Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является удовлетворение потребностей пользователей статистической информации в расширении аналитических материалов по статистике уровня жизни населения в части оценки доходов, расходов домохозяйств и их потребления.
Работа по подготовке настоящего информационно-аналитического материала возобновлена Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) спустя 7 лет с появлением в структуре Департамента статистики труда и уровня жизни управления, в компетенцию которого включены вопросы развития статистики уровня жизни населения.

Содержание

1. Введение, цель работы ……………………………………………. 3
2. Доходы населения ..………….…………………………………….. 4
2.1 Основные источники и структура доходов ……………………….. 4
2.2 Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 5
3. Расходы населения ………………………………………………… 7
3.1 Денежные расходы населения и их структура ……………………. 8
3.2 Основные потребительские расходы населения ………………….. 9
3.3 Особенности потребительских расходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 10
3.4 Доход, использованный на потребление, как критерий оценки бедности в Казахстане ……………………………………………… 12
4. Потребление ……………………………………………………....... 14
4.1 Структура потребления …………………………………………….. 14
4.2 Потребление продуктов питания в домохозяйствах с учетом их размера и количества детей в 2011 году ..…………………………. 17
4.3 Потребительские расходы населения децильных групп ...……….. 19
4.4 Особенности потребления в зависимости от типа местности и региона проживания ……………………………………...………… 20
5. Заключение …………………………...……………………………. 33
6. Источники используемой информации …………...……………. 34
7. Приложения .……………………………………………………….. 35

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Расходы на платные услуги в бюджетах домохозяйств области выросли в 2,1 раза, составив 75 495 тенге, при этом их удельный вес в потреблении снизился на 3,1 п.п. Снижение обусловлено уменьшением доли расходов на социально значимые услуги (ЖКХ, образования, здравоохранения), для которых характерны и самые низкие темпы роста. Максимальный прирост показателя расходов на платные услуги зарегистрирован при оплате услуг ресторанов, кафе и аналогичных заведений (639,8%), а также услуг по организации досуга и культуры (578,4%).

Атырауская  область. Потребительские расходы населения региона в 2011 году составили 312 882 тенге, что в 1,8 раза больше показателя 2007 года. Вдвое выросли расходы на продовольственные товары, в 1,8 раза – расходы на покупку непродовольственных товаров и в 1,4 раза расходы на оплату услуг.

Почти половину потребительских расходов (49,5%) составили  расходы на продовольственные товары, больше 1/3 которых пришлось на покупку  мяса и мясопродуктов (35,0%), 15,3% - хлеба  и круп; 10,1% - овощей, 9,2% - молочных продуктов. При этом за пять лет отмечается рост доли расходов на мясо и мясопродукты, рыбу, масла и жиры, а также сахар и сладости. Это обусловлено увеличением объемов потребления. В среднем на одного жителя области выросло потребление: мяса на 1,6 кг (2 значение среди регионов после г. Алматы), рыбы и морепродуктов – в полтора раза (самый высокий показатель по РК), молока и молочной продукции – на 3,8 кг, яиц – на 3,2 шт., масел и жиров – в 1,7 раза; овощей, в т.ч. и картофеля – на 1,0 кг, сахара и кондитерских изделий – в 1,6 раза.

Расходы на непродовольственные  товары за указанный период выросли  в 1,8 раза, составив 92 175 тенге. 41,6% из них представлены расходами на покупку одежды, обуви и тканей; 17,0% - мебели и бытовой техники; 15,2% - автотранспортных средств и горюче-смазочных материалов, 13,3% - товаров личной гигиены, при этом удельный вес последних вырос на 10,0 и 1,4 п.п. соответственно. Вместе с тем, наибольшие темпы роста расходов на покупку автомобилей и ГСМ зарегистрированы в городской местности, товаров личной гигиены – в сельской.

Расходы на платные  услуги за пять лет выросли в 1,4 раза. Потеряв в структуре потребительских расходов 5,8 п.п., в 2011 году они составили 18,6% или 58 349 тенге. Высокие темпы роста обеспечили увеличение доли расходов на услуги в сфере транспорта и связи, жилищно-коммунального обслуживания, а также прочие услуги. Удельный вес расходов на коммунальные услуги в структуре расходов на платные услуги выросли с 22,7 до 27,0%, услуги транспорта и связи – с 29,7 до 38,1%, прочие услуги – с 4,5 до 8,1%, при этом в большей степени за счет роста расходов на эти виды услуг в бюджетах городских домохозяйств.

Западно-Казахстанская  область. Потребительские расходы населения региона в рассматриваемом периоде выросли в 1,8 раза, составив в 2011 году 273 012 тенге. В 2,3 раза увеличились расходы на продовольственные товары, что обусловило повышение их доли в потребительских расходах на 9,9 п.п. Рост в большей степени обеспечили расходы на покупку мяса, мясопродуктов и фруктов за счет увеличения объемов их потребления. Среднедушевое потребление мясопродуктов в регионе выросло на 1,3 кг, фруктов – на 1,6 кг. Наряду с данными продуктами в составе расходов на продовольственные товары увеличился удельный вес расходов на покупку молочной продукции, овощей и сахара. В отношении сахара, кондитерских изделий и овощей, это обусловлено увеличением объемов их потребления, тогда как рост расходов на молочную продукцию связан с ростом цен на отдельные ее виды (молоко, творог) [5, …publishing/20111/потреб.цены.pdf].        

  Расходы на непродовольственные товары в бюджете среднестатистического жителя области выросли в 1,5 раза, составив в 2011 году 74 285 тенге. Значительный рост обусловлен увеличением расходов на покупку одежды, тканей и обуви, особенно среди сельского населения. В среднем по области расходы на данную группу товаров выросли почти в два раза (196,4%), в городе – на 180,2%, на селе – в 2,1 раза. Наряду с увеличением доли расходов на одежду и обувь, установлен рост удельного веса расходов на товары личной гигиены, а также книги и канцелярские товары.

Платные услуги составили 21,9% потребительских расходов населения области, потеряв в  их структуре за пять лет 4,2 п.п. Треть  расходов на платные услуги пришлась на оплату коммунальных услуг, треть – на услуги транспорта и связи, что обусловило их рост на 0,7 и 5,1 п.п. соответственно. Наибольшие темпы роста характерны для расходов по оплате услуг ресторанов и кафе (666,7%), а также пошиву, чистке и ремонту одежды (458,2%), при этом не менее затратными для сельских жителей стали расходы на оплату услуг по организации досуга и культурного отдыха (819,5%). 

Жамбылская  область. Потребительские расходы населения региона за последние пять лет выросли в 1,9 раза, составив в 2011 году 261 857 тенге. Наряду с Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областями это один из самых низких показателей среднедушевых потребительских расходов по республике.

Более половины потребительских расходов как в  городе, так и на селе приходится на покупку продовольственных товаров (54,9%), удельный вес которых в структуре потребления вырос на 5,1 п.п. 40,2% расходов на продукты питания и безалкогольные напитки жители области тратят на покупку мяса и мясопродуктов, 15,9% - на хлеб и крупы, 13,3% - на овощи и фрукты, 8,2% - на сахар и сладости, 7,6% - на масла и жиры, 6,4% - на молочную продукцию. Однако, несмотря на рост абсолютных значений расходов на продукты питания удельный вес их структуре по всем основным  продуктам, за исключением мяса, масел и жиров, снижается как в городской, так и сельской местности. Это обусловлено увеличением объемов потребления указанных видов продуктов. За пять лет среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в области увеличилось на 1кг, масел и жиров – на 800 гр. или в 1,9 раза.     

Расходы населения  региона на непродовольственные  товары в указанном периоде выросли  в 1,8 раза, составив в 2011 году 71 761 тенге, при этом их удельный вес в структуре потребительских расходов снизился незначительно (- 0,8 п.п.). Учитывая высокие показатели темпов роста, в структуре расходов на непродовольственные товары увеличилась доля расходов на покупку одежды, тканей и обуви (+ 3,6 п.п.), мебели и бытовой техники (+ 1,3 п.п.), автотранспортных средств и ГСМ (+ 1,6 п.п.), а также материалов для ремонта, содержания жилья и медикаментов (+ 0,8 и 0,1 п.п. соответственно). При этом наиболее затратными расходы на приобретение автомобилей и ГСМ стали для бюджетов сельских домохозяйств.

На долю расходов на платные услуги в структуре  потребления в 2011 году пришлось 17,7%, тогда как в 2007 году этот показатель составил 22,0%. Снижение обусловлено ростом расходов на продовольственные товары с 49,8 до 54,9%. Вместе с тем, как в целом по республике, так и в Жамбылской области, отмечается снижение доли расходов на социально значимые услуги (ЖКХ, образования, здравоохранения), тогда как расходы на оплату услуг ресторанов и кафе в регионе выросли в 30,1 раз в большей степени за счет увеличения данных расходов сельскими жителями.   

Карагандинская  область. Потребительские расходы в среднем на одного жителя региона в 2011 году составили 346 720 тенге, увеличившись по сравнению с 2007 годом в 1,9 раза, при этом разрыв между городом и селом составил 1,5 раза. Удельный вес расходов на продовольственные товары в указанном периоде вырос на 7,2 п.п., составив 47,0% или 163 031 тенге. Треть расходов на продукты питания и безалкогольные напитки в 2011 году пришлась на покупку мяса и мясопродуктов (32,9%), 14,8% - хлеба и крупяных изделий, 16,6% - овощей и фруктов, 9,7% - молочной продукции, 8,3% - сахара и кондитерских изделий.

В целом по области  отмечен рост удельного веса расходов на такие продукты питания как  мясо и мясопродукты (+ 4,4 п.п.), масла  и жиры (+ 1,0 п.п.) и фрукты (+ 0,7 п.п.), вместе с тем в сельской местности этот список дополнили молоко и молочная продукция (+ 1,4 п.п.), а также яйца (+ 0,1 п.п.). Во многом это объясняется увеличением объемов потребления. Так, за пять лет среднедушевое потребление мяса и фруктов в регионе выросло на 1,7 кг, молока и молочных продуктов – на 2,4 кг, яиц – на 3,6 шт., овощей – на 1,8 кг.

Доля расходов на непродовольственные товары в бюджете среднестатистического представителя региона в 2011 году составила 28,5% или 98 931 тенге. Из них 36,4% - это расходы на покупку одежды, тканей и обуви, 19,0% - мебели и бытовой техники, 12,9% - товаров личной гигиены, 11,1% - автотранспортные средства и ГСМ, при этом наибольшие темпы роста расходов на приобретение этих товаров зарегистрированы в сельской местности.

Расходы на оплату услуг в среднем на душу населения области в 2011 году составили 84 758 тенге, что на 33 805 тенге или в 1,7 раза больше показателя 2007 года. Наибольшая часть расходов на платные услуги пришлась на долю  услуг транспорта и связи (36,0%), а также коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилья (30,9%). Однако, несмотря на рост в указанном периоде абсолютных значений расходов на платные услуги, в структуре расходов отмечается снижение удельного веса расходов на оплату услуг в сферах ЖКХ и образования. За пять лет в расходах на платные услуги выросла доля расходов, связанных с оплатой услуг транспорта и связи, ресторанов и кафе, а также прочих услуг.

Костанайская  область. Потребительские расходы в среднем на одного жителя области в 2011 году составили 285 752 тенге, в городской местности – 320 020 тенге, в сельской – 250 435 тенге. Расходы на продовольственные товары выросли более чем в два раза, непродовольственные товары и платные услуги в полтора раза.

Наибольшие  темпы роста расходов зарегистрированы при покупке таких продуктов питания как мясо и мясопродукты (289,7%), фрукты (249,4%) и сахар (247,1%), что обусловило увеличение доли расходов на эти продукты в структуре расходов на продукты питания и безалкогольные напитки. Вместе с тем, более чем в три раза выросли расходы сельских жителей на покупку молока и молочной продукции, в 2,5 раза – яиц.  

Доля расходов на непродовольственные товары в  структуре среднедушевого потребления  за пять лет снизилась на 4,5 п.п., составив в 2011 году 28,6% или 81 691 тенге. Из них 38,0% затрачено на покупку одежды и обуви, 18,3% - мебели и бытовой техники, 13,3% - товаров личной гигиены, 12,1% - автотранспортных средств и ГСМ. При этом более затратным для сельских жителей является приобретение мебели и бытовой техники, а также автомобилей и ГСМ, тогда как горожане больше тратят на покупку одежды, обуви и товаров личной гигиены.    

На платные  услуги в потребительских расходах жителей области в 2011 году пришлось 71 058 тенге или 29,4%. Почти половину из них (47,1%) составили расходы на коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья, 28,6% - услуги транспорта и связи, 8,7% - услуги образования, 4,2% - услуги здравоохранения. Наибольшие темпы роста характерны для расходов по оплате услуг ресторанов и кафе (425,0%), ремонта аудиовизуального оборудования (249,1%), а также пошива, чистки и ремонта одежды (222,2%).

Кызылординская  область. Потребительские расходы населения региона за пять лет выросли в 2,4 раза, составив в 2011 году 305 603 тенге, при этом наибольший рост расходов отмечен в городской местности.

Более половины расходов, связанных с потреблением, были направлены на покупку продовольственных  товаров (55,1%). Это самый высокий  показатель по республике. 35,6% всех расходов на продукты питания и безалкогольные напитки пришлись на покупку мяса и мясопродуктов, 18,4% - фруктов и овощей, 14,3% - хлеба и круп, по 8,0%  -  на молочную продукцию, сахар и сладости. Наибольшие показатели роста расходов характерны для фруктов (522,3%), мяса (401,2%) и молока (350,1%). Это обусловлено и увеличением объемов потребления. За пять лет среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов выросло на 3,3 кг или в 2,3 раза, молока и молочных продуктов – на 7,1 кг или в полтора раза, фруктов – на 4,1 кг или 1,9 раза. При этом показатель потребления фруктов в области является самым высоким среди регионов, в 1,8 раза превышая среднедушевое потребление по республике в целом.        

Расходы на непродовольственные  товары в структуре потребления составили 27,3% или 83 415 тенге. Из них 41,7% затрачено на покупку одежды, обуви и тканей, 20,3% - мебели и бытовой техники, 9,8% - автотранспортных средств и ГСМ, 8,4% - товаров личной гигиены. Наибольшие темпы роста характерны для расходов на приобретение материалов для текущего содержания и ремонта жилья (1113,2%), а также медикаменты и лечебное оборудование (308,2%). При этом более затратными для сельских жителей стали расходы на покупку стройматериалов, для городских – лекарств и лечебной аппаратуры. 

В структуре  расходов на платные услуги, составивших в 2011 году 53 841 тенге, наибольшую долю занимают расходы на коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья (32,3%), а также услуги транспорта и связи (29,1%). Наибольший рост расходов отмечен при оплате услуг здравоохранения (13,4 раза), ресторанов, кафе и аналогичных заведений (6,2 раза), ремонта бытовых приборов (5,1 раза), что привело к увеличению доли расходов на эти услуги в структуре расходов на платные услуги. При этом в большей степени рост расходов на указанные виды услуг обеспечили расходы сельских жителей региона. 

Мангистауская область. В структуре потребительских расходов населения региона удельный вес расходов на продовольственные товары в 2011 году составил 38,7% или 111 863 тенге. В относительном выражении это самый низкий показатель по республике. Снижение расходов на продовольственные товары обусловлено увеличением расходов на непродовольственные товары, на долю которых пришлось 38,0% всех потребительских расходов (наивысшее значение среди регионов).

41 841 тенге израсходовал в 2011 году среднестатистический житель области на покупку мяса и мясопродуктов, что вдвое превышает аналогичные расходы 2007 года. 17,8% расходов на продукты питания и безалкогольные напитки затрачено на приобретение фруктов и овощей, 13,7% - хлеба и крупяных изделий, 9,3% - молочной продукции. Однако, несмотря на рост расходов на основные продукты питания в абсолютном выражении (за исключением яиц), за последние пять лет отмечается снижение удельного веса расходов на их покупку, кроме молока и мясопродуктов, доля расходов на которые выросла на 0,5 и 9,0 п.п. соответственно. При этом в сельской местности перечень этих продуктов дополняют фрукты (+ 1,3 п.п.). 

Расходы на непродовольственные  товары в указанном периоде выросли  в 1,9 раза, составив в 2011 году 109 691 тенге. 73,0% их них связаны с расходами на покупку одежды и обуви (45,5%), а также мебели и бытовой техники (27,5%). Наибольшие темпы роста характерны для расходов на автотранспортные средства и ГСМ (421,7%), и аудиовизуальное оборудование и фотоаппаратуру (283,2%), отмеченные как в городской, так и сельской местности.

Информация о работе Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан