Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Удельный вес инвестиций в форме лизинга оборудования в общем объеме инвестиций на протяжении 19 лет в Японии был следующим, %:
в 1978-1980 гг.-4,8-6,2
в 1981-1983 гг.-4,1-5,9
в 1984-1986 гг.-7,1-8,2
в 1987-1989 гг.-8,9-10,3
в 1990-1992 гг.-9,0-7,5
в 1993-1994 гг.-8,1-8,9
в 1995-1996 гг.-9,4-9,5
В книге «Leasing Finance» (London, Euromoney Books, 1990, p. 119—120) Филип Марвуд отмечает, что в Японии финансовый лизинг определяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:
1. Срок лизинга строго
фиксируется, и общая сумма
лизинговых платежей
2. Запрещается аннулирование
договора лизинга в течение
периода его действия. Следует
отметить, в российских законодательных
и нормативных актах по
Если в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае подобным правом будет обладать лизингодатель.
Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:
— по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю за нулевое или номинальное денежное вознаграждение;
— в лизинг передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с места на место;
— в лизинг передаются завод, машины или оборудование, произведенные для специальных целей, указанных лизингополучателем, так что в результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;
— срок лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового имущества (60%, если этот срок службы составляет 10 лет и более), и лизингополучатель имеет право покупки.
Ряд японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд. долл.) является Orix Corporation. Эта компания заключает в течение года новые лизинговые договоры примерно на 10 млрд. долл. По показателю ежегодного объема нового лизингового бизнеса в десятку крупнейших в мире до своего банкротства входила Japan Leasing Corporation с суммой договоров 3,3 млрд. долл. У компании Tokio Leasing Co. этот показатель соответствовал 3,2 млрд. долл. (весь лизинговый портфель этой компании превышает 10 млрд. долл.). Компания Centure Leasing System, Inc. с показателем 2,6—2,7 млрд. долл. (величина портфеля — более 5 млрд. долл.) находилась в середине второй десятки. Еще одна компания, Sanwa Business Credit, входила в первые 50 крупнейших в мире лизингодателей. Ее годовые лизинговые обороты превышают 1 млрд. долл., а стоимость всего портфеля была близка к 2 млрд. долл.
Некоторые важные выводы при анализе деятельности лизинговой компании можно сделать при примере Century Leasing System, Inc. Эта лизинговая компания была основана одной из первых в Японии в 1969 г. В рейтинге крупнейших в мире к началу 1995 г. она находилась на 13—14-м месте.
Century Leasing System, Inc. была основана четырьмя крупными акционерами, которым принадлежало 81,1% акций, в том числе:
— ведущей в мире и крупнейшей в Японии торговой компанией Itochu Corporation (23,5% величины уставного капитала);
— крупнейшим коммерческим банком Японии Dai-Ichi Kangyo Bank (23,5%);
— двумя крупнейшими в Японии компаниями по страхованию жизни — Nippon Life Insurance Company (23,5%) и Asahi Mutual Life Insurance Company (10,6%).
Кроме того, в состав акционеров лизинговой компании вошли два банка (Long-Term Credit Bank of Japan и Bank of Tokyo), соответственно, с пакетами в 2,2 и 1,9%, а также служащие компании с пакетом акций в 4,8% и др.
Компания Century Leasing System, Inc. имеет представительство в Лондоне, Гонконге, Сингапуре.
Информация о результатах деятельности компании в миллионах долларов из расчета по тогдашнему курсу — 100 иен за доллар представлена в табл. 6.
Таблица 6 Показатели деятельности японской лизинговой компании Century Leasing System, Inc., млн. долл. (9, стр. 41)
1989г.
1990г.
1991г.
1992г.
1993г.
Операционные доходы
Операционные затраты
Доходы до налогообложения
Чистые доходы компании
2056
2015
39
21
2229
2202
26
18
2582
2561
22
17
2878
2844
8
11
3456
3411
8
3
Как видно из приведенной таблицы, при годовом операционном обороте почти в 3,5 млрд. долл. чистый доход компании составил всего 3 млн. долл., т. е. менее 0,001% оборота. По-видимому, чистый доход не является главной побудительной силой развития этой лизинговой компании. Куда важнее для акционеров то, что через лизинговую компанию и обслуживающие ее банки-учредители проходят многомиллиардные обороты; то, что лизинговая компания обеспечивает существенное ускорение товарооборота торговой компании-учредителя, а также то, что деятельность лизинговой компании способствует развитию страхового бизнеса.
Лизинговой компанией Century Leasing System, Inc. руководит совет директоров в составе 16 человек. Текущее руководство возложено на президента лизинговой компании, а также на двух главных менеджер-директоров.
Организационная структура управления лизинговой компании состоит из следующих подразделений:
— Департамент аудита (это автономное от других департаментов подразделение);
— Главный департамент делопроизводства;
— Департамент по работе с персоналом;
— Департамент корпоративного планирования и координации;
— Департамент финансов;
— Департамент бухгалтерского учета;
— Информационно-аналитический департамент;
— Департамент планирования систем информации по управлению;
— Кредитный департамент № 1;
— Кредитный департамент № 2;
— Департамент международного кредита;
— Дивизион маркетинга. В его состав входит более двух десятков функциональных и территориальных подразделений в Японии и за рубежом.
По отчетным данным, в 1993 г. операционные доходы этой лизинговой компании составляли около 3,5 млрд. долл. В то же время в 1994 г. объем лизинговых операций этой компании равнялся только 2,7 млрд. долл., т. е. 77% первой величины. По-видимому, часть доходов лизинговых компаний приходится и на нелизинговую деятельность.
Однако велика вероятность,
что финансовый кризис, поразивший
Японию в первой половине 1998 г., внесет
коррективы и в результаты лизинговой
деятельности. Дело в том, что у
многих японских лизинговых компаний,
по-видимому, сокращаются возможности
привлечения недорогих
Теперь рассмотрим как развивался лизинг в Западной Европе.
Современный европейский
лизинг стал формироваться и достаточно
быстро проникать в различные
сферы хозяйственной
Динамика и структура осуществленных инвестиций в лизинговые проекты в Европе за 12 лет характеризуются следующими показателями табл. 7.
По оценкам европейских исследователей развития лизингового бизнеса, рост промышленного производства на 1 % коррелировал с ростом объема лизинговых операций на 1,35%.
Анализ статистики европейских стран по объемам нового бизнеса лизинга оборудования свидетельствует, что имеет место достаточно высокий уровень его концентрации. Однако этот показатель постепенно снижается. Так, в 1992 г. первые пять стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания) имели удельный вес в общем объеме рынка лизинговых услуг— 80,4%, в 1994 г. - 78,7, в 1995 г. - 78,5, в 1996 и 1997 гг. - по 76,8%.
Если рассматривать уровень странового сосредоточения лизингового бизнеса по видам оборудования в 90-х годах, то здесь самый высокий уровень концентрации приходился в разные периоды на суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав.
Таблица 7 Динамика и структура инвестиций в Европе (9, стр. 43)
Год
Объем лизинговых операций, млрд. ЭКЮ
Доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций, %
Доля недвижимости в общем объеме лизинговых операций, %
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
36,1
51,7
69,5
82,1
95,2
94,5
89,0
79,7
85,6
94,9
106,8
117,1
87,0
85,3
85,8
86,0
83,1
85,6
84,8
84,4
83,8
83,7
85,8
86,5
13,0
14,7
14,2
14,0
16,9
14,4
15,2
15,6
16,2
16,3
14,2
13,5
Однако динамика концентрации по этим видам оборудования представляется скачкообразной. Так, перечисленные выше виды оборудования являются «нелизингуемыми» во Франции и в Испании. В то же время в различные годы в первую пятерку помимо признанных лидеров— Германии и Великобритании— входили также Италия, Нидерланды, Дания, Швеция, Швейцария, Ирландия.
Достаточно стабильной и превышающей средний уровень была концентрация нового лизингового бизнеса по машиностроительному и промышленному оборудованию. Неизменным на протяжении пяти лет был состав первой пятерки— Великобритания, Италия, Франция, Германия, Испания. Доля этих стран превышала 4/5 общеевропейского уровня. Соответственно, в 1992 г. она составила 83,1%, в 1994 г.- 84,0, в 1995 г.- 83,3, в 1996 г.- 80,7, в 1997 г.- 81,8%.
Что касается лизинга автотранспортных средств, то здесь отмечалось ежегодное снижение уровня концентрации лизинговых сделок. По легковым автомобилям снижение было неравномерным. Так, в 1992 г. доля первой пятерки составляла 86,3%, в 1994 г. - 87,3, в 1995 г. - 86,9, в 1996 г. - 82,3%. Лидирующие места занимали такие страны, как Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Франция, Австрия, Швеция, и, что очень интересно, в течение 1995—1996 гг. четвертое-пятое место в Европе по лизингу легковых автомобилей занимала Чехия. По итогам 1997 г. эта страна была восьмой.
В то же время концентрация лизинга грузовых автомобилей постепенно сокращалась: в 1992 г. она составила 79,5%, в 1994 г.- 79,7, в 1995 г.- 75,3, в 1996 г.- 71,0, в 1997 г.- 70,1%. Наибольшее сосредоточение объемов нового бизнеса по этому виду оборудования было в Великобритании, во Франции, в Германии, Испании, Италии. В то же время лизинг грузовиков стабильно очень популярен в средних и небольших по размеру европейских странах— Нидерландах, Австрии, Норвегии, Ирландии, Швейцарии, Швеции. В 1996 г. девятый результат в европейской табели о рангах среди лизингодателей грузовиков заняла еще одна восточноевропейская страна— Польша, которая за четыре года увеличила объемы новых сделок в 20 раз.
Операции по передаче в лизинг компьютерного и офисного оборудования сокращались до 1994 г., а затем последовал подъем. Компьютеры морально устаревают быстрее многих других видов оборудования. Лизинговые сделки здесь не так продолжительны по срокам. На протяжении четырех лет первая европейская пятерка стран состояла из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов и Швеции.
Наиболее важные для анализа
и составления прогнозов
Таблица 8 Структура лизинга оборудования в Европе, % (9, стр. 44)
Вид оборудования
1991г.
1992г.
1994г.
1995г.
1996г.
1997г.
Всего
В том числе:
Промышленное оборудование
Компьютеры и оргтехника
Грузовые автомобили
Легковые автомобили
Корабли, самолеты, вагоны
Другое оборудование
100,0
30,9
16,7
13,2
29,1
4,5
5,6
100,0
26,2
17,1
Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву