Модификация заработной платы в современных условиях и её тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

В работе мною были поставлены такие цели:
● Изучить сущность категории «заработная плата».
● Разобрать функции, формы, системы оплаты труда и факторы, влияющие на неё.
● Рассмотреть механизм регулирования заработной платы государством.
● Проанализировать динамику заработной платы на современном этапе развития экономики.
● Рассмотреть пути совершенствования оплаты труда и направление повышения эффективности проведения политики реформирования заработной платы.

Содержание

Введение……………………………….……………………………… ….….5
1.Заработная плата, как основной доход населения.
1.1. Сущность заработной платы: функции и определяющие её факторы.………………… …………………………………………………..6
1.2.Формы и системы заработной платы.........… …………………. ..13
1.3. Регулирование заработной платы………………………………...15
2. Модификация заработной платы на современном этапе развития
Экономики России.
2.1. Анализ и оценка динамики оплаты труда работников……………...…………………………………………………………….. 20
2.2.Регулирование заработной платы в системе социального партнёрства……………………………………………………………….…………..….25
3. Направление повышения эффективности проведения политики реформирования заработной платы……….……………………………..……………...28
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………….....................34
Приложение…………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая Тани.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

      Рост  заработной платы должен быть поставлен  в зависимость от 
снижения норм затрат труда и материалов, повышения качества 
продукции и увеличения объема продаж.

      Следует подчеркнуть, что при повременной  форме оплаты 
труда условием получения заработка за фактически отработанное время должно быть выполнение определенного объема работы, который устанавливается нормированным заданием.

      Сдельную форму целесообразно применять в тех случаях, 
когда объем выпущенной продукции может существенно изменяться в зависимости от индивидуальных различий работающих.

      При выборе системы заработной платы необходимо стремиться к максимально возможной объективности оценки результатов труда. Реализация этого принципа существенно зависит от условий деятельности организации, взаимоотношений ее сотрудников, а также от квалификации и добросовестности тех, кто определяет нормы трудоемкости, характеристики условий и оплаты труда. В таблице 2 приведены факторы, влияющие на объективность оценки условий и результатов труда в системах заработной платы (Приложение 1). 

          1. 3. Регулирование заработной платы. 

      В современных условиях существенно меняется роль государства в регулировании оплаты труда. Она состоит в том, чтобы регулярно корректировать уровень минимальной оплаты труда в зависимости от инфляции и эффективности производства, поддерживать гибкую тарифную систему; соблюдать общий для предприятий и организаций принцип равенства оплаты за единицу общественно необходимых затрат труда; регулировать влияние 
конъюнктуры рынка на объем средств, предназначенных для оплаты труда.

      Государственные гарантии в области оплаты труда  включают 
минимальную заработную плату, месячные тарифные ставки, а так- 
же некоторые виды доплат и надбавок компенсационного характера. 
Эти гарантии распространяются на наемных работников независимо 
от форм собственности и хозяйствования.

      Как и любая целенаправленная деятельность, государственное 
регулирование оплаты труда ориентировано на достижение результата. Оценкой эффективности такого регулирования будет выполнение заработной платой своих основных функций.

      По  каждой функции оценка полезного эффекта от деятельности 
государства по регулированию оплаты труда предполагает использование соответствующих измерителей.

      Механизм  государственной оплаты труда характеризуется уже как система мер и методов законодательного, исполнительного, экономического и организационного характера, осуществляемых правомочными государственными структурами, объединениями работодателей, профессиональными союзами и общественными организациями с учётом целесообразности и общественного мнения для создания условий выполнения заработной платы своих основных функций и на этой основе достижения устойчивого экономического роста [10 с 71].

      Реализация  указанной цели должна осуществляться в соответствии с принципами государственного регулирования оплаты труда, учитывающими действие основных экономических законов и находящихся в тесной корреляции с функциями заработной платы, то есть принципы формируются в соответствии с комплексным выполнением своих функций заработной платой, а не связываются с какой-либо конкретной функцией. Также в отличие от принципов организации заработной платы, принципы государственного регулирования оплаты труда должны удовлетворять общим требованиям к государственному регулированию экономики. В связи с этим выделяем принцип соразмерности вмешательства государства. Указанное основное правило не требует доказательства, поскольку в нашей стране уже имеется отрицательный опыт чрезмерной регламентации экономической деятельности.

      Следующий принцип – принцип допустимой централизации. Для успешного государственного регулирования оплаты труда необходимо, чтобы было выполнено следующее базовое условие. Нужно иметь возможность проводить меры государственного регулирования на уровне всей страны. Страна должна располагать централизованной системой регулирования оплаты труда и проведения коллективных переговоров.

      Принцип добровольности. Важно, чтобы действия государства в этом направлении пользовались поддержкой со стороны профсоюзных и предпринимательских организаций.

      Для проведения эффективной государственной  политики в области оплаты труда нужно учитывать воздействие реализуемых мер на общее состояние экономики. Работа в этом русле должна осуществляться в рамках общей стратегии социально-экономического развития государства. Это принцип скоординированности государственного регулирования оплаты труда с программами социально-экономического развития. Указанные выше принципы определяют своего рода общие границы применения методов государственного регулирования оплаты труда: законодательные, экономические, административные и согласительные методы. Законодательные методы заключаются в разработке законодательной и нормативной базы и сходного пункта всего процесса государственного регулирования.

     К экономическим методам относятся определение минимального 
размера оплаты труда, средства налоговой и антиинфляционной политики, регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, 
государственных предприятий и госслужащих, территориальное регулирование и др. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов и заинтересованность конкретных работников.

     Наиболее  эффективное средство государственного регулирования 
заработной платы -  определение гарантированного минимального размера оплаты труда. Минимальная заработная плата, социальная норма, низшая граница стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства, исчисляемая в денежной форме в расчете на месяц, но может устанавливаться и минимальная часовая ставка оплаты труда.

     В механизме государственного регулирования  оплаты труда особое место принадлежит налогам. Налоговое регулирование заработной 
платы в составе налогообложения индивидуальных доходов и издержек работодателя на рабочую силу, помимо чисто фискальных 
функций, также должно реализовывать перераспределительную 
функцию сглаживать необоснованно высокую дифференциацию в уровне заработной платы. Шкала и размеры ставок подоходного 
налога и налогов, выплачиваемых предприятиями с фонда заработной платы, должны обеспечивать требуемый объем поступлений в бюджет, достаточную сумму средств, остающихся у работника после уплаты налогов для обеспечения социально приемлемого уровня материального достатка и возможность повышать конкурентоспособность отечественной продукции и услуг.

     Государство регулирует оплату труда в бюджетной сфере, работников государственных предприятий и государственных служащих, 
ориентируясь на свои экономические возможности. Заработная 
плата работников государственного сектора должна базироваться 
на следующей основе: ее уровень должен быть достаточным для привлечения в госсектор необходимого числа специалистов нужных 
профессий и квалификаций, способных выполнять возложенные 
на них функции, в то же время он не должен превышать возможности государства в условиях сложившейся общей экономической и финансовой ситуации.                     

       Административные методы основаны на силе государственной 
власти и включают в себя меры надзора, контроля, запрета, разрешения и принуждения. В развитых странах административные методы давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и не только не мешают, но и при разумном применении способствуют повышению эффективности экономики и благосостояния населения. Применение данных методов предполагает наличие органов государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства и других нормативных правовых актов. В России центральное место в осуществлении данных функций отводится органам федеральной инспекции труда. Их компетенция распространяется на все организации, расположенные на территории Российской Федерации.

     Административные  методы - полезное дополнение к мерам экономического характера. Но следует учитывать, что административное воздействие ограничивает свободу экономического выбора, а при чрезмерной регламентации приводит к снижению предпринимательской активности и торможению экономического развития страны. Поэтому в развитых странах предпочтение в реализации государственного регулирования оплаты труда отдается согласительным методам.

     Согласительные  методы (социальное партнёрство) во многих странах находят широкое распространение и считаются самыми экономичными. Социальное партнёрство – это система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. На практике реализация этой системы включает заключение коллективных договоров и соглашений, в которых уровень заработной платы, условия труда, социальное обеспечение и другие характеристики трудового процесса определяются в рамках договорных отношений между наёмными работниками и работодателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Модификация заработной платы на современном этапе развития

     2. 1  Анализ и оценка динамики заработной платы работников 

     Как известно, из года в год уровень  заработной платы меняется. Это явление  называют динамикой. Она зависит  от многих процессов, связанных с экономикой, например, от инфляции, которая приводит к существенному снижению реальной заработной платы. На заработную плату может оказывать природные факторы, например, в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве, рыболовстве. Динамика оплаты труда во многом зависит от развития страны в целом.

     Динамика  заработной платы играет важную роль в государстве. Большое влияние она оказывает на население. Например, если динамика показывает, что за последние годы заработная плата сильно увеличилась, то уровень социального благосостояния людей повышается. В противном случае жизнь людей ухудшается, из-за низкой заработной платы среди рабочего населения происходят недовольства, люди отказываются работать, происходят забастовки, что в дальнейшем может привести к экономическому кризису, которое приостанавливает развитие государства в целом. Отсюда следует, что динамика очень сильно влияет на экономическую и политическую жизнь страны.

     На  заработную плату работника оказывают  влияние не только экономические, социальные, природные факторы, во многом она зависит от того, в какой отрасли работает человек. Рассмотрим среднемесячную номинальную заработную плату работников организаций по видам экономической деятельности по данным, представленным в таблице 3. 
 
 
 
 
 

     Таблица 3 - Среднемесячная номинальная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности (рублей). 

Виды  экономической деятельности 2003 2004 2005 Темп прироста 2004г к уровню 2003, % Темп прироста 2005г к уровню 2003г, % Темп прироста 2005г к уровню 2004г, %
Сельское  хозяйство, охота, лесное хозяйство 2339,8 3015,4 3646,2 29 56 21
Рыболовство 5444,5 7084,9 10233,5 30 88 44
Добыча  полезных ископаемых 13912,4 16841,7 19726,9 21 48 17
Обрабатывающие  производства 5603,4 6848,9 8420,9 22 50 23
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 7235,3 8641,8 10637,3 19 47 23
Строительство 6176,7 7304,7 9042,8 18 46 24
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 3974,2 4906,2 6552,1 23 65 34
Гостиницы и рестораны 3966,7 4737,3 6033,4 19 52 27
Транспорт и связь 7471,3 9319,9 11351,1 25 52 22
Финансовая  деятельность 15561,2 17383,8 22463,5 12 44 29
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  представление услуг 6196,3 7795,4 10236,8 26 65 31
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение 6913,8 7898,6 10958,5 14 59 39
Образование 3386,6 4203,4 5429,7 24 60 29
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3662,6 4612,0 5905,6 26 61 28
Предоставление  прочих коммунальных и персональных услуг 3920,3 4822,7 6291,0 23 60 30
Всего в экономике 5498,5 6739,5 8554,9 23 56 27

Информация о работе Модификация заработной платы в современных условиях и её тенденции