Организация предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Малый и крупный бизнес в любой экономике является объектом пристального внимания различных слоев общества. Однако истинная роль малых предприятий и финасово-промышленных групп в народном хозяйстве не выявлена, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Работа содержит 1 файл

Малый и крупный бизнес в любой экономике является объектом пристального внимания различных слоев общества.docx

— 36.79 Кб (Скачать)

Технико-экономическое  обоснование создания нового предприятия. 

Малый и крупный бизнес в любой экономике  является объектом пристального внимания различных слоев общества. Однако истинная роль малых предприятий  и финасово-промышленных групп в  народном хозяйстве не выявлена, что  обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, почти все исследования, посвященные  малому и крупному бизнесу, основаны на микроэкономическом анализе, то есть от частного к общему. Такой подход сводится, как правило, к рассмотрению отдельных фактов, которые затем  экстраполируются на всю экономику. Разумеется, подобные обобщения не всегда правомерны, и, следовательно, макроэкономическая картина остается непонятной.

Во-вторых, статистические данные для оценки функционирования малого и крупного бизнеса нестабильны. Это связано с тем, что Госкомстат РФ не только постоянно удлиняет динамические ряды, но и периодически пересчитывает  задним числом ретроспективные данные, в результате порой существенно  изменяются выявленные ранее тенденции  развития.

Создание  и функционирование предприятий  в рыночной экономике существенно  облегчается и происходит гораздо  эффективнее, если комплекс институтов, определяющий эту систему, достаточно полный и взаимосвязанный. 
Таким образом, благоприятные предпринимательские условия зависят не только от непосредственных мер текущей экономической политики (например, изменения ставки налога на прибыль, или поддержки инвестиций), но и от того, насколько целостными и непротиворечивыми являются институциональная среда, базисные параметры деятельности предприятий. Наиболее общие институты, конституирующие рыночную конкурентную экономику, - ценовой механизм, стабильная денежная единица, открытые рынки, частная собственность – предоставляют конкретные механизмы, делающие возможным эффективное предпринимательство.

Для крупных  проектов характерно проведение ТЭО  в несколько этапов, каждому из которых соответствует определенная форма отчетного документа. На этапе  выявления возможностей готовится  относительно краткое описание идеи проекта, носящее общий характер и базирующееся на обобщенных оценках. Если идея проекта представляется перспективной, то на следующем этапе - предварительного выбора - проводится предварительное (грубое) ТЭО. Затраты на его проведение составляют до 1% стоимости всего проекта, а  точность получаемых оценок находится  в пределах 20%. На этапе проектирования разрабатывается полное ТЭО. Здесь  затраты составляют 2-3% от стоимости  проекта, а точность достигает 10%. Расчеты  должны быть максимально объективными, так как полное ТЭО служит базой  для принятия предпринимательского решения.

Рекомендуется следующая последовательность проведения расчетов в предварительном и полном ТЭО: 

-общие исходные  данные и условия; 
-рынок и мощность предприятия; 
-материальные факторы производства; 
-место нахождения предприятия; 
-проектно-конструкторская документация; 
-организация предприятия и накладные расходы; 
-трудовые ресурсы; 
-планирование сроков осуществления проекта; 
-финансово-экономическая оценка проекта.

Общие исходные данные и условия. В этом разделе отражается собственно идея проекта, основной замысел предприятия, географические (в том числе международные) аспекты, отраслевая направленность и  т.п.

Рынок и мощность предприятия. В разделе дается вопрос о существующих размерах производства данного вида продукции, перспективах роста спроса на продукцию. Оценивается размещение существующих предприятий, уровень качества выпускаемой ими продукции, значение импорта для удовлетворения внутреннего спроса. Отражаются результаты исследования рынков сбыта, оценки степени конкуренции за реализацию данного проекта со стороны существующих и потенциальных производителей, в том числе зарубежных. Осуществляется прогноз сбыта продукции по сегментам рынка и затрат на маркетинг. 
Формируется ориентировочная производственная программа. Основной итог раздела - вывод о предлагаемой производственной программе; включая выпуск побочной продукции и утилизации отходов.

Материальные  факторы производства. Оцениваются  ориентировочные потребности в  сырье, материалах, полуфабрикатов, комплектующих  изделиях, энергии. Выявляется возможность  взаимодействия с потенциальными поставщиками. Основной итог - расчет годовых издержек на материальные факторы производства, в том числе импортируемые.

Расположение  предприятия. В разделе оценивается  необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения  и т.д. 
Этот особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта - предприятия, лаборатории, канала и т.п.Основной итог - расчет стоимости земельного участка, арендной платы и т.п. по вариантам размещения.

Проектно-конструкторская  документация. Раздел включает данные о технологии производства и необходимости  оборудования, в том числе информацию о требующихся НИОКР, лицензиях  и импортном оборудовании. 
Производится отбор наилучших технологических решений. Проводится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого оборудования. 
Разрабатывается план размещения объектов строительства и реконструкции. 
Основной итог - расчет стоимости приобретаемых лицензий и оборудования, строительно-монтажных работ, капитальных вложений по вариантам проекта.

Организация предприятия  и накладные расходы. В разделе  формируется ориентировочная организационная  структура предприятия                                          ( производственная, сбытовая, управленческая ). Оцениваются альтернативные варианты структуры предприятия, возможные каналы сбыта и т.п. Основной итог-расчет сметы накладных расходов.

Трудовые  ресурсы. Оценивается предполагаемая потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям (рабочие, ИТР, служащие) и основным специальностям. Основной итог - расчет ежегодных расходов на трудовые ресурсы.

Планирование  сроков осуществления проекта. В  разделе разрабатывается график осуществления проекта. Определяются сроки строительства 
(реконструкции) предприятия, монтажа оборудования, пусконаладочных работ. 
Основной итог - составление сметы расходов на реализацию проекта в соответствии с графиком.

Финансово-экономическая  оценка проекта. Завершающий раздел ТЭО служит предпосылкой для принятия окончательного решения о реализации проекта или отказе от него. Лежит  в основе вырабатываемых условий  соглашения с поставщиками, потребителями, партнерами, акционерами, банками и  т.д. раздел носит комплексный характер и состоит из нескольких частей:

-общие  инвестиции;

-финансирование  проекта;

-производственные  издержки;

-таблица  денежных потоков;

-финансово-экономические  показатели проекта;

-народнохозяйственная  эффективность проекта (оценка  с точки зрения влияния на  национальную экономику).

Таким образом, раздел содержит расчет комплекса обобщающих технико-экономических показателей проекта. Исходные данные, подготовленные в предыдущих разделах, и сам расчет могут быть представлены в табличной форме. При этом финансово-экономические показатели рассчитываются раздельно в рублях и соответствующей валюте (с учетом обменных курсов валют). В рамках ТЭО следует проанализировать возможные схемы достижения валютной сбалансированности (окупаемости) проекта и аргументировать выбор одной из них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение цены на экспортную и импортную продукцию. 

  Одна из важнейших  частей любого контракта — цена на продукцию. При определении цены в контракте прежде всего необходимо определить базисные условия поставок товара, которые существенным образом  влияют на уровень цены.

♦ Базисные условия поставок товара — это  комплекс специальных условий, которые  четко определяют обязанности обеих  сторон по доставке товара и устанавливают  момент перехода риска случайной  порчи или гибели товара с продавца на покупателя. В базисных условиях определена сторона, несущая расходы  по транспортировке, складированию  и страхованию товара. В цену товара включаются все те расходы, которые  несет продавец, связанные с доставкой  товара и сопутствующим ей операциям. Таким образом, цена в контракте  зависит от вида базисных условий  и обязанностей продавца в соответствии с этими условиями. Поэтому в  контракте необходима ссылка на сборник "Инкотермс" (в настоящее время  используют издание 1990 г. как самый  последний толкователь терминов).

Следует отметить, что совокупность базисных условий в "Инкотермс" ранжирована  по сумме обязанностей сторон по доставке товара и располагается от минимальных  обязанностей продавца (франко-завод  или франко-склад отправителя) до максимальных обязанностей покупателя.

В контракте  четко определяются следующие положения:

единица измерения, за которую устанавливается  цена;

базис цены;

валюта  цены (может быть представлена валютой  одной из стран, участвующих в  данном контракте, или валютой третьей  страны).

В условиях перехода России к рыночным отношениям и возрастания объемов экспортно-импортных  операций предприниматель должен особое внимание уделить тому виду цен, который  будет зафиксирован в контракте. Поэтому важным обстоятельством, от которого в значительной мере зависит  величина дохода фирмы от сделки, является правильная фиксация цены в контракте.

В международной  практике торговли различают несколько  видов цен, фиксируемых в контракте.

Твердая (постоянная) цена — не меняется в  течение всего срока поставки товара по данному соглашению.

Подвижная (текущая) цена — предусматривает  возможное изменение уровня цены контракта в соответствии с изменениями, происходящими на рынке в данный период времени. Однако в целях стабилизации торговли мировая практика установила, что предел отклонения контрактной  цены от рыночной не должен превышать 2-5%. Эта цена обычно используется в  долгосрочных торговых соглашениях  на поставку сырья, промышленных и продовольственных  товаров.

Скользящая  цена — устанавливается в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления, в течение которого могут существенно измениться цены на сырье, материалы, заработная плата. Скользящие цены рассчитываются на основе принципа скольжения, который специально оговаривается в контракте.

Учитывая  это, надо знать несколько основных правил.

1. Если производитель желает получить заказ на свою продукцию, то ответ на запрос должен даваться быстро. Однако следует иметь в виду, что покупатель направил аналогичные запросы и другим фирмам. Поэтому, если отправка коммерческих предложений покупателю по каким-то причинам задерживается, то экспортер должен немедленно по получении запроса направить покупателю подтверждение о получении им запроса.

2. Предложение  должно содержать ответ на  все вопросы, поставленные покупателем  в запросе. В него также необходимо  включить все виды цен по  всем расходам, которые может  понести  производитель, включая упаковку, лицензию и т.п.
  

После отправки коммерческого предложения  и его предварительного принятия сделка проходит следующие этапы: переговоры; подписание контракта; производство продукции (если производит продукцию сама фирма); отгрузка; поставка товара покупателю.

 Расчет  экспортной цены товара. Это сложная  задача, так как цена состоит  из множества переменных составляющих, имеющих различную величину для  разных рынков. Следует также  иметь в виду, что некоторые  расходы в издержках производства резко возрастают, например расходы, связанные с дополнительным контролем качества товара. В цену не должны включаться расходы на рекламу или стимулирование сбыта продукции, поскольку эти расходы возникают лишь при продаже товара на внутреннем рынке. Как только товар покидает предприятие, количество переменных составляющих, включаемых в цену, резко возрастает (например, необходимость перегрузки товара в промежуточных пунктах, услуги местных транспортных агентств и т.д.). Поэтому при анализе составляющих экспортной цены следует иметь в виду:

• если импортная пошлина и сбытовые скидки определяются в процентном отношении, а не как постоянная величина, то даже небольшое изменение себестоимости  товара оказывает значительное влияние  на уровень цены, т.е. действует мультипликационный эффект изменения затрат;

•          если себестоимость товара для продавца возрастает, ему все же не следует излишне увеличивать розничную цену товара и менять величину сбытовых скидок;

•          если розничная цена товара увеличивается, продавец должен всячески противостоять попыткам посредников или покупателей получить повышенную прибыль;

•          и в случае снижения себестоимости товара для экспортера, ему следует не менять розничную цену, а уменьшить величину скидок, предоставляемых различным покупателям, и максимально использовать все возможности, которые ему дает старая цена.

На практике реализация всех названных рекомендаций в решающей степени зависит от отношений, сложившихся у экспортера с контрагентами. Иногда, максимально, что он может сделать, — это  поделить выгоду от изменения цен  и скидок со своими контрагентами.

Конкретная  цена определяется методом сравнения  новейшей информации о ценах на аналогичные  товары фирм-конкурентов.

В специально разработанную таблицу заносят  все основные технико-экономические  параметры товара и аналогичного, цены которого известны. Необходимо учесть отличительные особенности товара (дополнительные потребительские свойства, высокое качество, оригинальный дизайн и т.п.) и особенности реализации товаров на выбранном рынке. После проведенного анализа устанавливается цена на предлагаемый экспортером товар, но так как аналогичных товаров было несколько, то выводится усредненная цена. Эта цена и является базовой для ведения переговоров о продаже товара.

 По  этому же принципу строится  и расчет импортной цены. Для  этого фирма-импортер запрашивает  у основных фирм-производителей  их предложения о поставке  товара, указывая необходимые технико-экономические  требования на товар и интересующие  условия поставки. Полученные коммерческие  предложения (оферты) заносятся в  специальную таблицу по всем  предлагаемым технико-экономическим  параметрам, условиям поставки, ценам.  Затем с учетом специальных  поправок все указанные сведения  приводятся к единому базису, и получается приведенная цена  на товар каждой фирмы. Цена, которая для импортера наиболее  приемлема, — минимальная из  всех имеющихся в таблице. Она  служит основой для уторговывания.

♦ Все  привлекаемые для расчета цены конкурентных предложений приводятся к единым коммерческим условиям приобретения посредством  внесения коммерческих поправок. С  этой ; целью один из конкурентных материалов (оферта) принимается за эталон, а  остальные приводятся к сопоставимому  уровню, т.е. корректируются с учетом поправок на коммерческие условия приобретения аналогичного товара, принятого за эталон.

К числу  наиболее распространенных и важных поправок относятся поправки на уторговывание, поправки на сроки поставки, поправки на серийность (количество), поправки на условия платежа, поправки на скольжение, пересчет импортных цен на валюту предстоящей сделки.

Поправки  на уторговывание — это скидки с первоначальной цены предложения, как правило, завышенной продавцом. Размер завышения колеблется в большом  диапазоне и зависит от таких факторов, как оценка производителем величины расходов, связанных с производством данного товара, степени монополизации производства данного товара и цен конкурентов, финансовое положение фирмы-производителя, ее имидж на мировом рынке, общеполитическая и экономическая обстановка в стране . * ] продавца и т.д. Скидка с цены на уторговывание носит субъективный характер и определяется исходя из практики торговли данной фирмы прошлых лет. Ее величина зависит от конъюнктуры рынка товара, степени освоенности производителем производства, а следовательно, возможности ошибки в калькуляции издержек производства продавца. Размер скидки может составить от 3 до 50% и реально зависит от тактики ведения переговоров и правильного подхода к расчетам всех поправок.

Поправки  на сроки поставки — это способ учета в издержках производства динамики ставок номинальной заработной платы и цен на материалы за период изготовления продукции, если ее производство связано с длительным периодом изготовления, и темпов инфляции в стране.

Поправки  на серийность (количество) — связаны  со снижением издержек производства и обращения (на единицу выпускаемой  продукции) при увеличении объема производства и реализации товара. Особенно эти  скидки важны при заказах не массовой, а нестандартной уникальной продукции.

Поправки  на условия платежа — зависят  от того, кто кого кредитует —  покупатель продавца, давая аванс, или  продавец покупателя, предоставляя фирменный  кредит в виде рассрочки 

платежа. Например, при платеже наличными  цены, как правило, ниже на величину банковского процента. Очевидно, что  условия платежа (авансовые платежи, наличными, в рассрочку, кредит, платежи  в смешанной форме и т.п.) наряду с ценой характеризуют коммерческую конкурентоспособность товара. Различные  формы расчетов (инкассо, аккредитив, перевод, чек) также оказывают влияние на цену, так как в той или иной мере являются элементом кредитования. 

Пересчет  импортных цен в валюту предстоящей  сделки. Так как цены могут быть указаны в различных валютах, то их пересчитывают в единый масштаб  измерения, по рыночному курсу или по курсу Центрального Банка РФ на дату продажи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
ОСНОВНЫЕ  ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

Социально-ориентированное  рыночное хозяйство с его экономической  свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России,

Функционирование  рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового  пространства, где нормы права  создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной  деятельности и т.д., а вместе с  тем юридически опосредуют все многообразие форм — производственного, коммерческую и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен  законодательно в качестве абсолютного  частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существующих границ между субъектами Федерации, за исключением тех случаев, когда  это предусмотрено законом в  интересах общественной безопасности, защиты здоровья людей, охраны культурных ценностей и природы. Несмотря на принятие множества законов, при вступлении России в рынок не сложилась эффективная правовая система, которая обеспечивала бы разумное сочетание свободы предпринимательства и конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской; деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной правовой основой развития предпринимательства, не говори уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом.

С принятием  Конституции Российской Федерации 1993 г. были заложены конституционные основы предпринимательства, как и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции — о единстве экономического и правового пространства России, об установлении правовых основ единого пространства России, об установлении правовых основ единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выезде и возвращении в Россию, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги, о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права. Конституционные нормы — это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, и следовательно, в случае, если нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, подлежат применению нормы Конституции РФ.

Формирование  правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой  единую нормативно-правовую систему  общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический  язык институты рынка — экономической  свободы, собственности и автономию  личности. Повышение эффективности  законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики  — одно из главных направлений  совершенствования механизма нормативно-правового  регулирования.

Исключительно важным для развития рыночной экономики  является принятие в 1994—-1995 гг. частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ. Значение Кодекса заключается прежде всего  в том, что это — политически  нейтральный, как и сам рынок, нормативный документ, воплотивший  в себе достижения многовековой правовой культуры по регулированию отношений  рынка. Далее, это федеральный закон, закрепляющий единство правового пространства на территории РФ. Наконец, ГК — это  сердцевина гражданского законодательства, а следовательно, нормы ГК носят  абсолютный характер, в том числе  при коллизии гражданско-правовых норм.

Исходя  из конституционных основ российского  общества Гражданский кодекс РФ 1994 г. закрепляет принципы гражданско-правового регулирования, которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в тон мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.

Закладывая  правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц и государство  в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и  их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного частного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные  и личные права, не подверженные вторжению  в эту сферу государства; предоставляет  право обладания любым имуществом без ограничения его состава, количества и стоимости, а ограничения  в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает  защиту среди других личных благ деловой  репутации и предпринимательской  тайны.

Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательства  как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Новый ГК. закрепляет исторически сложившиеся, начиная с Древнего Рима, а затем — в их классическом виде при капитализме — предписания о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, возможность свободно распоряжаться своими правами имеет определенные законом границы, переход за которые запрещен. Это не только действия лица исключительно с намерением причинить вред другому лицу, но и иные без злонамеренности действия (сброс ядовитых отходов производства, нарушение правил конкуренции и др.)' ущемляющие интересы других лиц. Интеграция нравственно-правовых норм, при которой нравственные воззрения непосредственно воплощаются в формах позитивного права, приобретает исключительно важное значение как для развития предпринимательства, так и для становления цивилизованного рынка в России.

Экономика рыночного типа — экономика свободного предпринимательства, в связи с  чем законоположениями закрепляется необходимая, достаточно благоприятная  предпринимательская среда, условия  для развития предпринимательства  по всех его формах: производственного, коммерческого либо финансового. Закрепляя  экономико-правовые основы предпринимательства, законоположения определяют статус хозяйствующих субъектов. Этот статус включает свободу выбора сферы предпринимательской  деятельности, право самостоятельно осуществлять производство и реализовывать  продукцию, получать и распределять прибыль, участвовать во внешнеэкономической  деятельности, а вместе с этим предусматривает  широкий комплекс гарантий, в том  числе недопустимость вмешательства  государственных органов и их должностных лиц в деятельность предпринимателей. Формируя механизм реализации потребностей, интересов  в сфере предпринимательства, законы определяют пределы дозволенного, желаемого  и запретного поведения в процессе хозяйствования. Экономическая свобода  вместе с новой концепцией законности в хозяйственной деятельности, в  основу которой 1 положена идея о правомерности  всего, что прямо не запрещено  законом, создает широкое, легальное  поле самостоятельности, инициативной хозяйственной деятельности в сфере  предпринимательства.

Наряду  с гражданским правом в условиях рыночной экономики сложились в  качестве самостоятельных банковское страховое и корпоративное право, а вместе с тем заложены основы акционерного, вексельного и других отраслей законодательства.

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности