Модели экономического роста: концептуальный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение моделей экономического роста: концептуальный подход.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по рассматриваемой теме: способы измерения, типы, факторы экономического роста;
2. сделать сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста;
3. изучить вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Теория экономического роста: способы измерения, типы, факторы 5
2. Сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста 13
3.Вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь (анализ валового внутреннего продукта, динамико-физического и человеческого капитала, темпа роста инвестиций и населения, соотношение инвестиций в человека и производственных инвестиций. 22
Заключение 39
Литература 42

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Решающая роль в развитии экономики Республики Беларусь отводится наращиванию экспортного потенциала страны - промышленности и внешнеэкономической деятельности [6].

В машиностроении ежегодный прирост производства продукции составит не менее 7-8% при опережающем росте экспорта (108-109%).

В области легкой промышленности предусматривается рост выпуска всех основных видов изделий: тканей шерстяных - в 1,4 раза, шелковых- в 1,2, трикотажных изделий и кожаной обуви- в 1,3 раза. Весь прирост производства будет получен за счет роста производительности труда [7].

Изменение структуры целесообразно проводить в двух основных направлениях. Первое (структурная санация экономики) – оздоровление существующей экономической структуры, и, прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста». Второе направление (модернизация экономической структуры) – создание и развитие новых наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.

Особое внимание следует уделить развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей АПК, промышленности строительных материалов.

Приоритетными направлениями развития химической и нефтехимической промышленности являются: модернизация производства и повышение качества продукции, создание новых видов полиэфирных, полиамидных волокон, полимерных материалов, новых видов удобрений, разработка и освоение производства шин нового поколения, наращивание экспорта.

Развитие машиностроительного комплекса следует осуществлять на основе проведения активной реконструкции и реструктуризации уже существующих предприятий, создания новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств. Повышение конкурентоспособности отрасли необходимо обеспечить за счет финансового оздоровления предприятий, своевременной сертификации выпускаемой продукции на соответствие международным стандартам, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов, развития и более эффективного использования научно-технического и технологического потенциала.

На предприятиях легкой промышленности необходимо осуществить комплекс мероприятий по кардинальному улучшению качества продукции, расширению ассортимента и совершенствованию структуры производства, повышению конкурентоспособности товаров как на внутреннем, так и на внешних рынках на основе использования новых технологий и технических решений, глубоких и всесторонних маркетинговых исследований, снижения материало- и энергоемкости продукции, рационального использования рабочей силы.

Главными целями внешнеэкономической деятельности являются расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики [7].

Основным направлением внешнеэкономической деятельности должно быть осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающее динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры [5].

Значительное развитие должны получить не только транспортные, туристические, услуги связи, но и ряд новых видов услуг, в том числе информационные, маркетинговые, консалтинговые, инжиниринговые, юридические, банковские, страховые, интеллектуальные, образовательные, платежно-лицензионные, эколого-санитарные, медико-биологические и др.

Взаимоотношения со странами СНГ, и, прежде всего с Российской Федерацией, остаются приоритетными во внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией необходимо осуществлять в рамках Договора о создании Союзного государства.

Целесообразно дальнейшее углубление сотрудничества с Европейским союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, что позволит обеспечить интенсификацию привлечения инвестиций, участие в международных проектах, обмен технологиями, торговлю инжиниринговыми услугами.

Следует активизировать торгово-экономические связи и с другими государствами – США, Канадой, странами Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, которые являются перспективным рынком для белорусской продукции [5].

Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2–3 раза больше, чем экономически развитые государства, стратегическое значение имеет  энерго- и ресурсосбережение. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Энергоемкость ВВП необходимо снизить не менее чем в 1,3 раза. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать снижению отрицательного сальдо внешней торговли товарами, даст возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, учитывая невозобновляемость этих ресурсов, усложнение условий и удорожание стоимости их добычи и связанный с этим рост цен [5].

Предусматривается ежегодное наращивание объемов строительства жилья до 4,5-5 млн. кв. м в 2010 году; средняя обеспеченность жильем в 2010 году достигнет 25-25,5 кв. м на человека. При этом не менее 30% общего объема ввода жилья будет возводиться в сельской местности и малых городских поселениях.

В результате осуществления указанных мер в 2010 году существенно увеличатся объемы производства: ВВП; продукция промышленности; продукция сельского хозяйства; инвестиции в основной капитал; производство потребительских товаров; объем внешней торговли товарами и услугами; ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, произойдет снижение энергоемкости ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для белорусской экономики на ее нынешнем этапе необходимо выполнение следующих условий:

а) создать действенный механизм координации социально-экономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, проводимой соответствующими органами государственного управления;

б) в большей степени учитывать открытость экономики Беларуси, ее высокую  зависимость от импортной и экспортной составляющих, особенно во внешнеэкономической деятельности с Россией.

Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь вызывает необходимость видения перспективы ее социального и экономического развития. Широкое использование экономического механизма рынка в сочетании с научным обоснованным планированием и прогнозированием обеспечивает новый подход к государственному регулированию экономики.

Основной целью социально-экономического развития страны на 2010 г. является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

В экономическом развитии страны на ближайшие годы определены следующие приоритеты:

1. Всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг.

2.   Инновационное развитие национальной экономики.

3.   Наращивание экспортного потенциала на основе по­вышения уровня конкурентоспособности национальной эко­номики.

4.   Развитие агропромышленного комплекса и социальное развитие села.

5.   Энерго- и ресурсосбережение.

В реализации поставленных задач важная роль отводится совершенствованию макроэкономических условий и формированию эффективных экономических институтов. С этой целью в области налоговой политики в 2010 г. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

Предполагается, что реформирование налоговой системы, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаст условия для снижения к концу 2010 года доходов консолидированного бюджета (без Фонда социальной защиты населения) по отношению к ВВП на 3-4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2005 года.

Бюджетная политика в 2010 гг. будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Основным приоритетом бюджетных расходов на перспективу будут оставаться расходы на социальную сферу. Дефицит республиканского бюджета не должен превышать 1,5% к ВВП.

Стратегической целью денежно-кредитной политики в 2010 гг. будет обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. Особое внимание будет уделено снижению уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предполагается, что допустимый уровень инфляции в 2010 году не должен превысить 5%.

Стратегической целью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, обеспечения национальной безопасности.

В 2010 гг. предполагается реализовать следующие направления:

- активизация рынка корпоративных бумаг;

- расширение спектра инструментов фондового рынка;

- совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые кампании);

- развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов.

Значительное внимание будет уделено развитию малого и среднего предпринимательства. К концу 2010 года доля ВВП, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП прогнозируется на уровне 20-22%.

Инвестиции в основной капитал к 2010 году увеличатся в 1,65-1,75 раза по сравнению с 2005 годом, а их удельный вес в ВВП вырастет с 23% в 2005 году до 25% в 2010-м. В прогнозируемом периоде доля иностранных инвестиций, направляемых в основной капитал, будет находиться в пределах 10%. При этом главным объектом инвестирования должно быть внедрение новых и высоких технологий V-VI технологических укладов.

Приоритетными направлениями промышленной политики будут ресурсо- и энергосбережение; новые материалы и новые источники энергии; медицина и фармакология; информационные и телекоммуникационные технологии; промышленные биотехнологии.

Развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электроэнергией и нефтепродуктами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.        Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.

2.        Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики, Мн. «ТетраСистемс», 2004.

3.        Государственное регулирование экономики: Курс лекций/ под ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: 2004.

4.        Добрынин А.И, Тарасевич Л.С. Экономическая теория – СПб: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999

5.        Егоров В.В., Парсаданов Г.А., Прогнозирование национальной экономики. – М.: Инфра - М, 2001.

6.        Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. – Мн: Новое знание, 2000.

7.        Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории - М.:  «Владос», 1994.

8.        Козырев В.М. Основы современной экономики М.: Финансы и статистика, 1998.

9.        Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, Киров, «Вятка», 1994.

10.   Макроэкономика: учеб.пособие/ А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. – Минск: БГЭУ, 2007.

Информация о работе Модели экономического роста: концептуальный подход