Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:49, реферат
Целью настоящей работы является удовлетворение потребностей пользователей статистической информации в расширении аналитических материалов по статистике уровня жизни населения в части оценки доходов, расходов домохозяйств и их потребления.
Работа по подготовке настоящего информационно-аналитического материала возобновлена Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) спустя 7 лет с появлением в структуре Департамента статистики труда и уровня жизни управления, в компетенцию которого включены вопросы развития статистики уровня жизни населения.
1. Введение, цель работы ……………………………………………. 3
2. Доходы населения ..………….…………………………………….. 4
2.1 Основные источники и структура доходов ……………………….. 4
2.2 Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 5
3. Расходы населения ………………………………………………… 7
3.1 Денежные расходы населения и их структура ……………………. 8
3.2 Основные потребительские расходы населения ………………….. 9
3.3 Особенности потребительских расходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 10
3.4 Доход, использованный на потребление, как критерий оценки бедности в Казахстане ……………………………………………… 12
4. Потребление ……………………………………………………....... 14
4.1 Структура потребления …………………………………………….. 14
4.2 Потребление продуктов питания в домохозяйствах с учетом их размера и количества детей в 2011 году ..…………………………. 17
4.3 Потребительские расходы населения децильных групп ...……….. 19
4.4 Особенности потребления в зависимости от типа местности и региона проживания ……………………………………...………… 20
5. Заключение …………………………...……………………………. 33
6. Источники используемой информации …………...……………. 34
7. Приложения .……………………………………………………….. 35
На долю платных услуг в структуре потребления пришлось 23,3% или 67 298 тенге, 33,1% которых составили расходы на услуги транспорта и связи, 25,3% - коммунальные услуги, 12,3% - услуги ресторанов и кафе, 8,1% - образовательные услуги. Наибольшие темпы роста, исключая услуги по ремонту и реставрации мебели (ввиду их отсутствия в бюджетах городских домохозяйств в 2007 году), присущи услугам сфер здравоохранения (554,1%), и общественного питания (249,7%).
Южно-Казахстанская область. Среднедушевые потребительские расходы в регионе в 2011 году составили 214 325 тенге, что в полтора раза ниже среднего уровня по республике и является самым низким показателем среди регионов.
Расходы на продовольственные товары в структуре потребительских расходов составили 48,5% или 104 103 тенге, из них большая часть (34,4%) связана с затратами на покупку мяса и мясопродуктов, 17,0% - хлеба и крупяных изделий, 16,9% - овощей и фруктов, 8,6% - сахара и сладостей, 8,2% - масел и жиров. За пять лет сумма расходов на продовольственные товары выросла на 48 717 тенге или в 1,9 раза. В натуральном выражении заметно выросло среднедушевое потребление яиц (на 2 шт.), овощей (на 1,1 кг), а также масел и жиров (+ 0,7 кг). При этом наибольшие темпы роста расходов и объемов потребления основных продуктов питания отмечены в сельской местности.
На покупку непродовольственных товаров в 2011 году в среднем на одного жителя области пришлось 67 203 тенге или 31,4% всех потребительских расходов. Из них 38,1% составили расходы на покупку одежды и обуви, 26,2% - мебели и бытовой техники, 11,1% - товаров личной гигиены. За пять лет жители области сократили расходы на аудиовизуальное оборудование и фотоаппаратуру, товары и оборудование для отдыха, сада и домашних животных, а также предметы личного ухода, не отнесенные к другим категориям. Вместе с тем, несмотря на рост абсолютных значений, снизился удельный вес расходов на покупку мебели и бытовой техники. Все это с учетом роста расходов на продовольственные товары привело к снижению доли расходов на непродовольственные товары в структуре потребления на 3,8 п.п.
На оплату услуг в 2011 году в среднем на душу населения области было затрачено 43 019 тенге, в городской местности – 59 882 тенге, в сельской – 32 181 тенге. 42,8% расходов на платные услуги пришлось на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт жилья, 29,0% - услуг транспорта и связи, 8,0% - услуг образования, 5,5% - услуг здравоохранения. Вместе с тем, наибольшие темпы роста расходов отмечены при оплате услуг ресторанов и кафе (760,0%), а также ремонте бытовых приборов (429,0%).
Павлодарская область. Потребительские расходы населения области в 2011 году составили 301 911 тенге, что на 115 552 тенге или в 1,6 раза выше показателя 2007 года, при этом наибольшие темпы роста (более чем в 2 раза) характерны для расходов на продовольственные товары. Их удельный вес в структуре потребительских расходов в 2011 году составил 49,5%, прирост за пять лет – 11,5 п.п.
С 2007 года расходы на покупку мяса и мясопродуктов, а также масел и жиров в бюджетах населения региона выросли в 2,7 раза, фруктов и сахара – в 2,4 раза, молочной продукции – 2,3 раза, при этом более выражено в бюджетах сельских жителей. В значительной степени это обусловлено увеличением объемов потребления этих продуктов населением. Так, за пять лет среднедушевое потребление мяса выросло на 1,4 кг, молока – на 2,2 кг, фруктов – на 1,1 кг. Это объясняет рост доли расходов на их покупку в структуре расходов на продукты питания и безалкогольные напитки.
Расходы на непродовольственные товары в области составили 87 345 тенге или 28,9% всех потребительских расходов. Как и в большинстве регионов республики значительная часть из них пришлась на покупку одежды и обуви, мебели и бытовой техники, автотранспортных средств и ГСМ, а также товаров личной гигиены. При этом весьма затратными расходы на приобретение указанных товаров являлись как для городского, так и сельского населения. Наибольшие темпы роста отмечены среди расходов на крупные товары длительного пользования для отдыха и культурных мероприятий (395,5%), а также материалы для текущего содержания и ремонта жилых помещений (315,6%).
Расходы на платные услуги в бюджете жителя региона составили 65 212 тенге или 21,6% потребительских расходов. Около 40% расходов на платные услуги связаны с оплатой коммунальных услуг, 33,6% - услуг транспорта и связи, 8,7% - образования, 4,3% - здравоохранения. Более чем в 2 раза в сравниваемом периоде увеличились расходы населения на оплату услуг по ремонту, пошиву и чистке одежды.
Северо-Казахстанская область. Потребительские расходы населения области за пять лет выросли в 1,8 раза, составив в 2011 году 265 948 тенге, в городской местности – 330 524 тенге, в сельской в полтора раза меньше – 221 207 тенге. 46,0% потребительских расходов пришлось на покупку продовольственных товаров, 29,2% - непродовольственных, 24,8% - платные услуги.
Среди расходов на продукты питания и безалкогольные напитки, несмотря на снижение удельного веса расходов на их покупку, значительную часть, по-прежнему, составляют расходы на хлебопродукты и крупяные изделия (19,1%). Расходы на мясо и мясопродукты в 2011 году составили 26 268 тенге, овощи и фрукты – 16 621 тенге, сахар и кондитерские изделия – 11 666 тенге, молоко и молочные продукты – 9 691 тенге. В натуральном выражении значительно выросло потребление молочной продукции (+ 5,1 кг) и фруктов (+ 1,3 кг).
На покупку непродовольственных товаров в 2011 году среднестатистический житель области потратил 77 527 тенге или 29,2% всех потребительских расходов. Наибольшую часть расходов составили затраты на покупку одежды и обуви, мебели и бытовой техники, а также товаров личной гигиены. Более чем в три раза за период с 2007 по 2011 годы выросли расходы на приобретение материалов для текущего содержания и ремонта жилья, при этом больший рост их отмечен в сельской местности. Менее актуальными для населения области стали расходы на автотранспортные средства и ГСМ, доля расходов на которые в структуре расходов на непродовольственные товары снизилась на 3,7 п.п. до 10,3%.
24,8% потребительских
расходов в 2011 году пришлось
на оплату услуг, удельный вес
которых в структуре
Восточно-Казахстанская область. В 2011 году потребительские расходы на одного жителя области составили 297 709 тенге, в 1,8 раза превысив показатель 2007 года, при этом больший рост расходов наблюдается в городской местности.
За пять лет расходы на продовольственные товары выросли вдвое и составили 143 056 тенге, дифференциация по типу местности составила 1,6 раза в пользу расходов городских жителей. В структуре расходов на продукты питания и безалкогольные напитки выросла доля расходов на мясо и мясопродукты (+ 4,0 п.п.), масла и жиры (+ 1,1 п.п.), овощи (+ 0,7 п.п.), фрукты (+ 0,3 п.п.) и молочную продукцию (+ 0,2 п.п.). Сложившаяся ситуация обусловлена высокими темпами роста расходов на эти продукты питания, а также увеличением объемов их потребления.
Среднедушевые расходы на непродовольственные товары в бюджетах домохозяйств региона составили 82 600 тенге или 27,7% потребительских расходов. Несмотря на рост в 1,6 раза по сравнению с 2007 годом, удельный вес их в структуре потребления снизился на 2,2 п.п., при этом менее заметно смещение в сельской местности (- 0,4 п.п.). 55,2% расходов на непродовольственные товары пришлось на покупку одежды, обуви, мебели и бытовой техники, 13,5% - товары личной гигиены, 12,0% - автотранспортные средства и ГСМ. Наибольшие темпы роста отмечены среди расходов на медикаменты и лечебное оборудование (202,6%).
Доля расходов на платные услуги в рассматриваемом периоде снизилась на 4,0 п.п., составив 24,2% потребительских расходов или 72 053 тенге. 71,0% расходов на платные услуги связаны с оплатой коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья, а также услуг транспорта и связи, 17,7% - услугами образования и здравоохранения. Более чем в три раза выросли расходы на оплату услуг ресторанов, кафе и аналогичных заведений, а также ремонт аудиовизуального оборудования и фотоаппаратуры.
г. Астана. Потребительские расходы в среднем на одного жителя столицы в 2011 году составили 440 604 тенге. Это второй показатель среди регионов после г. Алматы, однако с самыми низкими темпами роста потребительских расходов за пять лет (128,8%).
42,6% потребительских
расходов связаны с покупкой
продовольственных товаров,
На долю расходов
на непродовольственные товары в
структуре потребительских
Расходы на платные услуги в указанном периоде выросли на 20 298 тенге и составили 131 767 тенге. Не характерный для республики и большинства регионов в г. Астане наблюдается рост удельного веса расходов на коммунальные услуги. За пять лет доля расходов на оплату коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья выросла на 9,9 п.п., составив 33,7% расходов на платные услуги. Это обусловлено ростом среднего размера общей и жилой площади занимаемого жителями столицы жилья, а также высокими ценами на услуги по его содержанию. В декабре 2011 года, как и в декабре 2007 года расходы на содержание 1 кв. метра жилья в столице превышали среднереспубликаснкий показатель почти вдвое [5, …publishing/ Pages/сeny_2012.aspx].
Наряду с ростом доли расходов на услуги ЖКХ, на 3,0 п.п. вырос удельный вес расходов на услуги здравоохранения, что объясняется достаточно высоким уровнем цен на медицинские услуги в столице. ИПЦ на услуги здравоохранения в январе-декабре 2007 года к январю-декабрю 2006 года составил 140,8%, в аналогичном периоде 2011 года – 109,1%, тогда как в целом по республике – 118,8 и 107,2% соответственно.
г. Алматы. В 2011 году потребительские расходы на одного жителя города превысили 0,5 млн. тенге, составив 534 565 тенге, что вдвое больше показателя 2007 года. Это самое высокое значение среди регионов страны. Более чем в два раза выросли расходы на продовольственные товары, среди которых наибольшие темпы роста отмечены при покупке мяса и мясопродуктов, масел и жиров, безалкогольных напитков, а также сахара и сладостей. В первую очередь это обусловлено увеличением объема потребления основных продуктов питания. За пять лет среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов выросло на 2,1 кг, молока и молочной продукции – на 5,3 кг, яиц – на 4,2 шт., фруктов – 2,2 кг, овощей – 2,4 кг, хлеба и круп – на 1,3 кг, сахара и кондитерских изделий – на 1,0 кг. При этом следует отметить, что наибольшее значение среднедушевого потребления таких продуктов как мясо, молоко и яйца в 2011 году зарегистрировано в городе Алматы.
Расходы на непродовольственные товары, как и в 2007 году, не превысив сумму расходов на платные услуги, составили 132 092 тенге или 24,7% всех потребительских расходов. На фоне роста абсолютных значений расходов на покупку одежды и обуви, мебели, бытовой техники и товаров личной гигиены, отмечается рост их удельного веса в структуре расходов на непродовольственные товары. При этом наибольшие темпы роста характерны для расходов на покупку товаров для личного ухода.
Город Алматы наряду
со столицей является регионом, в потребительских расходах
населения которого, расходы на платные
услуги превышают расходы на непродовольственные
товары. Как было упомянуто ранее, это
объясняется административно-
Резюмируя итоги данной работы, следует отметить наличие количественных и качественных отличий в структуре доходов, расходов и потребления казахстанцев, обусловленных региональными особенностями, типом местности, уровнем доходов, а также размером и составом домохозяйства. Несомненно, перечень условных характеристик, прямо или косвенно оказывающих влияние на уровень доходов, структуру потребления и объемы расходов, гораздо шире, а в отношении отдельно взятых аспектов объекта анализа и значимее, однако отразить их с максимальным охватом и глубиной в формате данной работы не было целью работы изначально.
В перспективе в рамках мероприятий по развитию отрасли статистики уровня жизни будет расширен и актуализирован перечень показателей, составляющих систему индикаторов уровня жизни населения. Соответствующая аналитическая работа запланирована к проведению уже в т.г., результаты которой будут опубликованы на Интернет-ресурсе Агентства.
6. Источники используемой информации:
Информация о работе Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан