Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:13, дипломная работа
Актуальность темы. Для совершения любых действий ключевым навыком является способность мотивировать себя и других людей. На работе, дома, практически повсюду и в любое время люди пользуются мотивацией для получения результатов. Мотивация требует деликатного баланса коммуникации, структуры и стимулов.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда 4
1.1. Сущность мотивации труда, ее роль и место в системе работы с персоналом организации 4
1.2. Основные теории мотивации 12
1.3. Проблемы мотивации труда в современных российских организациях 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Разработка совершенствование системы мотивации труда (на примере Централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) 36
2.1. Общая характеристика Централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района 36
2.2. Анализ уровня мотивации труда работников учреждения 39
2.3. Способы совершенствования мотивации труда 48
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения 58
В классической теории управления существуют следующие теории мотивации: патерналистская, теория А. Маслоу, теория ERG, двухфакторная модель Ф. Герцберга, теория постановки целей Э. Лока, теория ожиданий В. Врума, теория справедливости, мотивационная модель А. Портера и Э. Лоулера, теория инвестиций.
В современных условиях российские организации сталкиваются со следующими группами проблем в области мотивации труда персонала: правовые, экономические (низкая заработная плата, обеспечение связи результата и оплаты труда, дифференциация организаций по возможностям мотивации работников к труду в зависимости от ресурсов), социально-психологические (влияние социальной защиты на мотивацию к труду, профессиональная демотивация, особенности российского менталитета), управленческие, проблемы нравственного порядка. С теми же проблемами в области мотивации труда персонала сталкиваются руководители муниципальных учреждений.
Глава 2. Анализ системы мотивации труда (на примере Централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района).
2.1. Общая характеристика Централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Централизованная бухгалтерия является структурным подразделением Управления образования Администрации муниципального района.
Основной задачей
централизованной бухгалтерии является
минимизация управленческих затрат
по осуществлению бюджетного учета
и отчетных процедур, унификации порядка
проведения контрольных мероприятий
и повышение эффективности
Основной функцией централизованной бухгалтерии является полная централизация бюджетного учета.
Состав и численность
централизованной бухгалтерии определяется
штатным расписанием, утвержденным
руководителем Управления образования
и согласовывается с
Централизованную
бухгалтерию возглавляет
В состав централизованной бухгалтерии входят:
- заместители главного бухгалтера, инженеры – программисты, архивариус, секретарь;
- материальная группа;
- расчетная группа;
- финансово – контрольная группа;
- группа продуктов питания;
- экономическая группа;
Управлению подведомственны:
Образовательные учреждения, находящиеся на территории муниципального района и осуществляющие предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;
Учреждения, осуществляющие
предоставление начального и среднего
профессионального образования, подготовку,
переподготовку, повышение квалификации
педагогических работников, переданные
муниципальному району в пользование
и управление в соответствии с
Законом автономного округа “О наделении
органов местного самоуправления Таймырского
Долгано-Ненецкого
Задачи Централизованной бухгалтерии:
Формирование полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности образовательных учреждений и их имущественном положении, доходах и расходах;
Осуществление контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами в образовательных учреждениях;
Формирование
учетной политики в соответствии
с законодательством о
Осуществление
контроля за правильным расходованием
целевых бюджетных и
Обеспечение своевременного получения от образовательных учреждений, ведущих учет самостоятельно, отчетов об исполнении смет доходов и расходов, проведение анализа этих отчетов;
Организация бухгалтерского
учета и отчетности по образовательным
учреждениям на основе максимальной
централизации учетно-
Функции Централизованной бухгалтерии:
- Ведение бухгалтерского
учета исполнение смет
- Начисление
и выплата в установленные
сроки заработной работникам
обслуживаемых учреждений, правильное
удержание и начисление
- Проведение
расчетов, возникающих в процессе
исполнения смет доходов и
расходов образовательными
- Предварительный
контроль за соответствием
- Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы.
С целью анализа деятельности учреждения по мотивации сотрудников нами был предпринят анализ имеющихся в учреждении документов по мотивации и стимулированию персонала, и анкетирование среди сотрудников Централизованной бухгалтерии.
В данном учреждении Система мотивации сотрудников Централизованной бухгалтерии включает в себя материальные и не материальные способы.
Материальная составляющая системы мотивации строится в соответствии с российским законодательством, а также включает в себя дополнительные льготы.
В соответствии с законодательством работникам учреждения предоставляются:
а) оплачиваемые отпуска, оплачиваемая дорога
б) оплачиваемые больничные листы;
в) пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка;
г) двойной оклад за час в не рабочее и выходное время;
д)
медицинское страхование для всех категорий
сотрудников учреждения;
Дополнительные льготы включают в себя:
а) предоставление служебного автомобиля для высшего руководства бухгалтерии;
б) дополнительные 5 дней отпуска за ненормированный график;
в) выдача премии, надбавка в конце месяца.
Нематериальная составляющая системы мотивации труда включает в себя:
а) грамоты (за выслугу лет, за многолетний труд, и т.д.);
б) подарки к праздникам (Новый год, 23 февраля, 8 марта);
г)
организация кооперативных
В анкетировании приняли участие 40 работников бухгалтерии. Общая численность сотрудников составляет 83 человека, следовательно, выборка составила 48,2%, что говорит о ее репрезентативности, поскольку количество опрошенных составило почти половина общего количества сотрудников учреждения.
Качественные характеристики респондентов представлены в таблице 3.
Таблица 3. Качественные характеристики респондентов
Основные характеристики | Количество опрошенных (чел.) | Количество опрошенных (%) |
Возраст:
- до 30 лет - от 31 до 40 лет - от 41 до 50 лет - более 50 лет |
12 16 6 6 |
30 40 15 15 |
Стаж
работы:
- менее 5 лет - от 6 до 10 лет - от 11 до 15 лет - свыше 15 лет |
22 8 6 6 |
55 20 15 10 |
Пол:
- женский - мужской |
30 10 |
75 25 |
Образование:
- высшее гуманитарное - высшее техническое - среднеспециальное - среднетехническое |
22 6 10 2 |
55 15 25 5 |
ИТОГО: | 40 | 100 |
С целью определения уровня мотивации сотрудников бухгалтерии респондентам было предложено пять вопросов (см. Приложение 1). Проведенное анкетирование показало следующие результаты.
1. Сотрудников учреждения привлекает в работе:
- заработная плата – 20%;
- работа на государство – 45%;
- возможность профессионального развития – 50%;
-
стабильность работы в
Рис. 1. Что является наиболее привлекательным для Вас в работе в этом учреждении?
Результаты анкетирования показывают, что наиболее веским мотивом опрошенных сотрудников является стабильность работы в муниципальном учреждении, такое мнение высказали 60% опрошенных. Половина опрошенных в качестве мотива отметили возможность профессионального развития в данном учреждении. 45% в качестве мотива отметили работа на государство. Менее всего в качестве мотива трудовой деятельности среди опрошенных сотрудников данного учреждения отмечен уровень заработной платы, данный мотив характерен лишь для 20% опрошенных.
2. Уровень заработной платы устраивает далеко не всех опрошенных сотрудников Централизованной бухгалтерии:
- вполне устраивает – 10%;
-
количество и качество
- не устраивает – 30%.
Заработная плата, по мнению большинства опрошенных, недостаточно высока. Ее уровень устраивает лишь 10% респондентов. 60% опрошенных считает, что количество и качество выполняемой работы предусматривает более высокий уровень оплаты труда. 30% опрошенных уровень заработной платы категорически не устраивает.
Рассматривая ответы респондентов на первый и второй вопросы анкеты, можно сделать вывод о том, заработная плата не является существенным мотивом в профессиональной деятельности служащих Централизованной бухгалтерии.
Рис. 2. Насколько Вас устраивает уровень заработной платы?
3. Респонденты работают в данном учреждении, потому что:
-
образование соответствует