Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:53, контрольная работа
Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. Модель монополистической конкуренции………………………………...4
1. Определение и условия монополистической конкуренции……………..4
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………………….5
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы..5
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки……………………………....6
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность…………….6
II. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции…………………...8
а) Качество……………………………………………………………………...8
б) Мнимое качество…………………………………………………………….8
в) Условия и услуги…………………………………………………………….9
г) Реклама……………………………………………………………………….9
Пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе…………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………
Какой монопольной властью обладает ООО «Крафт Фудс Рус», производитель «Jacobs Monarch», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «Jacobs Monarch»? Для ООО «Крафт Фудс Рус» это важный вопрос. Компания ООО «Крафт Фудс Рус» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «Jacobs Monarch», чтобы установить его оптимальную цену, также как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.
Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.
В
таблице приведены результаты исследования,
показывающие эластичность спроса на
несколько марок товаров.
Сорта продукции | Коэффициент эластичности |
Безалкогольные напитки | |
«Миринда» | -2,4 |
«Кока кола» | От –5,2 до –5,7 |
Молотый кофе | |
«Черная карта» | -7,1 |
«Якобс» | -8,9 |
«Нескафэ» | -5,6 |
Для начала отметим, что среди безалкогольных напитков «Миринда» значительно менее эластична, чем «Кока кола». Хотя на рынке безалкогольных напитков она занимает небольшую долю, по вкусу она заметно отличается от «Кока кола» и других сортов, и поэтому потребители покупающие ее, более привержены ей. Но хотя «Миринда» обладает большей, чем «Кока кола», монопольной властью, это еще не означает, что первая более прибыльна. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены.
Даже если средние издержки компании производящей «Миринда» меньше, «Кока кола» принесет больше прибыли, так как имеет большую долю на рынке.
Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Якобс» и «Черная карта».
За
исключением «Миринда», спрос на все
сорта безалкогольных напитков и кофе
очень эластичен по цене. При эластичности
от –5 до –9 каждая марка обладает лишь
ограниченной монопольной властью. Это
типичная монополистическая конкуренция.
Заключение
Исследовав монополистическую конкуренцию и ее состояние на Российском рынке, я сделал выводы:
- множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
- каждая фирма производит продукцию, которая, по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, являясь, скорее, назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса;
Положительной чертой монополистической конкуренции является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.
Примером монополистической конкуренции является рынок безалкогольных напитков и кофе. Товар, дифференцирован, он не является незаменимым, Большое количество фирм обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие.
Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.
И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции :
Список использованной
литературы:
1). «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел, С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.
2). «Основы экономической теории», под ред. М.К. Асташкина, А.А.Плотникова. Саратов, 1997.
3). Учебник по основам экономической теории. М. 1995
4). «Экономика», М.Ф.Гуськова, Москва, «ВЛАДОС», 1999г.
5). «Свободная конкуренция, но по закону» Экономика и жизнь, 1995 №5
6). Лифанчиков А.«Разумный протекционизм и здоровая конкуренция» Экономика и жизнь, 1996, № 7
7). «Курс по экономической теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.
8) Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.
9) В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский. Экономическая теория: Тетра Системс, 2001.- 400с.
10) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000. С. 148-149 ед. общ. собие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.;