Монополия как форма рыночной структуры и организации предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. Модель монополистической конкуренции………………………………...4
1. Определение и условия монополистической конкуренции……………..4
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………………….5
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы..5
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки……………………………....6
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность…………….6
II. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции…………………...8
а) Качество……………………………………………………………………...8
б) Мнимое качество…………………………………………………………….8
в) Условия и услуги…………………………………………………………….9
г) Реклама……………………………………………………………………….9
Пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе…………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная мэ.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Направление «Экономика»

(на базе высшего профессионального образования, заочная форма, бакалавриат) 
 
 

Кафедра экономической теории и социально-экономической политики

  

Контрольная  работа 

по дисциплине « Микроэкономика» 

    на  тему «Монополия как форма рыночной структуры и организации предпринимательской деятельности» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Руководитель            _____________________ к.э.н, доцент  Карелин И.Ю. 

     

Студент 1 курса         _______________________ Шафиков М.Р.   
 
 
 
 
 
 
 
 

УФА – 2011

 
 
 
 
 

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» 
 

Кафедра экономической теории и социально-экономической политики  

направление «Экономика»

 (бакалавриат, на базе высшего образования, внебюджет) 
 

Контрольная  работа 

по дисциплине «Микроэкономика» 

    на  тему «Монополистическая конкуренция: модели, неценовые методы конкурентной борьбы». 
     
     
     
     
     
     

                             Выполнил: Студент 1 курса

                Шафиков М.Р

                                                                                 Проверил: зав. кафедрой

                                                             Карелин И.Ю.    

     

.    
 
 
 
 
 
 
 

УФА – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I.    Модель монополистической конкуренции………………………………...4

 1. Определение и условия монополистической конкуренции……………..4

 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………………….5

 а)   Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы..5

 б)   Краткосрочный период. Прибыли и убытки……………………………....6

 в)   Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность…………….6

 II.   Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции…………………...8

 а)   Качество……………………………………………………………………...8

 б)   Мнимое качество…………………………………………………………….8

 в)   Условия и услуги…………………………………………………………….9

 г)   Реклама……………………………………………………………………….9

Пример монополистической  конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе…………………………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………13

     Список использованной литературы…………………………………………...16 
Введение 

     Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.

     Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры. 

 

     

I.    Модель монополистической конкуренции 

Если представить  различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия, модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 1.) 

 

Экономисты  стали рассматривать несовершенные  формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в [7].

Под несовершенной  конкуренцией понимается такая рыночная ситуация, при которой продавцы получают большую свободу в назначении рыночной цены и, следовательно, большую  рыночную власть, чем при совершенной  конкуренции, но не являются единственными  производителями на рынке конкретного товара или услуги, как при монополии.

1.Определение и условия монополистической конкуренции.

Монополистическую конкуренцию можно определить как  особую рыночную структуру, при которой  большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку [7]. 

Основные черты  рынка монополистической конкуренции [3]:

  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.
 

2.   Определение цены  и объема производства  в условиях монополистической  конкуренции

Монополистическая конкуренция похожа на монополию, так  как отдельные фирмы могут  контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.

а)   Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы.

Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов. 
 

 
 

Рисунок 2 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4  [3].

Рассматривая  монопольно конкурентную фирму, действующую  на отрезке Q2Q3, очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста (Рисунок 3.).

 

б)   Краткосрочный период. Прибыли и убытки.

В краткосрочном  периоде фирма будет максимизировать  свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки.

Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную прибыль, если конечно P1>P` (Рисунок 3.). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (Рисунок 4.) может нести убытки, которые она способно минимизировать. В этом случае P1<P`). 

Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде  ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

в)   Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность.

Однако на рынке  монополистической конкуренции  это долго продолжаться не может.

Прибыли: фирмы входят в отрасль. 

В случае получения прибылей в краткосрочном  периоде (Рисунок 3 и Рисунок 5а) можно  ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия (Рисунок 5в.). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.

 

 

Более того, в  ходе конкуренции исчезают экономические  прибыли и стимул для вхождения  в отрасль большего числа фирм.

Убытки: часть фирм уходит.

Когда в отрасли наступает краткосрочный  период убытков (Рисунок 5б), некоторые  фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством  продуктов-заменителей и увеличившейся  долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли.

(Для  простоты предположим постоянство  цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят  и уходят, слегка бы усложнило  рассмотрение вопроса, но не  изменило бы выводов [1]).

Таким образом, для фирм, действующих при монополистической  конкуренции, в долгосрочном периоде  существует тенденция к получению  нормальной прибыли, или к возникновению  безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.

Информация о работе Монополия как форма рыночной структуры и организации предпринимательской деятельности