Модели экономического роста: концептуальный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение моделей экономического роста: концептуальный подход.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по рассматриваемой теме: способы измерения, типы, факторы экономического роста;
2. сделать сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста;
3. изучить вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Теория экономического роста: способы измерения, типы, факторы 5
2. Сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста 13
3.Вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь (анализ валового внутреннего продукта, динамико-физического и человеческого капитала, темпа роста инвестиций и населения, соотношение инвестиций в человека и производственных инвестиций. 22
Заключение 39
Литература 42

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

По данным Министерства статистики и анализа Беларуси, объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны увеличился в 2006 г на 9,9% и составил 79,2 трлн. бел. руб. (1 долл. США – 2140 бел. руб.). Положительная динамика экономического роста сохраняется на протяжении ряда последних лет: в 2003 г. рост ВВП составил 7,0%, в 2004 г. – 11,4%, в 2005 г. – 9,2%, в 2006 г. – 9,9% [5].

В долларовом эквиваленте ВВП в 2006 г. возрос на 7,5 млрд. долл. до 37,0 млрд. долл. Для сравнения: в 2005 г. рост составил 6,6 млрд. долл. (до 29,5 млрд.), в 2004 г. – 5,6 млрд. долл. (до 22,9 млрд. долл.).

Энергоемкость ВВП в январе-ноябре снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 2,8% [5].

Промышленное производство в Беларуси по итогам 2006 года увеличилось в сопоставимых ценах на 11,3% и составило 74,8 трлн. бел.руб.

Наибольшие темпы промышленного роста по-прежнему наблюдались в топливной промышленности (+23,1% к 2005 г.), производстве стройматериалов (+14,7%), черной металлургии (+11,2%), машиностроении и металлообработке (+10,0%), химической и нефтехимической промышленности (+6,9%), пищевой отрасли (+6,7%). Такая динамика приводит к перераспределению сил в пользу топливного сектора, удельный вес которого с 1995 года в общем объеме промышленного производства увеличился с 4,3% до 22,6% в 2006 году.

Рентабельность по промышленности в целом составила 15,6% [5].

Сельхозпроизводство увеличилось на 6,1%, в том числе в хозяйствах населения на 2%. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах республики объем произведенной продукции составил 109%, при росте производства продукции животноводства на 11,5%, растениеводства – на 5,4%. Валовый сбор зерновых в 2006 г. составил 5,9 млн. т (86% от прогнозного показателя).

Рост белорусской экономики на протяжении ряда последних лет в значительной мере обеспечивается за счет инвестиций, осуществляемых в рамках масштабных государственных программ.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 31,4% до 19,2 трлн. бел. руб. (в сопоставимых ценах), в то время как в период 2003-2005 гг. темпы роста капиталовложений сохранялись на уровне 20-20,9% [5].

За счет всех источников финансирования в 2008 году введено в эксплуатацию 4 136 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях – 1 716 тыс. кв. м. По сравнению с 2005 годом ввод в действие жилья по республике увеличился на 9,3% или на 350 тыс. кв. метров.

Уровень инвестиций в ВВП возрос до 24,3% (в 2005 г. –23,7%, в 2004 г – 21,6%, в 2003 г. – 19,5%, в 2002 г. – 17,2%), что создает более благоприятные условия для поддержания высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе и оказывает долгосрочное влияние на развитие экономики в целом [5].

Так, рост инвестиций способствовал созданию новых рабочих мест, и, как следствие, снижению безработицы. По итогам 2006 г. уровень официально учитываемой безработицы снизился до рекордного уровня в 1,2% от экономически активного населения (в 2005 г. – 1,5%, в 2004 г. – 1,9%, в 2003 г. – 3,1%). Безработными на 1 января 2007 г были признаны 52 тыс. человек, что на 23,4% меньше, чем год назад.

По итогам года инфляция снизилась до 6,6%, что является самым низким показателем с 1990 года. В значительной степени данный результат достигнут за счет административного регулирования ценообразования со стороны государства и укрепления обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. Наблюдалась опережающая динамика цен в реальном секторе экономики: цены производителей промышленной продукции возросли на 8,5%, цены на строительно-монтажные работы – на 9,9%, тарифы на грузовые перевозки – на 12,3%.

Стабильный экономический рост в 2006 году способствовал сохранению тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения, которые за январь-ноябрь 2006 г выросли на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., а реальная заработная плата увеличилась на 18,2% [5].

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по стране увеличилась к уровню 2005 г. на 25,8% и составила 275,8 долл. США в эквиваленте, в том числе в декабре – 311,8 долл. США. Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в целом по республике в 2006 г. составила 117,6% к уровню 2005 г.

Пенсионная система республики функционирует стабильно. Обеспечивается рост и своевременная выплата пенсий. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в 2006 г. по сравнению с 2005 годом увеличился на 28,5% и составил 259,1 тыс. руб., в том числе в декабре – 292,1 тыс. руб. Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 23,1% и достиг 152 тыс. руб., в том числе в декабре – 165 тыс. руб [5].

Важным фактором экономического роста оставался потребительский спрос: розничный товарооборот в 2006 г. возрос на 17,7% и составил 31 трлн. бел. руб. Объем платных услуг населению в январе-ноябре 2006 г. возрос на 11,3% и достиг 7,5 трлн. бел. руб. При этом произошел двукратный рост объема банковских услуг, оказываемых физическим лицам.

Во внешней торговле страны при общем увеличении объема товарооборота нарастали тенденции, связанные с превышением темпов роста импорта над темпами роста экспорта [5].

Экспорт товаров увеличился на 23,5% и составил 19,739 млрд. долл., при этом импорт вырос на 33,6% и достиг 22,323 млрд. долл. США. Дефицит внешней торговли товарами составил 2,585 млрд. долл. США.

Увеличение стоимостных показателей экспорта и импорта произошло как за счет роста физического объема, так и за счет повышения средних цен на экспортируемые и импортируемые товары. Темп прироста средних цен экспорта товаров к январю-ноябрю 2005 г. составил 14,3%, а импорта – 10%. При этом физический объем экспорта товаров возрос на 9,6%, а импорта – на 21,8% .

Среди основных причин формирования отрицательного внешнеторгового сальдо страны в 2006 г. стало увеличение импорта из России после его падения в 2005 г. из-за перехода стран на новые условия торговли (уплата косвенных налогов в стране назначения). В результате отрицательное сальдо внешнеторговых операций Беларуси с Россией увеличилось на 42% по сравнению с 2005 годом до 6,235 млрд. долл. Основу отрицательного сальдо составил энергетический импорт из России [5].

Еще одной причиной увеличения дефицита внешней торговли стал значительный рост импорта потребительских товаров (на 30%). Их доля в общем объеме импорта составила порядка 16%, в то время как доля инвестиционных товаров составила 10,3% .

Основными торговыми партнерами Беларуси являлись страны СНГ – 55% (в том числе на Россию приходится 47,4%, Украину – 5,8% от всего объема внешнеторгового оборота), Европы – 34,6% (Нидерланды – 8,8%, Германия – 5,8%, Польша – 4,3%, Соединенное Королевство – 4%, Италия – 1,6%, Литва – 1,4%), Китай – 2,3%, Соединенные Штаты Америки – 1,7% [5].

В январе-ноябре 2006 г. в значительной мере улучшилось состояние государственного бюджета Беларуси. По оперативным данным Министерства финансов за 11 месяцев прошедшего года доходы бюджета составили 34,5 трлн. бел. руб. или 48,3% к ВВП, а расходы бюджета составили 32,1 трлн. бел. руб. или 44,9% к ВВП. Таким образом, бюджет за январь-ноябрь 2006 г. исполнен с профицитом свыше 1,125 млрд. долл., что составило 3,4% к ВВП [5].

На протяжении последних лет в Республике Беларусь наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. Темпы и возможности роста белорусской экономики тесно взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торгово-экономических партнеров. Основными из них являются Россия, Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды и Украина, на долю которых в 2003–2004 гг. приходилось около 75% всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы роста ВВП на долгосрочную перспективу, предусмотренные Основными направлениями социально-экономического развития, должны составить 6–7% на протяжении 10-летнего периода. Украина прогнозирует прирост объема ВВП на уровне 6% – на 2010 гг. В Польше среднегодовой прирост ВВП на перспективу на 2010 г. ожидается на уровне 5%, в Латвии – 8, в Литве – 6,8% [10].

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои потенциальные конкурентные преимущества и смягчить или преодолеть воздействие негативных факторов: высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, высокая материалоемкость продукции, недостаточная обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокая энергоемкость выпускаемой продукции, слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития инновационной сферы и др [6].

Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа [6].

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей [6]:

-завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

-снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

- снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать: сокращение объема субсидий и льгот; ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования; оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению; принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок [2].

Стратегической целью денежно-кредитной политики остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитную политику необходимо направить на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Должна быть также обеспечена устойчивость белорусского рубля, в том числе его покупательная способность и обменный курс по отношению к иностранным валютам как одна из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте следует выдерживать в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 г. не должен превышать 5% [6].

Ценовая и антимонопольная политика должна быть направлена на создание позитивных макроэкономических условий, эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение конкурентоспособности экономики и стабильный рост жизненного уровня населения страны [6].

Основными задачами этой политики являются:

-совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора экономики с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

-сокращение дотационности ряда цен и тарифов (на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве) во взаимосвязи с ростом денежных доходов населения;

-ликвидация отраслевых и других перекосов цен, не позволяющих осуществлять нормальные воспроизводственные процессы;

-повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);

-сужение сферы прямого государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

Основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля[1].

Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание и развитие системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, обеспечения национальной безопасности – совершенствование институциональной и функциональной структур банковской системы, страховой деятельности, рынка ценных бумаг и других структур [6].

Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определит темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, а также будет способствовать формированию среднего класса как опоры стабильности общества.

Целью государственной политики его поддержки является создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и агрогородках [2].

Информация о работе Модели экономического роста: концептуальный подход