Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Оглавление
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы Советской власти понятие «предпринимательство» практически было исключено из экономической лексики, а термин «предпринимательство» воспринимался негативно.
Рыночная экономика по сути своей есть предпринимательская. Намеченные в Казахстане реформы призваны, в конечном счете, решить извечную социальную проблему - улучшить жизнь людей. Для этого необходимо перевести экономику в режим функционирования на потребителя. Мировой опыт показывает, что этой цели наиболее соответствует предпринимательский тип экономических отношений. Он предполагает смелую инициативу, полную самостоятельность и ответственность, включая поиск потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентной борьбы и вопросов инвестирования.
Вопросы предпринимательства имеют не только локальное значение, они волнуют весь деловой мир. В современную «эру активных действий» добьются успеха те корпорации, которые будут соблюдать следующие условия: во-первых, как смогут сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности в организации; во-вторых, императив современного предпринимательства - эффективное распоряжение временем, ускоряющимся потоком нововведений, идей и экспериментов - надо быть быстрым, чтобы не отстать; в-третьих, созревают условия использования гибких форм организации, режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников; в-четвертых, совместный труд должен приносить удовлетворение всем его участникам.
Эти условия развития предпринимательства представляют определенную ценность для стран, находящихся на этапе перехода к рыночной экономике. Это в полной мере относится к Казахстану.
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных стратегических направлений социально - экономической политики, проводимой Правительством в Республике Казахстан. За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, так как он выполняет ряд важных социальных функций, в число которых входят решение проблем занятости, смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений.
Достигнута главная стратегическая цель - возможность заниматься предпринимательством стало реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.
Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.
Именно это и явилось основанием для выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.
Цель исследования – дать оценку сложившегося состояния предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК
Казахстанское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития цивилизованного рыночного механизма, среднего класса и класса собственников для того, чтобы преодолеть глубокий экономический кризис и «войти» в мировую экономику в качестве равного субъекта мировых экономических связей.
Огромный
международный опыт развития предпринимательства
инициировал мировую
С течением времени сформировалось несколько принципиальных подходов к пониманию экономической сущности предпринимательства.
А. Смит и другие представители английской классической школы, а затем и К. Маркс отождествляли понятия «предприниматель» и «собственник предприятия», т.е. функционирующий капиталист. Роль капиталиста сводили к эксплуатации и извлечению прибавочной стоимости, которую якобы создает лишь работник, наемная сила. Соответственно определялась и цель предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода, который понимался как «часть прибыли, остающейся в распоряжении функционирующего капиталиста после уплаты процента за взятый им ссудный капитал». Этот подход был идентично воспринят и советскими экономистами. Такое же понимание предпринимательской деятельности встречается и у некоторых современных зарубежных экономистов. Например, А. Хоскинг в своем учебнике «Курс предпринимательства» отождествляет предпринимательство с бизнесом.
Ж. Б. Сэй, А. Маршалл определяли предпринимательство как рациональное комбинирование факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства. Причем признавали, что рациональная комбинация факторов может быть в любом моменте воспроизводства, любой форме предпринимательской деятельности: производстве, обмене, распределении, потреблении и т. д., т. е. новое комбинирование факторов производства может осуществляться при использовании новой технологии, новых форм организации и управления процессов воспроизводства. Предприниматель выступал здесь как организатор, менеджер.
Р. Кантильон, а вслед за ним И. Тюнен, Ф. Найт связывали предпринимательскую деятельность с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. Предприниматель определялся ими как субъект рыночных отношений, обладающий способностями предвидеть, рисковать, брать ответственность на себя за решения в стандартных и рискованных ситуациях. Неопределенность, которая по своей природе не может быть ни застрахована, ни капитализирована, может позволить получить предпринимателю дополнительный доход, несмотря на совершенную конкуренцию, рыночное равновесие и предельность продукта. Так, предпринимательский доход количественно определяется как разница между ожидаемой денежной выручкой и реальной, что невозможно в стационарной экономике.
Й. Шумпетер предложил другой методологический подход к решению этой проблемы: он связывает предпринимательство с появлением динамических изменений в экономике, а затем и неопределенности. Согласно его выводу, если в экономике отсутствует технический прогресс, воспроизводство представляет собой рутинный процесс, при котором отсутствует неопределенность будущего, а значит, нет места предпринимательскому доходу. Таким образом, возмущающие экономические изменения он свел к инновациям, а предпринимателя отождествил с инноватором. При этом предпринимательство выступает у Й. Шумпетера как функция, которую может осуществлять и собственник, и менеджер, и группа лиц, и предприниматель имеет непостоянный статус.
Австрийская школа в лице Л. Мизеса, Ф. Хайека, И. Кирцнера определяла сущность предпринимательства как способность использовать неравновесные ситуации в экономике, базирующиеся на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве, для получения дополнительного дохода. И. Кирцнер делает вывод о том, что предприниматель, пользуясь неравновесной ситуацией, объективно способствует восстановлению рыночного равновесия.
Такой подход, вероятно, отразился и в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией Н. Азрилияна дается следующее определение предпринимательства: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». Подмена понятия предпринимательства понятием бизнес инициирует развитие псевдопредпринимательства в казахстанской действительности в настоящее время.
Поэтому, этот подход, положенный в основу концепции предпринимательства на государственном уровне на данном этапе кажется уже неприемлемым, следует его пересмотреть и разработать новую концепцию развития предпринимательства в Республике Казахстан на базе передового в международной экономической мысли, в международном и отечественном опыте становления и развития предпринимательства.
Поскольку
любая экономическая
Производственное
предпринимательство – это
Результатом производственно - предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки.
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.
Определяющую роль в коммерческом предпринимательстве играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. В нем нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.
Финансовое
предпринимательство есть особая форма
коммерческого
Как в прочих видах коммерческой деятельности, финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей.
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход и прибыль.
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, жизни за определенную дату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образует предпринимательский доход.
При всем разнообразии видов и способов осуществления предпринимательства любой предпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур, выполняемых в некоторой последовательности: для предпринимательства характерны также типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления операции.
Рассмотрим
принципиальную схему