Модификация заработной платы в современных условиях и её тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

В работе мною были поставлены такие цели:
● Изучить сущность категории «заработная плата».
● Разобрать функции, формы, системы оплаты труда и факторы, влияющие на неё.
● Рассмотреть механизм регулирования заработной платы государством.
● Проанализировать динамику заработной платы на современном этапе развития экономики.
● Рассмотреть пути совершенствования оплаты труда и направление повышения эффективности проведения политики реформирования заработной платы.

Содержание

Введение……………………………….……………………………… ….….5
1.Заработная плата, как основной доход населения.
1.1. Сущность заработной платы: функции и определяющие её факторы.………………… …………………………………………………..6
1.2.Формы и системы заработной платы.........… …………………. ..13
1.3. Регулирование заработной платы………………………………...15
2. Модификация заработной платы на современном этапе развития
Экономики России.
2.1. Анализ и оценка динамики оплаты труда работников……………...…………………………………………………………….. 20
2.2.Регулирование заработной платы в системе социального партнёрства……………………………………………………………….…………..….25
3. Направление повышения эффективности проведения политики реформирования заработной платы……….……………………………..……………...28
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………….....................34
Приложение…………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая Тани.doc

— 325.50 Кб (Скачать)
 

     По  таблице 3 видно, что наиболее высокая  заработная плата выплачивается работникам финансовой деятельности – 22463,5 рублей по 2005 году. А наименьшую оплату труда получает население, занимающееся сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством. Больше всего заработная плата увеличилась у работников, занятых в рыбоводческом хозяйстве в 2003-2005 годах, где уровень прироста составил 80%. Меньше всего  оплата труда увеличилась у людей, занятых в финансовой деятельности в 2003-2004 годах. Здесь темп прироста составил всего 12%. Следует отметить, что заработная плата работников в экономике в целом составила в 2003 году 5498,5, в 2004 – 6739, в 2005 году - 8554,9 рублей.

     Динамику  заработной платы в экономике в целом можно также представить в виде диаграммы.

                         

Рисунок 1 –  Динамика среднемесячной номинальной заработной платы занятых в экономике

     Заработная  плата в экономике в целом  в 2005 году по сравнению с 2004 увеличилась на 27%, а в 2004 году по сравнению с 2003 она увеличилась на 23%. Таким образом, темп прироста заработной платы с течением времени ускорился.

     Рассмотрим  динамику заработной платы в 2003-2005 годах  по федеральным округам России по таблице 4. 
 
 
 
 

     Таблица 4 – Заработная плата по федеральным округам России (рублей).

Федеральные округи 2003 2004 2005 Темп прироста оплаты труда в 2004г к уровню 2003г, % Темп прироста оплаты труда в 2005г к уровню 2003г, % Темп прироста оплаты труда в 2005г к уровню 2004г, %
Центральный 5872,8 7276,3 9621,8 23 64 32
Северо-Западный 6143,7 7518,1 9487,2 22 54 26
Южный 3699,2 4648,4 5800,3 26 58 28
Приволжский 4235,3 5149,9 6473,3 22 53 26
Уральский 8085,7 9692,5 11679,5 20 44 20
Сибирский 5325,3 6507,8 8109,7 22 52 25
Дальневосточный 7554,7 9115,2 11507,9 21 52 26
 

     По  данным таблицы 4 видно, что в Уральском  федеральном округе выплачивается работникам самая высокая заработная плата – 11679,5 рублей в 2005 году, а в Южном – самая низкая – 5808,3 рубля. Самый высокий темп прироста в Центральном федеральном округе. Здесь заработная плата за 2003-2005 года увеличилась на 64%. Меньше всего оплата труда в 2005 году по сравнению с 2003 увеличилась в Уральском федеральном округе – на 20%.

     Говоря о заработной плате работников различных районов России, особо хочется отметить Приволжский федеральный округ. Динамику заработной платы здесь можно представить графически (рисунок 1).

     

     Рисунок 2 – Динамика оплаты труда в Приволжском федеральном округе

     Из  рисунка 2 видно, что заработная плата работников этого округа в 2003 г. составила 4235,3, в 2004 – 5149,9, в 2005 – 6473,3 рубля. Рассмотрим оплату труда работников по субъектам Приволжского округа по таблице 5

               Таблица 5 – Среднемесячная заработная плата работников в субъектах Приволжского округа (руб.)

Субъекты 2003г 2004г 2005г
Республика  Башкортостан 4449,4 5389,4 6612,0
Республика  Марий Эл 3105,8 3783,7 4938,2
Республика  Мордовия 3251,6 4013,6 5060,7
Республика  Татарстан 4530,0 5452,8 7067,8
Удмуртская  республика 4349,9 5130,5 6373,3
Чувашская республика 3215,0 4048,2 5073,1
Пермский  край 5283,5 6211,8 7748,9
Кировская область 3640,9 4540,6 5695,8
Нижегородская область 4205,9 5255,7 6533,4
Оренбургская  область 3898,1 4734,8 6163,5
Пензенская  область 3474,4 3911,1 5206,8
Самарская область 5138,9 6275,9 7764,9
Ульяновская область 3621,4 4372,3 5343,8

      Таблица 5 показывает, что самую высокую  заработную плату получали в 2005 году рабочие Самарской области – 7764,9 рублей. Республика Марий Эл по этому показателю была в 2005 году на последнем месте. Работники здесь получали оплату труда, равную 4938,2 рубля.

      Таким образом, менялась заработная плата  из года в год в нашей стране. Динамика оплаты труда показывает, что она с каждым годом увеличивается, и её увеличению способствует множество факторов, без которых существование оплаты труда просто немыслимо. 

                2.2 Регулирование заработной платы в системе социального партнёрства

     На  формирование заработной платы на рынке  труда, наряду со спросом и предложением, непосредственное воздействие оказывают социально-трудовые отношения между работодателями и наёмными работниками, а также их представительными органами. В странах, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономике, на смену прежним социально трудовым отношениям, в регулировании которых главенствующая роль принадлежала государству, приходят отношения социального партнёрства.

     Социальное  партнёрство как тип социально-трудовых отношений функционирует, опираясь на свои специфические принципы:

     ● равноправие сторон;

     ● уважение и учёт интересов сторон;

     ● заинтересованность сторон в участии  в договорных отношениях;

     ● содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

     ● соблюдение сторонами законов и  иных нормативных актов;

     ● полномочность представителей сторон;

     ● свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

     ● Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

     ● ответственность сторон, их представителей за выполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

     Объектом  социального партнёрства являются социально трудовые отношения между его субъектами и реализация согласованной социально-экономической политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и заработной платы в целом в национальных уровнях и в регионах.

     Рассмотрим  данные о составе выплат социального характера. В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство.

     Таблица 6 - Выплаты социального характера.

Структура социальных выплат Базисный период     Отчётный период Отклонение  
    План Факт Факт/план Факт/Баз.
Выплаты социального характера, всего      28680 34282 35458 1176 6778
Выходное  пособие при прекращении трудового  договора 760 960 988 28 228
Страховые платежи работникам 10360 11914 11914 0 1554
Оплата  медицинских услуг, оказываемых  работникам 14040 17292 18468 1176 4428
Материальная  помощь по непредвиденным обстоятельствам 1340 1608 1592 -16 252
 

     Данные  таблицы показывают, что увеличение выплат социального характера на 23,5%  (6778:28680*100) при годовой инфляции в 9% способствует повышению реальных доходов работников предприятия. В структуре их доходов основной прирост по сравнению с базисным периодом получен за счёт увеличения оплаты медицинских услуг с 14040 тыс. рублей до 18468 тыс. рублей, или на 31,5%. При этом план по данному показателю был выполнен на 106,8% (18468:17292*100). Профилактика здоровья и оказание медицинских услуг является важным направлением социальной политики, и руководство предприятия совместно с профсоюзным комитетом, осуществляя эти меры, обеспечивает повышение качества трудовой жизни своих работников [11 с 53].

     Механизм  социального партнёрства предполагает обязательность выполнения принятых работодателями, профсоюзами и органами государственной власти соглашений. Законодательная база и судебная система должны определить не только меру ответственности работодателя за невыполнение отраслевых и региональных соглашений, а также коллективных договоров, но и механизм её реализации. В условиях организационной слабости работодателей и профсоюзов роль государства в функционировании системы социального партнерства должна быть усилена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Направления повышения эффективности проведения                                                                                                   политики реформирования заработной платы 

     В настоящее время, как уже отмечалось, принято говорить об 
исчезновении в экономике России заработной платы как экономической категории, о превращении ее в некую социальную выплату работнику, не связанную с общественной оценкой ни качества, ни количества, ни результатов труда. Необходимо в первую очередь определиться с критериями установления заработной платы в стране и восстановить ее основные функции, начиная с первой, воспроизводственной функции. Необходимость повышения 
заработной платы в настоящее время является требованием не только самих работников и профсоюзов их требования превратились сейчас в потребность 
всего общества, обусловлены необходимостью его развития и улучшения ситуации в экономике. Это подтверждается следующими соображениями:

     для возрождения и подъема национального  производства необходим внутренний рынок.

     для подъема экономики нужны инвестиции. К настоящему 
времени уже стало ясно, что необходимо ориентироваться не только на иностранные инвестиции, но и на собственные источники.

     На  высших уровнях управления происходит осознание необходимости изменений в политике зарплаты, адекватных новым экономическим условиям, предложения о повышении заработной платы чаще всего блокируются ссылками на опасность инфляции. В то же время связь инфляции и безработицы позволяет искать и находить для России позитивные решения. Теоретически речь идет о выборе одного из двух вариантов:

Информация о работе Модификация заработной платы в современных условиях и её тенденции