Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:49, реферат
Целью настоящей работы является удовлетворение потребностей пользователей статистической информации в расширении аналитических материалов по статистике уровня жизни населения в части оценки доходов, расходов домохозяйств и их потребления.
Работа по подготовке настоящего информационно-аналитического материала возобновлена Агентством Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство) спустя 7 лет с появлением в структуре Департамента статистики труда и уровня жизни управления, в компетенцию которого включены вопросы развития статистики уровня жизни населения.
1. Введение, цель работы ……………………………………………. 3
2. Доходы населения ..………….…………………………………….. 4
2.1 Основные источники и структура доходов ……………………….. 4
2.2 Особенности и дифференциация доходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 5
3. Расходы населения ………………………………………………… 7
3.1 Денежные расходы населения и их структура ……………………. 8
3.2 Основные потребительские расходы населения ………………….. 9
3.3 Особенности потребительских расходов в зависимости от типа местности и региона проживания ………………………………….. 10
3.4 Доход, использованный на потребление, как критерий оценки бедности в Казахстане ……………………………………………… 12
4. Потребление ……………………………………………………....... 14
4.1 Структура потребления …………………………………………….. 14
4.2 Потребление продуктов питания в домохозяйствах с учетом их размера и количества детей в 2011 году ..…………………………. 17
4.3 Потребительские расходы населения децильных групп ...……….. 19
4.4 Особенности потребления в зависимости от типа местности и региона проживания ……………………………………...………… 20
5. Заключение …………………………...……………………………. 33
6. Источники используемой информации …………...……………. 34
7. Приложения .……………………………………………………….. 35
Максимальное
значение дифференциации в потреблении
продуктов питания среди
При сравнении показателей среднедушевого потребления продуктов питания в различных по размеру домохозяйствах со средним значением по всем домохозяйствам наименьшая разница приходится на домохозяйства, состоящие из 3 лиц, максимальная – на одиноко проживающие домохозяйства. Т.о., наиболее схожее со среднедушевым потреблением всех домохозяйств потребление продуктов питания в домохозяйствах среднего размера.
Вместе с
тем, при рассмотрении показателей
доли расходов на покупку основных
продуктов питания в
Несмотря на
значительную разницу в потреблении
продуктов питания в
Диаграмма 3
Доля расходов на покупку основных продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств в зависимости от размера домохозяйства
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах, имеющих детей, несмотря на схожесть в потреблении с домохозяйствами в зависимости от их размера, имеет свои особенности. В целом, потреблению в домохозяйствах, имеющих детей, по большинству продуктовых позиций свойственна тенденция, характерная для показателей среднедушевого потребления продуктов питания в домохозяйствах разного размера, когда домохозяйства меньшего размера потребляют больше, чем домохозяйства, состоящие их 2 и более лиц. Однако, по таким продуктам как хлеб и крупяные изделия складывается обратная ситуация.
Так, в 2011 году среднедушевое потребление хлебопродуктов и круп в домохозяйствах с 2 детьми составило 113,3 кг, тогда как в домохозяйствах, имеющих 5 и более детей, потребление этих продуктов достигло 122,4 кг, однако, этот показатель на 1,8 кг меньше среднедушевого потребления всех домохозяйств.
Разница дифференциации
в потреблении продуктов
Максимальное значение дифференциации в потреблении продуктов питания среди домохозяйств, имеющих детей, как и для домохозяйств разного размера, присуще молоку и молочным продуктам (разница составляет 67,3 кг), яйцам (59 штук), овощам (79,4 кг), мясу и мясопродуктам (25,9 кг), фруктам (17,4 кг) и картофелю (17,2 кг). Вместе с тем, следует отметить, что среднедушевое потребление по всем основным продуктам питания в домохозяйствах имеющих детей, ниже объемов потребления во всех домашних хозяйствах.
Не менее
интересным в рамках данной работы
видится возможность
За период с 2007 по 2011 годы в потреблении 1 дециля отмечается рост по всем позициям продуктов питания, за исключением хлебопродуктов и круп (- 400 гр.), молока и молочных продуктов (- 600 гр.), а также рыбы и морепродуктов, показатель потребления которых среди беднейшего населения остался неизменным (400 гр. в месяц).
Наибольший рост потребления характерен для таких продуктов как овощи (+ 1,5 кг), фрукты (+ 1,1 кг), мясо и мясопродукты (+ 800 гр.), а также яйца (+ 1,4 шт.). Однако, несмотря на тенденцию роста потребления населением первого дециля основных продуктов питания, разница в потреблении по сравнению с населением десятого дециля в указанном периоде растет по всем продуктовым позициям в пользу наиболее обеспеченной децильной группы. Наибольший рост дифференциации в потреблении продуктов питания характерен для молока и молочных продуктов (+ 7,5 кг), яиц (+ 4,1 шт.), хлебо- и мясопродуктов (+ 1,9 кг), а также фруктов (+ 1,3 кг). Сложившаяся ситуация характерна для населения сравниваемых децилей как городской, так и сельской местности, а также домохозяйств, имеющих детей до 16 лет, при этом среди сельского населения она более сглажена (таблица 4).
Таблица 4
Дифференциация в потреблении основных продуктов питания
населением 1 и 10 децильных групп
Разница дифференциации в потреблении 1 и 10 децилей за 2007-2011 годы* | ||||
Все домашние хозяйства |
Домашние хозяйства, проживающие в городе |
Домашние хозяйства, проживающие в селе |
Домашние хозяйства, | |
Разница дифференциации в потреблении основных продуктов питания, кг: | ||||
Хлебопродукты
и крупяные |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
1,9 |
Мясо и мясопродукты |
1,9 |
1,9 |
1,5 |
1,6 |
Рыба и морепродукты |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
Молоко и молочные продукты |
7,5 |
6,4 |
4,7 |
5,7 |
Яйца, штук |
4,1 |
5,3 |
2,2 |
2,3 |
Масла и жиры |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
Фрукты |
1,3 |
1,3 |
0,6 |
0,8 |
Овощи |
0,9 |
1,4 |
0,4 |
0,6 |
Картофель |
0,8 |
1,0 |
0,0 |
0,4 |
Сахар, джем, мед,
шоколад, |
0,6 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
*в таблице приведены данные, свидетельствующие о росте разрыва между потреблением 1 и 10 децилей, т.е. указана разница показателей дифференциации потребления основных продуктов питания населением нижней и верхней децильных групп в 2007 и 2011 годах.
Потребление основных продуктов питания 10% наиболее обеспеченного населения за пять лет выросло по всем продуктовым позициям, при этом максимальный рост наблюдается по молоку и молочным продуктам (+ 6,9 кг), яйцам (+ 5,5 шт.), мясу и мясопродуктам (+ 2,7 кг), а также овощам и фруктам (+ по 2,4 кг). Наибольший рост объемов потребления характерен для городского населения 10 дециля, а также наиболее обеспеченных домохозяйств с детьми до 16 лет.
Увеличение объемов потребления продуктов питания населением 10 дециля обусловило рост доли расходов на продовольственные товары в структуре их потребительских расходов на 12,9 п.п., составившей в 2011 году 44,4%, при этом снизился удельный вес расходов на покупку алкогольной и табачной продукции, а также питание вне дома. Следует отметить, что наряду со снижением доли расходов на покупку табачных изделий в составе расходов на продовольственные товары, отмечено снижение и суммы расходов за счет 10% наиболее обеспеченного населения, проживающего в городской местности.
Расходы на непродовольственные товары как 10% наиболее, так и 10% наименее обеспеченного населения за период с 2007 по 2011 годы выросли в 2,3 и 1,3 раза соответственно, при этом удельный вес этих расходов в структуре потребления для населения 10 дециля снизился на 9,1 п.п., составив 30,9%.
За последние пять лет в потребительских расходах и наиболее, и наименее обеспеченного населения, несмотря на рост абсолютных значений, отмечается снижение доли расходов на платные услуги (- 2,5 и - 3,9 п.п. соответственно), при этом данная тенденция характерна как для городской, так и для сельской местности.
В подразделе 3.3. работы в целом была дана оценка региональной дифференциации потребительских расходов населения, а также разница в потреблении городских и сельских жителей за период с 2001 по 2011 годы. Настоящий подраздел посвящен более детальному рассмотрению данного вопроса в разрезе отдельно взятого региона по состоянию за последние пять лет.
Акмолинская область. С 2007 года потребительские расходы населения области выросли в 1,9 раза, составив в 2011 году 297 836 тенге, при этом наибольшие темпы роста отмечены в городской местности. Максимальное значение темпов роста приходится на расходы населения по оплате услуг ресторанов, кафе и аналогичных заведений – 12 раз, минимальное - на покупку мебели и бытовой техники – 1,2 раза, при этом рост расходов, связанных с посещением ресторанов и кафе, характерен как для городского, так и сельского населения региона.
Как в целом по республике, так и в структуре потребительских расходов населения Акмолинской области, в рассматриваемом периоде наблюдается снижение удельного веса расходов на хлебопродукты и крупы (- 5,7 п.п.), рыбу и морепродукты (- 0,3 п.п.), а также безалкогольные напитки (- 0,7 п.п.). Отличными от динамики среднереспубликанского показателя потребления продуктов питания являются значения удельного веса расходов на покупку яиц, которые за пять лет потеряли 0,4 п.п., при этом потребление яиц в среднем на одного жителя области выше значения среднестатистического казахстанца. Это обусловлено смещением в структуре продовольственного потребления жителей региона, а именно ростом доли расходов на такие продукты питания как масла и жиры, фрукты и овощи, а также сахар, кондитерские изделия и сладости.
Расходы на непродовольственные товары в указанном периоде выросли в 1,5 раза, составив 85 084 тенге, при этом наибольший прирост отмечен среди расходов на покупку медикаментов и лечебного оборудования (2 раза). Не менее затратными для жителей области стали расходы на приобретение товаров личной гигиены (1,9 раза) и материалов для текущего содержания и ремонта жилых помещений (1,8 раза), что наиболее выраженно представлено в потребительских расходах сельских жителей.
Расходы на платные услуги за пять лет выросли на 36 841 тенге, составив в 2011 году 79 194 тенге. В структуре расходов на платные услуги свои позиции потеряли социально значимые услуги (сфер ЖКХ, образования и здравоохранения), удельный вес которых снизился на 1,2 п.п., 2,8 и 1,1 п.п. соответственно. Это обусловлено ростом доли расходов населения области на услуги ресторанов (+ 2,4 п.п.), прочие услуги (+ 1,4 п.п.), а также услуги транспорта и связи (+ 0,8 п.п.), особенно среди городского населения региона.
Актюбинская область. В 2011 году потребительские расходы жителей области составили 334 722 тенге (361 330 тенге – в городской местности, 291 926 тенге – в сельской), увеличившись в сравнении с 2007 годом в 1,8 раза. Наибольшие темпы роста характерны для расходов на покупку продуктов питания, в частности мяса и мясопродуктов – 306,7%, масел и жиров – 288,9%, молочных продуктов – 262,5%, а также фруктов – 246,5%, при этом в сельской местности, наряду с расходами на покупку мяса и мясопродуктов, более чем в три раза выросли расходы на приобретение молока и молочных продуктов (321,0%), а также масел и жиров (303,8%). Сложившаяся ситуация обусловила увеличение удельного веса расходов на эти продукты в структуре потребления населения региона.
Расходы на непродовольственные товары за пять лет выросли в 1,5 раза, при этом их доля в структуре потребительских расходов снизилась на 6,5 п.п., составив 30,2%. Более чем в два раза выросли расходы на материалы для текущего содержания и ремонта жилых помещений (212,4%), сложившаяся ситуация обусловлена ростом этой статьи расходов в бюджетах домохозяйств, проживающих в сельской местности (29,6 раз!). Значительно выросли расходы населения области на покупку товаров личной гигиены, одежду и обувь, а также книги, журналы и канцелярские товары.
В зависимости от типа местности меняются потребительские предпочтения и приоритеты жителей региона. Если для горожан наиболее затратными являются расходы, связанные с покупкой одежды, обуви и книг, то сельчане, наряду с материалами для текущего содержания и ремонта жилья, больше средств тратят на приобретение телефонного оборудования, автотранспортных средств и горюче-смазочных материалов.
Расходы на платные услуги за период с 2007 по 2011 годы выросли на 25 776 тенге, составив 73 266 тенге, при этом наибольшие темпы роста отмечены среди расходов на пошив, чистку и ремонт одежды, а также ремонт бытовых приборов. Почти вдвое выросли расходы на услуги ресторанов, кафе и аналогичных заведений, при этом в бюджетах домохозяйств сельской местности пять лет назад этот вид расходов отсутствовал. Не менее затратными остаются для жителей области расходы по оплате услуг транспорта и связи, коммунальных услуг, а также по ремонту и содержанию жилья.
Свойственная для республики в целом ситуация снижения удельного веса расходов населения на оплату услуг образования и здравоохранения наблюдается и в Актюбинской области. За пять лет доля расходов на эти услуги снизилась на 5,2 и 1,4 п.п. соответственно.
Алматинская область. Потребительские расходы населения региона за пять лет выросли в 2,5 раза, составив 388 383 тенге, при этом высокие темпы роста отмечены как в городской, так и сельской местности.
Наибольший
показатель роста за период с 2007 по
2011 годы характерен для расходов на
продовольственные товары (2,7 раза), в том числе на покупку мяса
и мясопродуктов (3,5 раза), фруктов (3,2 раза),
молочной продукции и овощей (3,0 раза),
а также яиц (2,9 раза). В первую очередь
это обусловлено увеличением объемов
самого потребления указанных продуктов
питания. Так, за пять лет среднедушевое
потребление мяса, мясопродуктов, а
также фруктов выросло на 2,2 кг, молочной
продукции – на 3,7 кг, яиц – на 3,5 шт., овощей
– на 2,5 кг, сахара, сладостей и кондитерских
изделий – на 1 кг. Однако, несмотря на
самый высокий показатель среднедушевого
потребления сахара среди регионов страны
(4,2 кг), удельный вес расходов на его покупку
в составе расходов на продовольственные
товары снизился на 1,0 п.п. Сложившаяся
ситуация объясняется невысоким уровнем
цен (ИПЦ на продтовары за пять лет не превысил
республиканский уровень), а также увеличением
объемов производства сахара в регионе
(наивысший показатель посевных площадей
и урожайности сахарной свеклы в 2011 году)
[5, selskoe_hoz/Pages/default.
Расходы на непродовольственные товары населения области выросли в 2,3 раза, составив в структуре потребительских расходов в 2011 году 28,5%. Однако, несмотря на рост абсолютных значений, удельный вес расходов на непродовольственные товары снизился на 1,9 п.п., в большей степени за счет жителей сельской местности. Кроме того, снизилась доля расходов на все виды непродовольственных товаров, за исключением расходов на покупку материалов для текущего содержания и ремонта жилья (+ 1,8 п.п.), а также автотранспортных средств и горюче-смазочных материалов (+ 10,1 п.п.). При этом более затратными расходы на приобретение материалов для ремонта и содержания жилья стали для сельских жителей (рост в 21,5 раза), а покупку автомобилей и горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) – для горожан (7,4 раза).
Информация о работе Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан