Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 223.42 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

1.   ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА

 
1.1. История возникновения лизинга

 
1.2. Сущность экономической категории  «лизинг», понятие и виды 

лизинговых сделок……………………………………………

 
1.3. Отличие лизинга от аренды  и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24

 
 
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ………… 
 
2.1. Мировой лизинговый рынок

 
2.2. Сравнительная характеристика  развития лизинговых отношений  в      

 США, Японии и Западной  Европе

 
2.3.Международная унификация лизинга.  Международные лизинговые     

 операции………

 
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование      

 лизинга в РФ…

 
3.2. Проблемы экономического регулирования,  налогообложения      

 и учета лизинга

 
3.3. Современное состояние лизингового  рынка в России………………….

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………

 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы вызвана развитием лизинговых операций в России и интеграции отечественного лизинга в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии, во Франции, в Австрии показал, что  ряду ведущих российских лизинговых компаний удалось не просто скопировать, но и во многом удачно адаптировать в наши условия опыт стран с  развитыми лизинговыми отношениями. В этих странах в течение последних  сорока с лишним лет сложилась  высокая культура проведения лизинговых операций, считающихся наиболее сложной  разновидностью банковской деятельности.

Благополучными для развития российского лизинга были 1996, 1997 годы, начало 1998 г. Отечественные и  зарубежные банки, крупные производители  и поставщики машин и оборудования всерьез стали обращать внимание на возможность применения в России известного во всем мире высокоэффективного финансового инструмента — лизинга.

Этот период отличается образованием большого количества лизинговых компаний. Стали появляться даже лизинговые холдинги. Годовой объем стоимости заключенных  лизинговых договоров достиг 1 млрд. долл. И хотя еще большие суммы  фигурируют в лизинговых проектах, находящихся в стадии проработки, эти объемы пока незначительны для  нашей страны.

Уровень развитости лизинговых отношений, как правило, является своеобразным показателем развитости всей экономики  страны. У нас удельный вес лизинга  в общем объеме инвестиций в производство составляет менее 1,5%, в то время как  в ведущих и успешно развивающихся  странах этот показатель достигает 25 — 30% и более.

Для структурной перестройки  народного хозяйства Россия остро  нуждается в инвестициях. По расчетам Министерства экономики, объем инвестиций необходимо утроить, но инвестиционная активность сдерживается высокими процентами коммерческих банков и неблагоприятным  инвестиционным климатом в России. Экономическая реформа, проводимая в России в настоящий период, характеризуется, в частности, значительным сокращением  производственных инвестиций в основной капитал. Сегодня в промышленности порядка 57% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше десяти лет, что крайне много для поддержания  конкурентоспособности экономики. С другой стороны, в промышленном производстве сохраняется огромное число незагруженного основного  капитала, постоянно требующего больших  затрат - как на текущее обслуживание и содержания на балансе предприятий, так и не менее значительных расходов на консервацию. Учитывая отсутствие у  отечественного рынка ресурсов для своевременной замены устаревшего основного капитала, реального сектора в российской экономике нет.

Эффективным способом решения  данной задачи, хорошо апробированным на Западе и в настоящее время  получающим развитие у нас, является лизинг - форма промышленного инвестирования, позволяющая предоставлять дополнительные гарантии инвесторам по сравнению с  традиционным кредитованием.

Преимущества лизинга  по сравнению с другими способами  инвестирования состоят в том, что  предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.

Заинтересованность в  лизинге проявляют представители  малого бизнеса, которые, не имея достаточных  средств и не прибегая к привлечению  кредитов, могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное  оборудование и технологии.

В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как  потребители оборудования, но и действующие  производства, поскольку за счет лизинга  расширяется рынок сбыта производимого  ими оборудования.

Для инвесторов лизинг обеспечивает, необходимую прибыль на вложенный  капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

Лизинг обладает высоким  потенциалом активизации экономического сотрудничества с зарубежными странами, в связи с чем международный лизинг получает все большее распространение.

В настоящее время в  России интерес к лизингу в  силу присущих ему возможностей все  более возрастает. Увеличивается  число лизинговых компаний как российских так и зарубежных, расширяют поле деятельности существующие.

Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта  в сфере лизинга, рассмотрение возможных  путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка  проанализировать развитие Российского  лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто  применяющиеся в Российской практике.

Задачами дипломной работы являются:

1)   Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.

2)   Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.

3)   Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.

4)   Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.

5)   Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.

В работе широко представлены проблемы российского лизингового  законодательства, экономические проблемы связанные с развитием лизинга в нашей стране. Делается попытка наметить пути решения Российских лизинговых проблем. Российский лизинг остро нуждается в реформе лизингового, налогового и таможенного законодательства, в улучшении инвестиционного климата в России, и как следствие налаживание более тесных контактов с западными партнерами.

В первой главе данной работы подробно освещается история возникновения  лизинговых отношений, делается попытка  отразить влияние исторических процессов, касающихся данной сферы, на развитие лизинга на начальном этапе в  странах Западной Европы и США.

Дается наиболее широкое, по нашему мнению, определение понятию  «лизинг». Широко рассматриваются виды и формы лизинговой деятельности, действующие в мире, и нашедшие свое применение в России. Приводится классификация лизинговых сделок по различным признакам, и даются конкретные примеры их практического использования. Приводятся схемы, дающие четкое представление  о лизинговых взаимоотношениях.

В данной главе также подробно освещаются отличительные особенности  лизинга, не позволяющие причислить его к кредитным или арендным взаимоотношениям, его преймущества и недостатки, производится сравнение лизинга с кредитом и арендой. Приводятся случаи, когда применение той или иной формы представляется наиболее рациональным.

Во второй главе подробно освещается мировой лизинговый рынок. Дается характеристика наиболее развитым на сегодняшний день лизинговым рынкам, рынку США, Японии и Западной Европы. Приводятся наиболее характерные отличия  этих рынков друг от друга, и проблемы международного лизинга в свете  мировой интеграции и интеграции в Западной Европе. Представлены в  данной главе также и четыре наиболее часто применяемые схемы международных  лизинговых сделок, рассмотрены их достоинства и недостатки. Итогом данной главы являются выводы, сделанные на основе мирового опыта, для России и также выводы характеризующие развитие международного лизинга в нашей стране, дается обоснование необходимости такого развития в сложившейся в России экономической ситуации.

Третья глава содержит материал о лизинге в России, начиная  с периода самого его зарождения еще в советские годы и заканчивая современным его состоянием.

Здесь подробно рассмотрен период становления лизинговых взаимоотношений  в нашей стране, приводится широкий  спектр статистических данных, свидетельствующих  о позитивных тенденциях в развитии лизинга в России, анализируются  проблемы, возникавшие на разных этапах становления лизинга. Освещено также  и развитие нормативной базы, касающейся лизинга, с анализом достоинств и  недостатков конкретных её изменений. Даются рекомендации по совершенствованию  Российского лизингового законодательства.

Далее подробно рассмотрены  проблемы экономического регулирования, налогообложения и бухгалтерского учета лизинга, приводятся также  проблемы связанные с лицензированием, валютным регулированием и финансированием  лизинга в России. Предлагаются возможные  пути их решения.

Также рассмотрен подробно современный Российский лизинг, приводится статистика по данному вопросу, рассматривается  деятельность наиболее успешных российских лизинговых компаний, делается попытка  прогноза развития лизинга в России в будущем.

Исследование данных вопросов позволяет выявить условия и  наметить перспективы дальнейшего  развития российского рынка лизинговых услуг.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.   ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА.

1.1. История возникновения  лизинга

 
  Принято считать, что все экономико- правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга  далеко не нова, хотя термина “лизинг” (leasing) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. Иными  словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое - либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много  предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. «Они заключались, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и  не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом» (13, стр 25).

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений  о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности,- самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали  аренду привлекательным, доступным  и порой единственно возможным  способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.

Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая  по своей экономико - правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого “мокрого” лизинга. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей  части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву