Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:49, реферат
Целью настоящей работы является удовлетворение потребностей пользователей статистической информации в расширении аналитических материалов по статистике уровня жизни населения в части оценки доходов, расходов домохозяйств и их потребления.
Работа по подготовке настоящего информационно-аналитического материала возобновлена Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) спустя 7 лет с появлением в структуре Департамента статистики труда и уровня жизни управления, в компетенцию которого включены вопросы развития статистики уровня жизни населения.
1. Введение, цель работы ……………………………………………. 3
2. Доходы населения ..………….…………………………………….. 4
2.1 Основные источники и структура доходов ……………………….. 4
2.2 Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 5
3. Расходы населения ………………………………………………… 7
3.1 Денежные расходы населения и их структура ……………………. 8
3.2 Основные потребительские расходы населения ………………….. 9
3.3 Особенности потребительских расходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 10
3.4 Доход, использованный на потребление, как критерий оценки бедности в Казахстане ……………………………………………… 12
4. Потребление ……………………………………………………....... 14
4.1 Структура потребления …………………………………………….. 14
4.2 Потребление продуктов питания в домохозяйствах с учетом их размера и количества детей в 2011 году ..…………………………. 17
4.3 Потребительские расходы населения децильных групп ...……….. 19
4.4 Особенности потребления в зависимости от типа местности и региона проживания ……………………………………...………… 20
5. Заключение …………………………...……………………………. 33
6. Источники используемой информации …………...……………. 34
7. Приложения .……………………………………………………….. 35
Наиболее значимым источником
денежных доходов населения Южно-
1/5 часть денежного
дохода жителя Северо-
При сравнении показателей
денежных доходов последних пяти
лет наиболее высокие темпы роста
отмечены среди дохода в виде стипендий,
при этом данная ситуация отмечена во
всех регионах республики. В целом по стране
этот показатель составил 4,7 раза, в Астане
– 21,7 раз (максимальное значение), в Жамбылской
области – 1,4 раза (минимальное значение).
Это обусловлено административно-
Денежные расходы населения состоят из потребительских расходов, а также прочих расходов населения, не связанных с потреблением.
Потребительские
расходы – часть денежных расходов
населения, направленная на приобретение
потребительских товаров и услу
Прочие расходы включают в себя материальную помощь родственникам, знакомым, алименты, налоги, платежи и другие выплаты, а также погашение кредита и долга [4, с. 148-149].
Основные статьи расходов, представленных выше в составе потребительских и прочих расходов, представляют собой структуру денежных расходов населения.
В настоящем разделе будут рассмотрены показатели денежных расходов населения и их структура за период с 2001 по 2011 годы с учетом типа местности и региона проживания.
3.1. Денежные расходы населения и их структура
По данным выборочного обследования бюджетов домохозяйств денежные расходы населения за 11 лет выросли в 5,9 раза и составили в 2011 году 346 936 тенге, в том числе в городской местности – 406 810 тенге, в сельской – 275 049 тенге. При этом наибольшие темпы роста денежных расходов зарегистрированы на селе – 6,9 раза, в городе – 5,4 раза.
Самый высокий показатель прироста в рассматриваемом периоде характерен для расходов, связанных с погашением кредита и долга (15,1 раза), а также направленных на оказание материальной помощи и выплаты алиментов (11,1 раза). Низкие темпы роста наблюдаются среди расходов населения, связанных с уплатой налогов, платежей и других выплат (4,3 раза), независимо от типа местности.
Потребительские расходы казахстанцев выросли в 5,7 раза, составив 323 536 тенге, при этом наибольшие темпы роста отмечены среди расходов на непродовольственные товары и платные услуги (6,6 и 6,1 раза соответственно). Данная тенденция характерна как для городской, так и для сельской местности. Более подробно основные потребительские расходы населения будут рассмотрены в подразделе 3.2.
Региональная дифференциация денежных расходов за последние 11 лет сократилась с 3,7 до 2,5 раза, при этом регионом с самым высоким показателем стал г. Алматы, сместив с позиции столицу. Среди регионов с наименьшими денежными расходами населения лидирующую позицию заняла Южно-Казахстанская область, тогда как в 2001 году это место было твердо закреплено за соседней Жамбылской областью.
Наибольшая региональная разница по-прежнему характерна для расходов, связанных с погашением кредита и долга (32 раза). Более доступными в 2011 году были услуги кредитных организаций Карагандинской области, здесь на долю расходов по выплате обязательств по полученным кредитам пришлось 7,4% всех денежных расходов населения. Менее востребованы данные финансовые инструменты среди жителей Кызылординской области (0,4% от денежных расходов).
Выросла в указанном периоде региональная дифференциация показателя денежных расходов, связанных с уплатой налогов, платежей и других выплат. В 2001 году она составляла 4,6 раза, по итогам 2011 года – 5,7. Здесь полярными оказались Восточно-Казахстанская область со значением 1 228 тенге и Мангистауская область – 216 тенге.
Сокращается разница между регионами по показателю потребительских расходов, при этом более сглаженной стала дифференциация по расходам на непродовольственные товары и платные услуги.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении денежных расходов, направленных на оказание материальной помощи родственникам и знакомым, уплате алиментов. Разрыв между регионами сократился с 18,4 до 8,8 раза. Наибольший удельный вес данный вид расходов занимает в составе денежных расходов жителей Северо-Казахстанской области (7,9%), наименьшее значение зарегистрировано в Мангистауской области (0,9%).
Домохозяйства
имеют свои собственные потребности
и желания, удовлетворяемые посредством
потребления товаров и услуг,
полученных в результате различной
хозяйственно-экономической
Расходы домохозяйств
на потребление являются стоимостью
потребительских товаров и
1) путем прямых денежных покупок;
2) посредством покупок, но без применения каких-либо денежных средств в качестве оплаты (бартерный обмен, натуральные доходы); или
3) посредством производства в домохозяйстве (собственного производства для личного потребления) [3, с. 29].
Потребительские
расходы – это денежные расходы
населения, направляемые на приобретение
потребительских товаров и
Состав потребительских расходов по видам использования включает покупку продуктов питания, расходы на питание вне дома, покупку алкогольных напитков, табачных изделий, непродовольственных товаров и платных услуг.
За период с
2001 по 2011 годы расходы населения
на продовольственные товары возросли
в 5 раз и составили 157 тысяч тенге в год
в среднем на душу населения (приложение
1). Из них 87-90% приходится на продукты питания
и безалкогольные напитки, оставшиеся
13-10% - на питание вне дома, покупку алкоголя
и табачных изделий. При этом отмечается
рост расходов населения на питание вне
дома (почти в 13 раз (!)) и позитивная тенденция
сокращения доли расходов на алкогольную
и табачную продукцию (в 2 и 2,5 раза соответственно).
Первое обусловлено ростом сети заведений
быстрого питания (fast food), доступностью
их услуг и активной, продуманной рекламной
кампанией среди широких слоев населения.
Снижение удельного веса расходов населения
на покупку алкоголя и табачных изделий
обусловлено уменьшением объема потребления
данной продукции, а также ростом цен на
нее. Так, согласно данным статистики розничной
торговли за период с 2007 по 2010 годы1 объем алкогольной продукции
в натуральном выражении в структуре розничного
товарооборота снизился на 19 758,6 тыс. литров
и составил 246 579,6 тыс. литров, табачных
изделий на 159,2 млн. штук (единиц сигарет).
Индекс потребительских цен (далее – ИПЦ)
на алкогольные напитки за последние пять
лет имел пиковые значения в 2008-2009 годах
(112,6 и 113,0%), в 2010-2011 годах этот показатель
не превысил 6,0% и составил 105,8 и 104,8% соответственно.
ИПЦ на табачные изделия в указанном периоде,
начиная с 2009 года, превысил показатель
ИПЦ на товары и услуги с максимальным
значением в 2009-2010 годах (116,5 и 120,2%), при
этом больший рост цен зарегистрирован
при покупке сигарет без фильтра (125,5 и
129,4% соответственно) [5, …publishing/Pages/сeny_2012.
Несмотря на лидирующие позиции расходов на продовольственные товары в структуре потребительских расходов их доля за 11 лет сократилась с 54,4 до 48,5%. Данная тенденция обусловлена ростом удельного веса расходов на непродовольственные товары и платные услуги (на 4 и 1,9 процентных пункта соответственно). Данный факт наряду с ростом денежных доходов населения подтверждает основной тезис закона Энгеля, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения [6].
Изменения в
структуре потребительских
Таблица 2
Потребительские расходы населения и их структура
в зависимости от типа местности за 2001, 2011 годы
Потребительские расходы в среднем на душу, тенге | |||||||||
Всего |
в том числе | ||||||||
Продо-вольст- |
из них |
Непродо- вольствен- ные товары |
Платные услуги | ||||||
продукты питания
и гольные |
питание вне дома |
алкоголь-ные напитки |
табачные | ||||||
Город |
2001 |
72 833 |
38 844 |
34 754 |
1 098 |
1 275 |
1 599 |
17 223 |
16 766 |
2011 |
378 241 |
181 029 |
163 000 |
12 019 |
2 930 |
2 356 |
102 985 |
94 227 | |
Село |
2001 |
38 419 |
21 778 |
19 381 |
286 |
1 131 |
958 |
10 004 |
6 637 |
2011 |
257 854 |
128 179 |
116 209 |
6 287 |
2 613 |
2 947 |
78 768 |
50 907 | |
Структура потребительских расходов, в процентах | |||||||||
Город |
2001 |
100,0 |
53,3 |
89,5 |
2,8 |
3,3 |
4,1 |
23,7 |
23,0 |
2011 |
100,0 |
47,9 |
90,0 |
6,6 |
1,6 |
1,3 |
27,2 |
24,9 | |
Село |
2001 |
100,0 |
56,7 |
89,0 |
1,3 |
5,2 |
4,4 |
26,0 |
17,3 |
2011 |
100,0 |
49,7 |
90,7 |
4,9 |
2,0 |
2,3 |
30,6 |
19,7 |
Наибольший рост удельного веса расходов на непродовольственные товары и платные услуги в структуре потребительских расходов отмечен в сельской местности (4,6 и 2,4 п.п. соответственно).
Рассматривая региональные
особенности потребительских предпочтений
казахстанцев в 2011 году, можно сделать
следующее заключение. Самый высокий показатель
среднедушевых потребительских расходов
приходится на г. Алматы (534 565 тенге), самый
низкий – на Южно-Казахстанскую область
(214 325 тенге). Разница составила 2,5 раза
(приложение 2). При этом указанные регионы
сохраняют свои позиции и по основным
потребительским расходам: на продовольственные
и непродовольственные товары, платные
услуги. Сложившаяся ситуация обусловлена
административно-
В структуре потребительских расходов положение регионов имеет некоторые отличия. Наибольший удельный вес расходов на продовольственные товары отмечен в Кызылординской области (55,1%), наименьший – в г. Астане (42,6%). Наибольшая доля расходов на непродовольственные товары зарегистрирована в Мангыстауской области (38,0%), самый низкий показатель – в г. Алматы (24,7%), расходы на платные услуги в большей степени представлены в структуре потребительских расходов жителей столицы и г. Алматы (29,9 и 27,6% соответственно), тогда как в потреблении населения Кызылординской области они занимают лишь 17,6%, это самый низкий показатель среди регионов (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Структура потребительских расходов населения в 2011 году по регионам
Как было отмечено в предыдущем подразделе, потребительские расходы в значительной степени зависят от уровня потребительских цен, которые могут значительно колебаться по периодам времени и регионам, а также потребительских предпочтений и поведения. Вместе с тем, не следует игнорировать такие важные составляющие качества жизни населения как: наличие и доступность услуг социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), отрасли ЖКХ, дорожно-транспортной инфраструктуры, ИКТ и т.п., которые наряду с общими проблемами, имеют и региональные особенности.
Информация о работе Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан