Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По типу передаваемого в лизинг имущества различают лизинг движимого имущества, т.е. различных видов технического оборудования, и лизинг недвижимости, т.е. производственных зданий и сооружений.
Новой тенденцией в практике
лизинга движимого имущества, получившей
развитие в последнее время, является
передача в лизинг оборудования, уже
находившегося в эксплуатации. Предприятие
— собственник имущества
По степени окупаемости затрат на лизинговое имущество выделяют лизинг с полной и неполной окупаемостью. Лизинг с полной окупаемостью (full-payout lease) имеет место, когда в течение срока действия одного договора лизингодатель полностью компенсирует затраты на приобретение передаваемого в пользование имущества. При лизинге c неполной окупаемостью (non full-payout lease) компенсируется только часть этих затрат.
В зависимости от условий
амортизации передаваемого в
лизинг имущества различают лизинг
с полной и частичной амортизацией.
Лизинг с полной амортизацией означает,
что срок действия договора лизинга
примерно совпадает с нормативным
сроком службы имущества и его
стоимость полностью
По характеру и объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют чистый и так называемый мокрый лизинг. Чистый лизинг (net leasing) имеет место в том случае, когда лизингодатель оказывает только лизинговую услугу, т.е. предоставляет имущество во временное пользование, а его обслуживание и связанные с этим расходы целиком ложатся на лизингополучателя.
«Мокрый» лизинг (wet leasing) или полносервисный (частичносервисный) лизинг характеризует то, что лизингодатель предлагает лизингополучателю различные сопутствующие услуги, связанные с обслуживанием лизингового имущества. Если в лизинг передается оборудование, то такие услуги могут включать его регулярное профилактическое обслуживание, ремонт, страхование и т.п. При лизинге особо сложного оборудования с уникальными техническими характеристиками лизингодатель может брать на себя дополнительные обязательства, включая поставку необходимого сырья и комплектующих, обучение персонала, маркетинг и рекламную поддержку продукции лизингополучателя. Данный вид лизинга является одним из самых дорогостоящих.
В зависимости от географического
фактора различают внутренний
Внешний лизинг в свою очередь подразделяют на экспортный и импортный. При экспортном лизинге резидентом иностранного государства является лизингополучатель, а при импортном лизинге — лизингодатель. Для России в настоящее время характерен импортный лизинг.
По виду лизинговых платежей выделяют лизинг с денежным платежом (денежный), когда все расчеты между участниками сделки осуществляются только в денежной форме; лизинг с компенсационным платежом (компенсационный), при котором услуги лизингодателя оплачиваются либо поставками товаров, произведенных с использованием лизингового имущества, либо встречными услугами; лизинг со смешанным платежом (смешанный), когда применяется сочетание денежной и компенсационной форм расчетов. В Российской практике лизинговые договора очень часто строятся по схеме компенсационного лизинга.
Лизинг, содействующий сбыту, является составной частью деловой активности любой лизинговой компании как за рубежом, так и в России. Он исходит из того, что если в основе любой лизинговой сделки лежит потребность не известного вначале для лизинговой компании клиента в некотором оборудовании, то сбыт лизинговой услуги, невозможный без выхода на такого клиента, следует сосредоточить там же, где происходит сбыт самого оборудования, т.е. у его продавца (поставщика). При правильной организации отношений для лизинговой компании сотрудничество с продавцом оборудования означает постоянный приток новых клиентов, а также возможность получить скидки от обычных цен реализации, которые могут быть распространены на клиентов (следовательно, условия лизинга будут более привлекательными для них), а могут быть сохранены в качестве дополнительного дохода лизинговой компании. Для продавца оборудования сотрудничество с лизинговой компанией означает возможность предложить, пусть и не от своего имени, внешнее финансирование сделки купли-продажи.
В частности, последняя схема, при которой сбыт оборудования осуществляется через лизинговую компанию, используется для возрождения автомобильного гиганта – ЗИЛ.
По суммарному размеру лизинговых платежей за весь срок действия договора лизинга на практике различают еще три вида лизинга: мелкий, стандартный и средний.
Мелкий лизинг (до 50000$) широко распространен во многих странах. Предметом таких сделок обычно является непроизводственное оборудование, т.е. незадействованное в процессе производства оборудование - компьютеры, оргтехника, телефонные станции, системы безопасности, оснащение офисных помещений.
В настоящее время в
России рынок мелких лизинговых сделок
ограничен. С одной стороны, работа
в этом секторе рынка подразумевает
постоянное заключение большого количества
новых договоров. Это в свою очередь
требует высокой
Лизинговые компании очень неохотно занимаются мелкими сделками, поскольку при обычном подходе объем работы по оформлению и исполнению любой мелкой сделки не намного меньше, чем объем работы по средней сделке, в то время как масса прибыли гораздо меньше. С другой стороны, потенциальные клиенты не имеют достаточной информации о самой возможности взять в лизинг один или несколько компьютеров, офисную телефонную станцию или другое аналогичное оборудование, и в результате они обходятся собственными средствами и не предъявляют спроса на лизинговые услуги в данном секторе.
Между тем в развитых странах сектор мелких сделок является заметной частью лизинговой индустрии, хотя, например, в Великобритании в самом начале своего становления лизинговые компании ориентировались только на крупные и гораздо реже - средние сделки, как это происходит сегодня в России. Сегодня причина, по которой лизинговые компании стали работать в этом секторе, заключается в том, что они научились работать на нем: заключая большое количество мелких сделок, они получают относительно менее рискованный бизнес, приносящий повышенную норму прибыли.
Стандартный лизинг располагается в диапазоне 50000$-40млн.$, что соответствует цене таких популярных видов оборудования, как мини-пекарни, завод по разливу воды и др.
Подбор клиентов осуществляется лизинговыми компаниями в основном через филиальную сеть родственного (и финансирующего) банка. Работая с клиентами «своего» банка, лизинговые компании, с одной стороны, получают доступ к большому числу клиентов с относительно известной кредитной историей и, с другой стороны, оптимизируют процесс среднесрочного кредитования для связки «банк-дочерняя лизинговая компания» посредством использования специальной техники ценообразования и защиты от кредитных рисков. Фактически ряд банков (Сбербанк, Мосбизнесбанк) осуществляет среднесрочное (по современным российским понятиям это 2-3 года) кредитование своих клиентов на цели приобретения оборудования преимущественно через свои дочерние лизинговые компании.
Крупные лизинговые сделки (от 40-50 млн.$) ориентированы на объекты, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д. Работа в этом секторе рынка требует наличия больших финансовых ресурсов, а также серьезной подготовки специалистов лизинговых компаний, способных создать для отдельных заказчиков специальные финансовые схемы.
В России в отличие от развитых стран рынок крупных лизинговых сделок практически не существует.
Для полноты картины отметим,
что также необходимо проводить
различие между фиктивным и
Под фиктивным лизингом понимаются сделки, не связанные с реальной передачей имущества в лизинг и заключаемые только ради получения их участниками необоснованных финансовых и налоговых льгот. К действительному лизингу относятся все реально совершаемые лизинговые сделки. В одной из первых книг по лизингу на русском языке, написанной К.Г. Сусаняном в начале 90-х годов, хорошо проиллюстрированы такого рода сделки. Приведен пример, когда в сделке с лизингом восьми самолетов «Боинг» стоимостью 140 млн. долл. четыре английские лизинговые компании, закупив эту технику у американских фирм, сдали ее в лизинг тем же американским фирмам. Суммарная налоговая скидка составила около 20 млн. долл. В результате американские компании сумели заработать за счет государственных финансов Великобритании (9, стр.17). В ряде случаев возможность получения льгот при операциях лизинга используется для проведения так называемых фиктивных операций лизинга. У нас в стране это явление еще не проявляется в широких масштабах. На Западе такого рода фиктивные операции преследуются посредством специальных статей в законах, регламентирующих лизинговую деятельность.
В практической деятельности отдельные виды лизинга используются в самых различных сочетаниях. Oт их комбинации зависит, каким будет способ реализации каждой конкретной лизинговой операции. Однако несмотря на множество возможных вариантов и специфику механизма любой операции, в их основе лежат два наиболее распространенных типа сделок: классический лизинг и сублизинг.
Классической лизинговой операции, как уже отмечалось, свойственно взаимодействие трех сторон: лизингодателя, лизингополучатсля и поставщика (продавца) имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое имущество и передает его в пользование лизингополучателю. Лизингодатель возмещает свои финансовые затраты через лизинговые платежи, которые ему выплачивает лизингополучатель .
Причины широкого распространения лизинга во всем мире кроются в ощутимых преимуществах, которые он несет всем участникам сделки, но вместе с тем от долгосрочного кредита лизинг отличается повышенной сложностью организации, которая заключается в большом количестве участников.
Особо выгоден лизинг для предприятий, сфера деятельности которых зависит от резких сезонных колебаний спроса на товары или услуги (транспорт), их производства (сельское хозяйство) либо изменения географии работ (строительство). С помощью договоров лизинга эти предприятия могут быстро увеличить свой производственный потенциал на определенный срок или в определенном месте.
Лизингополучатель может зафиксировать в договоре лизинга удобную для себя периодичность лизинговых платежей, а также способ их расчета и форму выплаты. В практике американских лизинговых компаний, например, нередки случаи начисления лизинговых платежей в зависимости от производительности оборудования либо интенсивности его использования. Лизинговые платежи могут выплачиваться равными, уменьшающимися или возрастающими долями, осуществляться частично или полностью производимой на лизинговом оборудовании продукцией или встречными услугами.
Немаловажно и то, что риск физического и морального износа оборудования целиком лежит на лизингодателе. Лизингополучатель же при относительно небольших затратах имеет возможность постоянно обновлять свой производственный аппарат.
Для изготовителей и поставщиков оборудования лизинговые операцин служат инструментом расширения рынков сбыта продукции, увеличения спроса на нее со стороны тех потребителей, которым из-за недостатка средств недоступно приобретение за полную стоимость, что в первую очередь характерно для предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, производители оборудования, особенно на стадии освоения его новых типов, получают возможность оперативно выявлять и устранять конструктивные недостатки техники, повышать ее качество и конкурентоспособность.
Лизинговые компании, наращивая объемы операций, увеличивают свои прибыли. К тому же они в достаточно высокой степени защищены от различных коммерческих рисков, поскольку передаваемое в лизинг имущество одновременно служит обеспечением сделки и всегда может быть востребовано лизингодателем.
Растет интерес к лизинговым
операциям со стороны банков и
других кредитно-финансовых учреждений.
Это открывает перспективы
Несмотря на все эти преймущества, чтобы оценить все «за» и «против» нужно рассмотреть конкретный проект, произвести рассчеты исходя из конкретной экономической ситуации в данной стране (странах),в которой (ых) он должен быть реализован, так как, например, лизинговое или налоговое, или таможенное законодательство этой (этих) страны может поставить под сомнение по-крайней мере выгодность проекта, по сравнению с арендой или кредитом.
Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву