Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 223.42 Кб (Скачать)

С 1986 г. климат для лизинга  на налоговой основе изменился, и  большая часть налоговых льгот  была сокращена через механизм амортизации.

Однако развитие лизинга  не остановилось. Лизинговые сделки продолжают оставаться более гибкими по сравнению  с обычными, кредитными. Часть рисков по сделкам берут на себя лизинговые компании.

Закон о равной конкуренции  в банковском деле (1987 г.) предусматривает  право национальных банков инвестировать  до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения  величины остаточной стоимости.

В настоящее время для  того, чтобы сделка удовлетворяла  условиям финансового лизинга, она  должна обладать следующими характеристиками:

— минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны  лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости;

— лизингополучатель не может иметь право (опциона) на выкуп  оборудования по цене ниже его рыночной стоимости, определенной на момент применения этого права;

— лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделимых усовершенствований;

— период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования;

— в конце срока лизинга  оборудование должно иметь оцененную  остаточную стоимость в размере  не менее 20% его первоначальной стоимости;

— лизингодатель должен ожидать получения положительной  величины денежного потока, как и  общей прибыли, по договору лизинга вне зависиомости от налоговых льгот.

В случаях, когда лизинг по соглашению сторон не подпадает строго под эти стандарты, при определении  финансового лизинга исходят  из его различных интерпретаций  судами США. В общем случае суды применяют  критерий «выгод и бремени права  собственности», чтобы определить, владеет ли лизингополучатель оборудованием  в экономическом смысле. В частности, для суда особенно важными считаются  следующие факты:

— формой соглашения является лизинг;

— лизингом преследуется коммерческая цель (помимо налоговых выгод);

— лизингополучатель обладает некоторыми значительными атрибутами права собственности, такими, как  риск потерь и возможность определенных экономических выгод.

Один крупный нью-йоркский банк выделяет следующие три вида лизинга по их типу или объему: многомиллионный (авиалайнеры, оборудование для бурения  нефтяных скважин и т. п.); промежуточная  аренда при стоимости имущества  от 0,5 до 5 млн. долл., рассчитанная на период до 10 лет, и так называемая рыночная аренда, при которой банк объединяет в одном договоре несколько единиц сравнительно недорогого оборудования, выпускаемого одним производителем.

Наиболее популярным в  США является лизинг автотранспортных средств. Этот вид лизинга чаще используется банками, когда они выступают  в качестве лизингодателей. В целом  существует два основных вида лизинга  транспортных средств: открытый лизинг и закрытый лизинг.

Открытый лизинг имеет  следующие наиболее характерные  черты:

1. Лизинг обычно осуществляется  на срок от 24 до 36 месяцев.

2. Лизингополучатель принимает  на себя риск утраты или  повреждения нанятого средства. Перед получением во владение  лизингополучатель должен застраховать  автомобиль, указав лизингодателя  в качестве выгодоприобретателя.

3. Лизингополучатель принимает  на себя всю ответственность  в связи с ремонтом и поддержанием  рабочего состояния нанятого  средства.

4. Лизингополучатель обязуется  производить предусмотренные ежемесячные  платежи в течение срока лизинга  и выплатить остаток суммы  погашения по окончании действия  договора лизинга.

5. Лизингополучатель не  имеет преимущественного права  на приобретение транспортного  средства по окончании лизинга.

После окончания срока  открытого лизинга обычно происходит одно из трех событий. Хотя лизингополучатель  не имеет преимущественного права  на покупку автомобиля, он может  сам выплатить гарантированный  остаток. В этом случае автомобиль передается ему или указанному им лицу. В  ином случае автомобиль предлагается франшизному дилеру, у которого он приобретается. Если франшизный дилер не приобретает автомобиль, банк обычно продает его по оптовой цене другому дилеру, хотя банк может опять передать автомобиль по договору лизинга, если он очень изношен.

Закрытый лизинг отличается от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантирует  остаточную стоимость арендованного  транспортного средства в конце  срока лизинга; лизингодатель допускает  этот риск. Многие договоры лизинга  транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания предусматривают открытый лизинг.

Во многих случаях лизинг дорогостоящего оборудования (big ticket items) является закрытым, хотя часто сроки лизинга рассчитываются таким образом, чтобы прекратить срок эксплуатации нанимаемых товаров, не оставляя остаточной стоимости сверх стоимости вознаграждения.

Банковские холдинговые  компании могут заниматься лизингом в той степени, в какой лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита. Лизинг должен иметь неуправленческую основу (т. е. без оказания услуг). Например, при  лизинге автомобилей филиал банковской холдинговой компании по лизингу  не может предлагать услуги, ремонт или поддержание состояния транспортного  средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты; до оказания лизинга она должна возместить расходы  по инвестициям в имущество и  по финансированию.

Срок лизинга не может  превышать 40 лет, а время, в течение  которого наймодатель— банковская холдинговая компания может владеть имуществом после окончания лизинга, ограничено двумя годами.

В США функционирует 15 различных  ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка, в том числе:

— Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Equipment Leasing -Association) со штаб-квартирой в Арлингтоне;

— Западная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Western Association of Equipment Lessors) со штаб-квартирой в Окленде;

— Восточная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Eastern Association of Equipment Lessors). Ее месторасположение— в Харристоне;

— Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со штаб-квартирой в Сан-Франциско;

-Ассоциация лизинга и  рентинга грузовиков (Truck Renting and Leasing Association) находится в Александрии;

-Американская ассоциация  лизинга автомобилей (American Automotive Leasing Association) находится в Вашингтоне;

— Ассоциация лизингодателей компьютеров (The Computer and Leasing Remarketing Association), которая также находится в Вашинтоне.

Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования, проводила обследование группы своих компаний по результатам 1994—1995 гг. в части проведения операций международного лизинга. Эти материалы  представлены, в табл. 4.

Таблица 4 Международный  лизинг из США, проводившийся группой  компаний в 1994—1995 гг., млн. долл. (9, стр 36)

Показатель

1994 г.

1995 г.

Общая стоимость поставляемого  по лизингу оборудования

 

 

 

4968,32 

 

6498,89

Количество лизинговых компаний

31

33

Средняя стоимость поставляемого  по лизингу оборудования, приходящегося  на одну лизинговую компанию 

 

160,27 

 

196,94

Средняя стоимость одной  лизинговой сделки

11,7

47,63

 

Интересно, что в 1995 г. значительная доля (42,4%) американского оборудования у обследованных предприятий  была поставлена в Европу в рамках международного лизинга. В Азию было направлено 19,8% общего объема лизингового  оборота.

По типам оборудования для международного лизинга 26 американскими  компаниями сдавалось следующее  имущество (по удельному весу, %):

— компьютеры 6,1

— строительная техника 19,0

— энергогенераторы 3,4

— промышленное оборудование 2,2

— медицинское оборудование 1,8

— нефтегазовое оборудование 3,0

— транспортные средства 55,4 в том числе:

—авиатранспорт 19,1

— дорожная техника 22,7

— грузовики и трейлеры 13,6

— другое оборудование 9,1

В США и в некоторых  европейских странах лизинг оборудования, и прежде всего автотранспорта, является в большинстве своем не оперативным, а финансовым. Это подтверждается следующим.

Так, в США среди членов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компаний занимались финансовым лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию приходилось договоров  по автомобилям на 110 млн. долл, в то же время семь компаний занимались оперативным лизингом автомобилей. Общий объем этих операций за год составил 264,6 млн. долл., т. е. в среднем на одну компанию приходилось 37,8 млн. долл.

 

Таблица 5 Крупнейшие американские лизинговые компании (по данным на начало 1995 г.), млн. долл. (9, стр. 37) 

 

Позиция в мировом рейтинге компаний 

 

 

 

Наименование компании 

 

Общий объем портфеля лизинговых контрактов 

 

Стоимость лизинговых договоров  заключенных в течение года

Соотношение между объемами портфеля лизинговых контрактов и операциями в течение года

1

2

3

4

5 = 3 : 4

1

 

 

 

10 

 

14

15

16 

 

19 

 

28

29

34 

 

37 

 

48 

 

GE Capital

General Motors Auto Corp. (GMAC)

AT&T Capital Corp.

IBM Credit Corp.

USL Capital

MercedesBenz Credit Corp.

Caterpillar Financial Services

Comdisko Inc.

CIT group

Bank Xerox Leasing Group

Hewlett Packard

Citicorp

41300

13631 

 

 

 

7661 

 

5300

5300

5300 

 

4511 

 

3840

3694

3100 

 

2500 

 

1500 

 

16800

10363 

 

 

 

4250 

 

2800

2145

1876 

 

2183 

 

1582

1040

1200 

 

1500 

 

800

2.5

1.3 

 

 

 

1.8 

 

1.9

2.5

2.8 

 

2.1 

 

2.4

3.6

2.6 

 

1.7 

 

1.9 

 

На рынке лизинговых услуг  компании США являются наиболее заметными  и крупными. В табл. 5 приводятся данные по 12 компаниям, входящим в первые 50 крупнейших лизинговых компаний мира. Стоимость совокупного лизингового портфеля этих компаний достигла 97,637 млрд. долл., а величина лизинговых договоров, заключенных в течение года, составила 46,323 млрд. долл. Данный показатель означает, что эти лизинговые компании держали 1/3 американского и 13% мирового лизингового рынка.

Из приведенных данных видно,что лизинг в США действительно развивается очень динамично несмотря на достаточно жеское регулирование со стороны государства.

Теперь рассмотрим ситуацию сложившуюся в последнее время в Японии и как происходило развитие лизинга в этой стране.

В Японии в 80-х годах, т. е. с 1981 по 1990 г., стоимость ежегодно заключаемых  договоров увеличилась в 4,5 раза. В настоящее время Япония занимает второе после США место по объему лизинговых операций. В 1996 г. объемы нового лизингового бизнеса составили  в этой стране 71,4 млрд. долл. Это означает, что на долю Японии приходилось 16,7%, или 1/6, общемирового лизингового рынка. Причем рост по сравнению с предыдущим годом составил 6,7%.

Кризис в Азии в 1998 году наложил определенный отпечаток  на развитие лизинга в Японии, так  в конце сентября 1998 г. вторая по величине в стране компания Japan Leasing Corporation объявила о своем банкротстве, что привело к значительному понижению курса иены и котировок акций восьми крупнейших японских банков на Токийской фондовой бирже. Это явилось крупнейшим за всю послевоенную историю банкротством в Японии. Лизинговая компания не смогла расплатиться по долгам в 16 млрд. долл. с ведущими страховыми и инвестиционными фирмами страны. Банкротство компании было обусловлено тем, что она занималась не только лизинговой, но и другой деятельностью, в частности операциями с куплей-продажей недвижимости. В период биржевого бума в конце 80-х годов руководство компании активно брало деньги в долг, но после резкого падения цен на землю ликвидность компании стала быстро сокращаться. Вместе с тем было бы неправильно судить обо всем японском лизинговом бизнесе по истории, случившейся с Japan Leasing Corporation.

Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву