Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 223.42 Кб (Скачать)

Быстрое развитие лизинга  во второй половине 20 века, проявляющего тенденцию к более широкому распространению  и увеличению роли в расширении производства во многих странах мира, обусловлено  особенностями этого вида предпринимательской  деятельности и, в том числе, его преймуществами по сравнению с традиционными формами экономической деятельности.

Во-первых, лизинг, представляя  собой сочетание особого вида финансовых услуг со специфической формой предпринимательства, имеет большие шансы для развития в современной экономической ситуации в мире, когда в сфере оказания услуг финансового характера все больше углубляется специализация, а накопление кредитных ресурсов происходит крайне неравномерно.

Во-вторых, расцвет лизинга  связан с тем, что он является уникальным инструментом развития мелкого и  среднего бизнеса, который, хотя и по разным причинам, оказался на подъеме  как в развитых странах треугольника: США-Япония-Западная Европа, так и в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Для предпринимательских структур мелкого и среднего масштаба деятельности, лизинг зачастую является единственным путем, позволяющим начать или расширить производственную деятельность, так как этот вид финансирования производства по своей сути более выгоден для предпринимателя по сравнению с приобретением оборудования за счет банковских кредитов: он не только позволяет расплатиться за оборудование после реализации произведенной на нем продукции (что характерно и для приобретения оборудования за счет банковского кредита), но и дает возможность включить свои расходы в себестоимость продукции, тогда как банковские кредиты оплачиваются за счет прибыли предприятий.

Подводя итоги можно сказать, что лизинг является сложной формой предпринимательской и финансовой деятельности, которая позволяет  сочетать и комбинировать разного  рода преимущества (финансовые, налоговые. инвестиционные), которые используют все его участники: лизингодатели, лизингополучатели, производители оборудования, страховщики и т.д. Лизинг соответствует макроэкономическим интересам соответствующих стран, что получает выражение в их экономической политике. Правительства многих стран, преследуя задачи экономического роста и поддержки инвестиций, создают для лизинга благоприятные условия путем разработки лизингового законодательства, способствующего его развитию, введения разного рода инвестиционных скидок и льгот, принятия благоприятных режимов амортизации. Расширению лизингового бизнеса содействует политика поддержки мелких и средних компаний, характерная для нынешнего времени. Более подробно о современном состоянии и перспективах развития лизинга в Мире будет рассмотрено во второй главе данной работы.

 
 
 

2. ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ  ОПЫТ. 

 

2.1. Мировой лизинговый  рынок 

 

Лизинг охватил весь мир  в середине — конце 70-х годов. В этот период стала налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Наибольшую активность в этом деле проявила компания London Financial Global Leasing Report. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о национальных лизинговых рынках, прежде всего по 50 крупнейшим. На основе этих данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах лизингового бизнеса.

Накопленная за многие годы статистическая информация очень важна  для представления о сложившихся  пропорциях в инвестициях, в активности проведения лизинговой деятельности. Статистика помогает проиллюстрировать  и понять зависимость лизинга  от политики продаж оборудования, техники; налогообложения и амортизации  во многих странах; выявляет резервы  развития лизинга. Последнее обстоятельство принципиально важно для России.

При любом заимствовании  зарубежного опыта следует принимать  во внимание не только внешнее сходство экономических процессов. Необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей стране и в странах  с развитой рыночной экономикой.

Причины пристального внимания российских предпринимателей к лизингу  совсем иные, чем у их зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был востребован  ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся  темпов технического прогресса, которые  уже не могли удовлетворяться  за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в условиях обостряющейся конкуренции  лизинг был дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной  продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать  новые рынки сбыта.

Как уже говорилось ранее, наиболее динамичным за последние годы развитие лизинга было в США, по нашему мнению, это является закономерным, по причине различных проблем  в странах Западной Европы и Японии, ближайших соперников США. Японию затронул Азиатский кризис 1998 года, что сильно повлияло на ситуацию как в самой Японии так и на её положение в экономическом мире, а Западная Европа продолжает процессы внутренней интеграции, и сближения, унификации национальных систем налогообложения, законодательства, таможенного регулирования, и, конечно это отражается и на развитии лизинга в Западной Европе, к этому можно добавить, что с каждым годом усиливается взаимозависимость Восточной и Западной Европы, что с одной стороны является позитивным и неизбежным, а с другой стороны тащит за собой определенные финансовые затраты.

Перспективы развития лизингового  рынка в мире связаны не только с расширением лизинговых операций на Восточную Европу, включая Россию, а также бурным его развитием  в развивающихся странах, но и  с расширением международного лизинга, который пока не получил широкого распространения в мире по ряду причин. В Западной Европе, например, на международный  лизинг. осуществляемый заграничными лизинговыми фирмами, в настоящее время приходится только 2% от общего объема лизинговых операций (по данным "Leaseurope"), то есть интеграция в сфере лизинга отстает от уровня развития общеэкономической интеграции.

Наиболее развитыми лизинговыми  рынками, как видно из вышесказанного, являются рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы, сравнительная  характеристика которых будет дана во втором параграфе данной главы.

 

2.2. Сравнительная характеристика  развития лизинговых отношений  в США, Японии и Западной  Европе. 

 

Финансирование арендных операций различных видов техники  и оборудования всегда активно применялось  в США. Первый арендный договор персональной собственности был зарегистрирован  в Северо-Американских Соединенных Штатах еще в начале XVIII в.

В 40-х годах XX в. торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных средств превышают 50 млрд. долл. в год. Настоящая револющия в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов.

В аренду стали сдаваться  сначала в небольших объемах, а затем массово средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство  США по достоинству оценило это  явление— оно оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали  основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско  известная американская компания United States Leasing Corporation. Основателем компании является Генри Шонфелд. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась United States Leasing Corporation. Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как «международный лизинг». Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем компания стала именоваться United States Leasing International.

В 1996 г. объем лизинговых операций в США составил 168,9 млрд. долл., что превысило результат  предыдущего года на 5,1%, и, по-видимому, этот темп будет сохраняться благодаря  расширению сервисных услуг и  активному продвижению на рынки  развивающихся стран.

На долю США приходилось  более 9/10 североамериканского лизингового  рынка, или 39,5% общего объема мирового лизинга.

Лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование.

На первом этапе развития современного лизингового бизнеса  в США банкам запрещалось (до 1963 г.) участвовать в сделках в качестве лизингодателя. Однако банки не дистанцировались от лизинга, а, наоборот, охотно участвовали  в лизинговых операциях в качестве кредиторов лизинговых компаний (см. табл. 3).

Лизинговые операции позволяли  применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансовый метод учета имущества. Эти обстоятельства существенно способствовали быстрому развитию лизинга в США. Кроме того, имела место и государственная поддержка лизинга. Она предусматривала предоставление налоговых, инвестиционных, амортизационных льгот.

Непосредственные производители  оборудования, такие всемирно известные  компании, как General Electric, IBM, General Motors, AT&T Capital Corp., Rank Xerox, Caterpillar, Hewlett Packard и др., хорошо осознав преимущества лизинга, стали создавать дочерние лизинговые предприятия (так называемые кэп-тивные— captives). В середине 90-х годов общие объемы портфелей лизинговых заказов у этих компаний колебались от 2,5 до 41,3 млрд. долл., а годовые объемы нового лизингового бизнеса— от 1,2 до 16,8 млрд. долл. Причем некоторые из этих компаний либо стали операторами российского лизингового рынка после учреждения соответствующих дочерних компаний, либо присутствовали на российском лизинговом рынке в качестве поставщиков оборудования.

 

Еще в конце 60-х годов  в США сложилось три укрупненных  вида лизинговых компаний (независимые, дочерние фирмы производителей и  филиалы банков).

В 1963 г. Финансовый контролер  разрешил банкам заниматься лизинговой деятельностью. В 1970г. был принят Закон  о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объем операций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферой финансовой деятельности для банков и банковских холдинговых компаний. Сегодня многие банковкие холдинговые компании управляют отделениями по лизингу и владеют банками с отделениями по лизингу. Сохранение обоих видов деятельности объясняется налоговыми льготами и требованиями к капиталу и их финансовому обеспечению.

В 1972 г. Совет управляющих  Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать  в качестве агента-брокера или  консультанта в связи с полностью  оплаченным лизингом. В 1974 г. сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости.

Банковские холдинговые  компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого  имущества; национальные банки —  только лизинг движимого имущества.

В 1976 г. Управление стардартизациии финансового учета выпустило постановление, в соответствии с которым с 1977 г. стали разграничивать «подлинный лизинг» и покупку с помощью лизинга. До этого фирмы могли брать оборудование в лизинг и не отражать его стоимость на своих балансах, а вести забалансовый учет, не показывая возрастающую сумму задолженности. В этом постановлении были перечислены следующие пункты:

— право собственности  в конце сделки переходит к  арендатору;

— лизинговая сделка позволяет  купить оборудование в конце сделки по цене ниже рыночной;

— срок сделки больше или  равен 75% полезного срока службы. Чем больше остаточная стоимость, которой  лизингодатель желает рискнуть, тем  лучшими и более конкурентоспособными будут условия лизинга. Финансовый контролер, стремясь уменьшить банковский риск, установил минимальный предел остаточной стоимости, которая может  быть заявлена в размере 25%. Совет  ФРС избрал более консервативный подход, ограничив остаточную стоимость 20%, кроме лизинга автомобилей. Совет  по предоставлению банковских займов под жилье установил лимит  в 70% величины остаточной стоимости  для ссудо-сберегательных отделений, занимающихся лизингом;

— текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налоги) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

Если сделка удовлетворяет  хотя бы одному из этих условий, то имущество  учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующимся  долговым обязательством. В пассиве  отражается «обязательство по финансовому  лизингу». Если сделка не удовлетворяет  ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя.

В 1981 г. в США был принят Закон о реформе системы налогообложения. В нем указывались критерии отнесения  сделок к лизинговым и либерализована система использования налоговых льгот по лизингу. В частности, были разрешены сделки по передаче партнеру налоговых льгот.

В 1982 г. в Законе о налогообложении  появится термин «финансовый лизинг». Под ним подразумевается сделка, при которой лизингополучателю  передается в пользование оборудование на полный срок или на большую часть  жизненного цикла имущества; лизинговые платежи полностью переводятся  лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателе  лежит ответственность за техническое  обслуживание, уплату налогов и страхование  оборудования; совокупные лизинговые платежи, получаемые лизингодателем за весь жизненный цикл оборудования, полностью покрывают первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал.

Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву