Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является удовлетворение потребностей пользователей статистической информации в расширении аналитических материалов по статистике уровня жизни населения в части оценки доходов, расходов домохозяйств и их потребления.
Работа по подготовке настоящего информационно-аналитического материала возобновлена Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) спустя 7 лет с появлением в структуре Департамента статистики труда и уровня жизни управления, в компетенцию которого включены вопросы развития статистики уровня жизни населения.

Содержание

1. Введение, цель работы ……………………………………………. 3
2. Доходы населения ..………….…………………………………….. 4
2.1 Основные источники и структура доходов ……………………….. 4
2.2 Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 5
3. Расходы населения ………………………………………………… 7
3.1 Денежные расходы населения и их структура ……………………. 8
3.2 Основные потребительские расходы населения ………………….. 9
3.3 Особенности потребительских расходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 10
3.4 Доход, использованный на потребление, как критерий оценки бедности в Казахстане ……………………………………………… 12
4. Потребление ……………………………………………………....... 14
4.1 Структура потребления …………………………………………….. 14
4.2 Потребление продуктов питания в домохозяйствах с учетом их размера и количества детей в 2011 году ..…………………………. 17
4.3 Потребительские расходы населения децильных групп ...……….. 19
4.4 Особенности потребления в зависимости от типа местности и региона проживания ……………………………………...………… 20
5. Заключение …………………………...……………………………. 33
6. Источники используемой информации …………...……………. 34
7. Приложения .……………………………………………………….. 35

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Агентство Республики Казахстан по статистике

 

Департамент статистики труда и уровня жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая работа

«Мониторинг потребления и доходов населения

в Республике Казахстан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Астана, 2012

Содержание

 

1.

Введение, цель работы …………………………………………….

3

2.

Доходы населения ..………….……………………………………..

4

2.1

Основные источники  и структура доходов ………………………..

4

2.2

Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания …………………………………..

5

3.

Расходы населения …………………………………………………

7

3.1

Денежные расходы  населения и их структура …………………….

8

3.2

Основные потребительские  расходы населения …………………..

9

3.3

Особенности потребительских  расходов в зависимости от типа местности  и региона проживания …………………………………..

10

3.4

Доход, использованный на потребление, как критерий оценки бедности в Казахстане ………………………………………………

12

4.

Потребление …………………………………………………….......

14

4.1

Структура потребления  ……………………………………………..

14

4.2

Потребление продуктов  питания в домохозяйствах с учетом их размера и количества детей в 2011 году ..………………………….

17

4.3

Потребительские расходы населения децильных групп ...………..

19

4.4

Особенности потребления в зависимости от типа местности и региона проживания ……………………………………...…………

20

5.

Заключение …………………………...…………………………….

33

6.

Источники используемой информации …………...…………….

34

7.

Приложения .………………………………………………………..

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение. Цель работы   

 

Уровень жизни  категория многогранная и имеет  значительное пространство характеристик, доступных количественной оценке. Измерение уровня жизни предполагает статистическое наблюдение за важнейшими индикаторами уровня жизни в динамике и в сравнении с социальными нормативами или минимальными социальными стандартами. Единого общепризнанного агрегатного показателя уровня жизни в силу качественной разнородности потребностей людей нет, но вопрос о его построении остается актуальным. Хотя перечень статистических показателей в разных странах определяется индивидуально, выбор индикаторов уровня жизни в Казахстане формируется с учетом международной практики и рекомендаций Межгосударственного Статистического Комитета СНГ.

Уровень жизни  как предмет социально-экономической  статистики характеризует степень  удовлетворения разнообразных потребностей человека в товарах и услугах. Однозначного определения уровня жизни в экономической литературе нет, однако уровень жизни можно определить как социально-экономическую категорию, характеризующую благосостояние населения, потребление человеком материальных, культурных, социальных благ и услуг в совокупности с условиями, обеспечивающими возможность удовлетворения действительных потребностей. Системообразующей основой понятия уровня жизни являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления             [4, с. 123].

Целью настоящей работы является удовлетворение потребностей пользователей статистической информации в расширении аналитических материалов по статистике уровня жизни населения в части оценки доходов, расходов домохозяйств и их потребления.

Работа по подготовке настоящего информационно-аналитического материала возобновлена Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) спустя 7 лет  с появлением в структуре Департамента статистики труда и уровня жизни управления, в компетенцию которого включены вопросы развития статистики уровня жизни населения.

Основой проведенного анализа стали результаты выборочного  обследования бюджетов 12 тысяч домохозяйств, проведенного Агентством в  период с 2001 по 2011 годы.

С учетом временного пробела в предоставлении пользователю статистической информации подобного  рода материалов Агентством в рамках представленной ниже работы дана оценка доходов и потребления населения  за последние 5/11 лет, при этом особое внимание уделено ситуации, сложившейся по итогам 2011 года. 

Более подробная  и развернутая информация, характеризующая  уровень и качество жизни населения в Казахстане, будет опубликована в формате одноименного ежегодного сборника на Интернет-ресурсе Агентства в октябре т.г.

  1. Доходы населения

 

Статистика  по доходам домохозяйств может использоваться для анализа внутренней политики государства в качестве наилучшего критерия экономического благополучия его граждан, как по отдельным  индивидуумам, так и по домохозяйствам, то есть путем представления именно тех поступлений, которые вносят наиболее реальный вклад в экономическое благополучие людей, повышая их возможности к потреблению или накоплению. Соответственно, особое внимание здесь уделяется доходам, которые люди считают прямой выгодой для себя, а также распределению получаемых доходов внутри домохозяйств [3, с. 8].

Денежные доходы домашних хозяйств представляют собой  сумму денежных средств, полученных членами домашних хозяйств в виде заработной платы, дохода от предпринимательской деятельности, социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий и других выплат), процентов, дивидендов и других доходов от собственности, прочих денежных поступлений [4, с. 125].

В настоящем  разделе будет произведен анализ источников доходов населения, его структуры и размеров в зависимости от типа местности и региона проживания домохозяйств.       

 

    1. Основные источники и структура доходов

 

За последние пять лет денежные доходы казахстанцев выросли в 1,7 раза, составив в 2011 году 350 141 тенге в год в среднем на душу населения (таблица 1). Основным источником денежных доходов остается доход от трудовой деятельности (80,7%), седьмая часть которого приходится на доход от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности. 15,0% денежного дохода населения представляют доходы, полученные в виде социальных трансфертов, 78,7% из них составляют пенсии.

За период с 2007 по 2011 годы удельный вес дохода от собственности в структуре денежных доходов населения снизился на 0,3 процентных пункта (далее – п.п.) и составил 0,4%. Доля доходов в виде материальной помощи родственников, алиментов и прочих источников, не претерпев значительных изменений, составила 3,9%.

Рассматривая  абсолютные показатели денежных доходов, интерес вызывают доходы в виде социальных трансфертов. Так, за указанный период доходы в виде пенсий выросли почти вдвое и составили 41 306 тенге, пособий – в 1,6 раза (9 317 тенге), стипендий – в 4,7 раза (1 675 тенге),  адресной социальной (далее – АСП) и жилищной помощи снизились на 10% и составили 142 тенге. Сложившаяся ситуация обусловлена ростом размеров пенсионных и социальных выплат, стипендий, однако, несмотря на ежегодное увеличение среднего размера АСП (порядка 10-13%), его роль и экономический эффект в отношении общего бюджета домохозяйства и снижения уровня бедности незначительны [1, с. 40].           

Таблица 1

Среднедушевые денежные доходы населения и их структура 

за 2007-2011 годы

 

Денежный доход  в среднем на душу, тенге

Всего

в том числе

От трудовой деятельности

в том числе

Социальные трансферты

От собственности

Материальная  помощь от родственников, алименты, прочие доходы

от работы по найму

от самозанятости  и предприниматель-ской деятельности

пенсии

пособия

АСП и жилищная помощь

стипендии

2007

204 411

167041

143668

23373

21950

5828

157

355

1412

7668

2008

245 618

200 240

172 588

27 652

28 332

6 994

171

413

1 610

7 858

2009

270 873

217 786

191 930

25 856

32 297

8 679

214

780

1 888

9 229

2010

330 123

267 126

235 436

31 690

39 265

9 944

190

1 104

1 622

10 872

2011

350 141

282 621

242 473

40 148

41 306

9 317

142

1 675

1 248

13 832

                 

продолжение

 

Доля в денежном доходе, в процентах

Всего

в том числе

От трудовой деятельности

в том числе

Социальные трансферты

От собственности

Материальная  помощь от родственников, алименты, прочие доходы

от работы

по найму

от самозанятости  и предприниматель-ской деятельности

пенсии

пособия

АСП и жилищная помощь

стипендии

2007

    100,0

81,6

70,2

11,4

10,7

2,9

0,1

0,2

0,7

3,8

2008

    100,0

81,5

70,2

11,3

11,5

2,8

0,1

0,2

0,7

3,2

2009

    100,0

    80,4

    70,9

    9,5

    11,9

    3,2

    0,1

    0,3

    0,7

    3,4

2010

    100,0

    80,9

    71,3

    9,6

    11,9

    3,0

    0,1

    0,3

    0,5

    3,3

2011

    100,0

    80,7

   69,3

    11,4

    11,8

    2,7

    0,0

    0,5

    0,4

    3,9


 

    1.  Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания

 

В зависимости  от типа местности (город/село) меняется размер и структура денежных доходов населения. Так, в 2011 году денежные доходы городского населения превысили доходы сельских жителей в 1,6 раза, составив 419 685 тенге. Вдвое ниже доходов горожан доходы населения, проживающего на селе, полученные в результате работы по найму, а доходы от самозанятости и предпринимательской деятельности в полтора раза выше, что объясняется качественными различиями структуры занятого населения. В 2011 году численность занятых по найму в городской местности составила 3,6 млн. человек, тогда как на селе – 2,0 млн. человек, самостоятельно занятыми в городе числились 833,3 тысячи человек, в то время как в сельской местности их количество достигло 1 887,0 тысяч человек, что в 2,3 раза выше городского показателя [5, …/publishing/Pages/ Trud_2012.aspx].        

В группе социальных трансфертов превышает значение городского показателя лишь доход в виде пособий, который в 2011 году в денежном доходе сельского населения составил 10 399 тенге (в городе – 8 415 тенге).

Доход от собственности, хоть и незначителен в структуре  денежного дохода (0,4%), все же более  характерен для доходов городских  жителей. Сумма дохода от собственности в городской местности в 2011 году составила 1 852 тенге, превысив сельский показатель в 3,5 раза.

Удельный вес  доходов, полученных населением в виде материальной помощи от родственников, алиментов и прочих источников, в структуре денежных доходов, как в городе, так и на селе составил порядка 4,0%, при этом абсолютное значение показателя в городской местности в 1,6 раза выше, чем на селе.          

В региональном разрезе за период с 2007 по 2011 годы лидирующие позиции по сумме среднедушевого денежного дохода, полученного за год, занял г. Алматы с показателем 596 157 тенге, сместив с позиции столицу, самый низкий уровень доходов по прежнему зарегистрирован в Южно-Казахстанской области – 243 989 тенге. Региональная дифференциация составила 2,4 раза (диаграмма 1). Аналогично расположение указанных регионов по сумме дохода от трудовой деятельности, в том числе и работы по найму.

Диаграмма 1

 

Денежный доход  населения Республики Казахстан  и ее регионов в 2011 году

по основным источникам доходов

тенге

Вместе с  тем, если рассматривать темпы роста денежных доходов населения регионов страны, то здесь на первом месте по итогам 2011 года пребывает Алматинская область, денежные доходы населения которой за последние пять лет выросли вдвое (203,3%), наиболее низкие темпы роста доходов у жителей столицы (133,0%) и Атырауской области (133,7%), здесь же и самые низкие показатели прироста доходов от трудовой деятельности и работы по найму. Наибольший темп роста доходов от занятости, в том числе и наемной,  отмечен в Западно-Казахстанской области (209,0 и 227,4% соответственно).

Информация о работе Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан