Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 02:13, курсовая работа
В работе мною были поставлены такие цели:
● Изучить сущность категории «заработная плата».
● Разобрать функции, формы, системы оплаты труда и факторы, влияющие на неё.
● Рассмотреть механизм регулирования заработной платы государством.
● Проанализировать динамику заработной платы на современном этапе развития экономики.
● Рассмотреть пути совершенствования оплаты труда и направление повышения эффективности проведения политики реформирования заработной платы.
Введение……………………………….……………………………… ….….5
1.Заработная плата, как основной доход населения.
1.1. Сущность заработной платы: функции и определяющие её факторы.………………… …………………………………………………..6
1.2.Формы и системы заработной платы.........… …………………. ..13
1.3. Регулирование заработной платы………………………………...15
2. Модификация заработной платы на современном этапе развития
Экономики России.
2.1. Анализ и оценка динамики оплаты труда работников……………...…………………………………………………………….. 20
2.2.Регулирование заработной платы в системе социального партнёрства……………………………………………………………….…………..….25
3. Направление повышения эффективности проведения политики реформирования заработной платы……….……………………………..……………...28
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………….....................34
Приложение…………………………………………………………………..36
По таблице 3 видно, что наиболее высокая заработная плата выплачивается работникам финансовой деятельности – 22463,5 рублей по 2005 году. А наименьшую оплату труда получает население, занимающееся сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством. Больше всего заработная плата увеличилась у работников, занятых в рыбоводческом хозяйстве в 2003-2005 годах, где уровень прироста составил 80%. Меньше всего оплата труда увеличилась у людей, занятых в финансовой деятельности в 2003-2004 годах. Здесь темп прироста составил всего 12%. Следует отметить, что заработная плата работников в экономике в целом составила в 2003 году 5498,5, в 2004 – 6739, в 2005 году - 8554,9 рублей.
Динамику заработной платы в экономике в целом можно также представить в виде диаграммы.
Рисунок 1 – Динамика среднемесячной номинальной заработной платы занятых в экономике
Заработная плата в экономике в целом в 2005 году по сравнению с 2004 увеличилась на 27%, а в 2004 году по сравнению с 2003 она увеличилась на 23%. Таким образом, темп прироста заработной платы с течением времени ускорился.
Рассмотрим
динамику заработной платы в 2003-2005 годах
по федеральным округам России по таблице
4.
Таблица 4 – Заработная плата по федеральным округам России (рублей).
Федеральные округи | 2003 | 2004 | 2005 | Темп прироста оплаты труда в 2004г к уровню 2003г, % | Темп прироста оплаты труда в 2005г к уровню 2003г, % | Темп прироста оплаты труда в 2005г к уровню 2004г, % |
Центральный | 5872,8 | 7276,3 | 9621,8 | 23 | 64 | 32 |
Северо-Западный | 6143,7 | 7518,1 | 9487,2 | 22 | 54 | 26 |
Южный | 3699,2 | 4648,4 | 5800,3 | 26 | 58 | 28 |
Приволжский | 4235,3 | 5149,9 | 6473,3 | 22 | 53 | 26 |
Уральский | 8085,7 | 9692,5 | 11679,5 | 20 | 44 | 20 |
Сибирский | 5325,3 | 6507,8 | 8109,7 | 22 | 52 | 25 |
Дальневосточный | 7554,7 | 9115,2 | 11507,9 | 21 | 52 | 26 |
По данным таблицы 4 видно, что в Уральском федеральном округе выплачивается работникам самая высокая заработная плата – 11679,5 рублей в 2005 году, а в Южном – самая низкая – 5808,3 рубля. Самый высокий темп прироста в Центральном федеральном округе. Здесь заработная плата за 2003-2005 года увеличилась на 64%. Меньше всего оплата труда в 2005 году по сравнению с 2003 увеличилась в Уральском федеральном округе – на 20%.
Говоря о заработной плате работников различных районов России, особо хочется отметить Приволжский федеральный округ. Динамику заработной платы здесь можно представить графически (рисунок 1).
Рисунок 2 – Динамика оплаты труда в Приволжском федеральном округе
Из рисунка 2 видно, что заработная плата работников этого округа в 2003 г. составила 4235,3, в 2004 – 5149,9, в 2005 – 6473,3 рубля. Рассмотрим оплату труда работников по субъектам Приволжского округа по таблице 5
Таблица 5 – Среднемесячная заработная плата работников в субъектах Приволжского округа (руб.)
Субъекты | 2003г | 2004г | 2005г |
Республика Башкортостан | 4449,4 | 5389,4 | 6612,0 |
Республика Марий Эл | 3105,8 | 3783,7 | 4938,2 |
Республика Мордовия | 3251,6 | 4013,6 | 5060,7 |
Республика Татарстан | 4530,0 | 5452,8 | 7067,8 |
Удмуртская республика | 4349,9 | 5130,5 | 6373,3 |
Чувашская республика | 3215,0 | 4048,2 | 5073,1 |
Пермский край | 5283,5 | 6211,8 | 7748,9 |
Кировская область | 3640,9 | 4540,6 | 5695,8 |
Нижегородская область | 4205,9 | 5255,7 | 6533,4 |
Оренбургская область | 3898,1 | 4734,8 | 6163,5 |
Пензенская область | 3474,4 | 3911,1 | 5206,8 |
Самарская область | 5138,9 | 6275,9 | 7764,9 |
Ульяновская область | 3621,4 | 4372,3 | 5343,8 |
Таблица 5 показывает, что самую высокую заработную плату получали в 2005 году рабочие Самарской области – 7764,9 рублей. Республика Марий Эл по этому показателю была в 2005 году на последнем месте. Работники здесь получали оплату труда, равную 4938,2 рубля.
Таким
образом, менялась заработная плата
из года в год в нашей стране.
Динамика оплаты труда показывает, что
она с каждым годом увеличивается, и её
увеличению способствует множество факторов,
без которых существование оплаты труда
просто немыслимо.
2.2 Регулирование заработной платы в системе социального партнёрства
На формирование заработной платы на рынке труда, наряду со спросом и предложением, непосредственное воздействие оказывают социально-трудовые отношения между работодателями и наёмными работниками, а также их представительными органами. В странах, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономике, на смену прежним социально трудовым отношениям, в регулировании которых главенствующая роль принадлежала государству, приходят отношения социального партнёрства.
Социальное
партнёрство как тип социально-
● равноправие сторон;
● уважение и учёт интересов сторон;
● заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
● содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;
● соблюдение сторонами законов и иных нормативных актов;
● полномочность представителей сторон;
● свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
● Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
● ответственность сторон, их представителей за выполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Объектом
социального партнёрства
Рассмотрим данные о составе выплат социального характера. В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство.
Таблица 6 - Выплаты социального характера.
|
Данные таблицы показывают, что увеличение выплат социального характера на 23,5% (6778:28680*100) при годовой инфляции в 9% способствует повышению реальных доходов работников предприятия. В структуре их доходов основной прирост по сравнению с базисным периодом получен за счёт увеличения оплаты медицинских услуг с 14040 тыс. рублей до 18468 тыс. рублей, или на 31,5%. При этом план по данному показателю был выполнен на 106,8% (18468:17292*100). Профилактика здоровья и оказание медицинских услуг является важным направлением социальной политики, и руководство предприятия совместно с профсоюзным комитетом, осуществляя эти меры, обеспечивает повышение качества трудовой жизни своих работников [11 с 53].
Механизм
социального партнёрства предполагает
обязательность выполнения принятых работодателями,
профсоюзами и органами государственной
власти соглашений. Законодательная база
и судебная система должны определить
не только меру ответственности работодателя
за невыполнение отраслевых и региональных
соглашений, а также коллективных договоров,
но и механизм её реализации. В условиях
организационной слабости работодателей
и профсоюзов роль государства в функционировании
системы социального партнерства должна
быть усилена.
3
Направления повышения
эффективности проведения
В
настоящее время, как уже отмечалось, принято
говорить об
исчезновении в экономике России заработной
платы как экономической категории, о
превращении ее в некую социальную выплату
работнику, не связанную с общественной
оценкой ни качества, ни количества, ни
результатов труда. Необходимо в первую
очередь определиться с критериями установления
заработной платы в стране и восстановить
ее основные функции, начиная с первой,
воспроизводственной функции. Необходимость
повышения
заработной платы в настоящее время является
требованием не только самих работников
и профсоюзов их требования превратились
сейчас в потребность
всего общества, обусловлены необходимостью
его развития и улучшения ситуации в экономике.
Это подтверждается следующими соображениями:
для
возрождения и подъема
для
подъема экономики нужны
времени уже стало ясно, что необходимо
ориентироваться не только на иностранные
инвестиции, но и на собственные источники.
На высших уровнях управления происходит осознание необходимости изменений в политике зарплаты, адекватных новым экономическим условиям, предложения о повышении заработной платы чаще всего блокируются ссылками на опасность инфляции. В то же время связь инфляции и безработицы позволяет искать и находить для России позитивные решения. Теоретически речь идет о выборе одного из двух вариантов:
Информация о работе Модификация заработной платы в современных условиях и её тенденции