия пока неясны.

             По последним данным Росстата, инфляция в РФ с начала года по 14 сентября составила 8,1% против 10% за аналогичный период прошлого года. При этом в последние четыре недели отмечались нулевая инфляция и дефляция. Набиуллина сообщила, что Минэкономразвития рассчитывает на дальнейшее замедление инфляции в РФ и поэтому понизило нижнюю планку прогноза на текущий год до 11% с прежних 11,6%. Теперь министерство ожидает роста потребительских цен за 2009 год на 11—12%. 

Вопрос 3. Могут ли, на Ваш  взгляд, финансовые отношения использоваться в целях регулирования рыночной экономики? Как это можно осуществить на практике, какие рычаги привести в действие? Приведите примеры регулирующей функции финансов из российской действительности.

      Распределение национального дохода заключается  в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров и пр. занятых в сфере материального производства;

2) доходы  предприятий сферы материального  производства.

Но первичные  доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей национального  хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее (вторичное) распределение или перераспределение национального дохода. 

Перераспределение национального дохода связано

- с межотраслевым  и территориальным перераспределением  средств в интересах наиболее  эффективного и рационального  использования доходов и накоплений  предприятий и организаций;

– с  наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, управление);

- с перераспределением  доходов между различными социальными группами населения.

              Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами национального хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны и социальными группами населения.

Информация о работе Национальная экономика