Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Польша
Россия
Словения
Словакия
70
39
30
10
48
77
98
30
0
50
65
85
78
88
45
75
36
29
25
35
5
40
21
1
70
92
30
10
5
14
12
8
14
4
1
39
35
85
12
2
1
0
8
20
25
10
8
0
47
11
60
Во Франции, США и Италии действующим законодательством предусмотрена специальная юридическая процедура в отношении лизинга: лизинговые договора подлежат регистрации в судебных органах с тем, чтобы они оповестили определенный круг лиц, оговоренных в законодательном порядке, о действительном носителе права собственника на имущество, отдаваемое в лизинг.
В Великобритании, Германии,
Дании и Нидерландах по отношению
к лизингу не применяется никаких
специальных видов
С момента образования первой независимой лизинговой компании в США к середине 1990-х годов лизинг охватил более, чем 80 стран мира, включая примерно 50 развивающихся стран. Главным объектом лизинга является промышленное оборудование и транспортные средства, основными экспортерами которых являются страны северного полушария. Ускоренными темпами развивается лизинг в менее развитых странах, которые являются потребителями промышленного оборудования и средств транспорта. Поэтому сам факт расширения лизингового бизнеса можно рассматривать как одно из проявлений объективной тенденции к интернационализации производства и финансовой сферы. Лизинг позволяет существенно расширить спрос на продукцию, имеющую производственное назначение, со стороны тех государств, возможности которых в отношении импорта оборудования весьма ограничены. Лизинг с точки зрения выполнения последующих финансовых обязательств более надежен, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера. Этот финансовый инструмент не только облегчает финансирование импорта капитального оборудования, но и представляет собой канал, обеспечивающий передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Из этого следует, что будущее за международным лизингом.
Международный лизинг характеризуется
другой отраслевой структурой, чем
лизинг внутренний. Если во внутренних
лизинговых операциях на первом месте
находятся автомобили и производственное
оборудование, то в международных
операциях лидирует лизинг судов, самолетов
и железнодорожного подвижного состава.
Трансграничный лизинг успешно развивается
только в том случае, если есть преимущества
в таможенном обложении по сравнению
с обычными закупками и действуют
специальные, более льготные процедуры
для перевода лизинговых платежей,
ведь даже сама процедура перевода
платежей из одной валюты в другую
удорожает сделку по сравнению с
национальной лизинговой операцией. Большое
значение имеют различия национального
законодательства по лизингу, например,
отношение к правам лизингодателя
в случае нарушения лизингополучателем
условий лизингового
2.3. Международная унификация
лизинга. Международные
Несмотря на то, что еще 8 февраля 1998 г. президент подписал Федеральный закон N 16- ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", она вступила в силу для России только с 1 января 1999 г. Это связано с тем, что в соответствии с положениями статьи 16 Конвенции она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шести месяцев с даты сдачи на хранение депозиторию (в данном случае правительству Канады) документа о присоединении. Данное уведомление о присоединении было направлено Министерством иностранных дел Российской Федерации 3 июня 1998 г.
Современная лизинговая индустрия зародилась в 1952 г. в США и в дальнейшем распространилась на все континенты. Лизинговые операции не ограничивались внутренним рынком и стали выходить на международный уровень. Однако в силу того, что лизинг не являлся однотипным финансовым продуктом, и в каждой стране имелись свои особенности, встали вопросы о разработке правового регулирования международного сотрудничества в этой области.
В рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) в 1974 г. была создана группа с привлечением представителей лизинговых компаний, их региональных ассоциаций, банковских кругов, правительственных экспертов из многих стран мира по созданию унифицированных правил по международному финансовому лизингу. В процессе написания текста Конвенции был учтен опыт существующих национальных законодательств в области лизинга, а также существующей практики заключения лизинговых сделок. Работа по созданию единообразных правил продолжалась более 10 лет и закончилась принятием 28 мая 1988 г. на конференции в г. Оттава (Канада) с участием 55 государств, в том числе СССР, окончательного текста Конвенции, которая получила название Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге".
Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г., и в настоящее время кроме России к ней присоединились еще пять государств: Франция (1991г.), Италия (1993г.), Нигерия (1994г.), Венгрия (1996г.), Панама (1997г.). Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия и Чехословакия.
Целью Конвенции является устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптации традиционных двухсторонних договоров аренды к трехсторонним и самое главное- установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.
В Конвенции нашел отражение весь комплекс вопросов, возникающих в процессе заключения и исполнения лизинговой сделки.
Для того чтобы лизинговая
сделка регулировалась данной Конвенцией,
необходимо выполнение трех условий: сущности,
территориальным нахождением
В статье 1 определяется сущность сделки финансового лизинга и ее основные характеристики. Так Конвенция регулирует операции по финансовому лизингу, при которых одна сторона (лизингодатель) заключает по спецификации другой стороны (лизингополучателя) договор с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем в той мере, в которой они затрагивают его интересы, и заключает договор лизинга с лизингополучателем, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей. Кроме того, сделка по финансовому лизингу должна отвечать следующим требованиям лизингополучатель определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт суждения лизингодателя; оборудование приобретается лизингодателем в связи с договором лизинга, который заключен или должен быть заключен между лизингодателем и лизингополучателем, и поставщик осведомлен об этом; периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования. В Конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров- купли-продажи и лизинга. При этом лизингополучатель должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен знать, для каких целей приобретается оборудование. Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение международного финансового лизинга. Она исходит из классического лизинга, которому свойственен трехсторонний характер. Поэтому из сферы действия Конвенции исключены сделки, имеющие двухсторонний характер. В первую очередь- прямой лизинг, когда лизингодатель и поставщик выступают в одном лице, и возвратный, когда в одном лице совмещены лизингополучатель и поставщик. Также действие Конвенции не распространяется на лизинг оборудования для личных целей и лизинг недвижимости (ст.1 п.4).
Кроме этого, нормы Конвенции применяются независимо оттого, предусмотрен ли договором лизинга дальнейший выкуп оборудования или последующая сдача в аренду. (ст.1 п.З) Это было сделано не случайно, т.к. в одних странах обязательным требованием договора лизинга является требование права (опциона) на покупку, в других же странах наоборот, наличие такого условия сразу превращает лизинговый договор в договор условной продажи (поодажи в рассрочку).
Территориальные условия
применения Конвенции сформулированы
в статье 3, Они заключаются в
следующем. Лизингополучатель и
лизингодатель должны находиться в
разных странах. Поставщик же может
находиться в одном из двух государств
или третьей стране. Однако при
этом необходимо, чтобы государства,
в которых находятся
В настоящее время это означает, что ст.З п.1а выполняется, если лизингополучатель и лизингодатель находятся в любых двух из шести стран: Франции, Нигерии, Италии, Венгрии, Панамы или России, а поставщик в любой из них. С другой стороны, для выполнения ст.З п. 16 достаточно, чтобы стороны лизинговой сделки из этих шести стран признали, что договор поставки и договор лизинга регулируется правом государства, в котором находится лизингодатель, или лизингополучатель, или поставщик. Временные условия применения Конвенции установлены ст.23 и заключаются в том, что Конвенция применяется к сделкам финансового лизинга, когда договор поставки и договор лизинга заключены в день вступления Конвенции в силу или после этой даты в отношении стран-участников договора, относящихся к ст.З п.1а и б. Из этого следует, чтобы сделка финансового лизинга регулировалась Конвенцией для договаривающихся государств, договор поставки и договор лизинга должны быть заключены: 1 мая 1995 г. или позже в отношении Франции, Италии, Нигерии, 1 декабря 1996 г. или позже- Венгрии, 1 октября 1997 г. или позже- Панамы, 1 января 1999 г. или позже- России. Во второй главе Конвенции нашли отражение вопросы, касающиеся прав, обязанностей и ответственности сторон
В частности, ст.8 п.1 отражает важную особенность лизинговой сделки, что собственник оборудования- лизингодатель не несет ответственности за ущерб, не возмещает убытки, причиненные этим оборудованием ни пользователю, ни третьим лицам. Это связано с тем, что оборудование и поставщика выбирает его потенциальный пользователь. Функция лизингодателя состоит только в финансировании сделки. Следующей особенностью, которая свойственна лизинговой сделке, нашло отражение в ст. 10, что лизингополучатель, не являющийся стороной договора поставки, имеет право непосредственно обращаться с претензиями к поставщику оборудования. Однако пользователь оборудования наделен только частью прав, свойственных собственнику имущества. В частности, лизингополучатель не имеет право без согласия лизингодателя аннулировать договор поставки (ст. 10 п.2).
В статье 12 зафиксирована ответственность лизингодателя перед лизингополучателем, а в статье 13 лизингополучателя перед лизингодателем за ненадлежащее исполнение лизинговой сделки. Так, в статье 13 п.2 вводится понятие существенного нарушения договора лизинга пользователем оборудования, когда лизингодатель вправе потребовать досрочной выплаты сумм будущих периодических платежей ипп расторгнуть договор лизинга, Однако Конвенция не дает определения "существенного" нарушения договора, оставляя это на усмотрение сторон, Поэтому одно и то же нарушение в одном договоре может повлечь его прекращение, а в другом – нет.
Статья 14 посвящена возможности передачи лизингодателем принадлежащих ему прав, на оборудование третьим лицам. Однако это не освобождает лизингодателя от его обязательств по договору лизинга, не изменяет природу договора лизинга и не влияет на его регулирование. Это означает, что если до передачи прав лизинговая сделка регулировалась Конвенцией, то и после передачи прав к этим отношениям продолжает применяться Конвенция. Таким образом, лизингополучатель может в любой момент передать свои права на оборудование, либо права, которыми он наделен по договору лизинга (например получение лизинговых платежей), третьим лицам Кроме этого, введение данной статьи позволило не исключить из сферы действия Конвенции такого распространенного вида лизинга, как левередж (раздельного) лизинг (leveraged leasing), когда в сделке участвует больше трех сторон. Если бы данной статьи не было формально, такая лизинговая сделка не подпадала бы под действие Конвенции в силу участия в ней более трех сторон (п.1 статьи 1) или третье лицо могло находиться в одном государстве с лизингополучателем, в результате чего плательщик и получатель лизинговых платежей могли оказаться в одном государстве, что противоречило бы статье 3 Конвенции.
Присоединение России к Конвенции "О международном финансовом лизинге" должно оказать положительное влияние на развитие лизинговой деятельности. Во-первых, Конвенция не противоречит российскому законодательству и не требует внесения изменений в действующие или принятие новых федеральных законов. Для этого, принятым Законом о присоединении от 8.02.98 N 16-ФЗ, Россия в соответствии со статьей 20 Конвенции сделала заявление, что вместо положений п.З ст.8 Конвенции, касающихся ответственности лизингодателя в случае его умышленных действий или упущений, будет применять нормы своего гражданского законодательства.
Во-вторых, Конвенция содержит
более подробное регулирование
вопросов финансовой аренды (лизинга),
чем это предусмотрено
Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву