Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предпринятая в Законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК и другие органы. Закон не устранил пробелы, имеющиеся в Гражданском кодексе по сублизингу. В Законе нужны разъяснения по лизингу недвижимости, недопустимо определять все издержки лизинговой компании на стадии формирования лизинговой сделки, как это предусмотрено в Законе. Полный учет затрат можно осуществить только в конце срока лизинга. Лизинговые правоотношения должны быть сгруппированы в виде самостоятельной конструкции.
Взвешенность и неспешность, конечно же, необходимы при принятии законов. Прежде всего на этапе подготовки законопроекта. Тогда не будет возникать проблем с его применением на практике. Теперь, раз уж Закон принят в далеко не совершенном виде, наиболее важным представляется определить организационные принципы реформирования лизингового законодательства.
Процедура принятия Закона "О лизинге" показала, что формальные вопросы становятся более значимыми, чем вопросы существа дела.
Исходя из того что Дума
только избрана и России предстоят
выборы Президента России в марте 2000
г., а также исходя из того, что
предстоит еще принятие других не
рассматривавшихся ранее
Переработка Закона должна строиться не только с учетом теоретических посылов. Необходимо по каждой статье, по каждому пункту расписать все доводы "pro" и "contra" Сделать это следует путем приведения фактических примеров из деятельности большинства лизинговых компаний в пользу или против норм, содержащихся в Законе, так как принятие нормативного акта, а тем более закона, предполагает учет интересов всех или большинства из тех, кто будет им пользоваться, при подготовке и принятии Закона "О лизинге" учитывалось мнение ряда (но не всех) ассоциированных лизинговых компаний. Если придать этому мнению количественную оценку через удельный вес стоимости лизинговых договоров, заключаемых компаниями, входящими в Ассоциацию "Рослизинг", в общем стоимостном объеме лизингового рынка России, то следует учесть, что этот показатель составлял в 1997-1998 гг. только 45-50 процентов.
“Для сравнения можно привести аналогичные показатели по ряду стран на основе данных World Leasing Yearbook -1999 (Euromoney Publications, London, 1999) и Annual Report - 1997 (Leaserope-1998). Так, удельный вес стоимости лизинговых договоров, заключаемых членами 15 национальных ассоциаций, составлял от 80 до 100 процентов в общем объеме соответствующего лизингового рынка страны, в том числе: в Австралии -90%, Австрии - 88,3%, Бельгии - около 100%, Голландии -85%, Дании - 80%, Ирландии - 95%, Италии - около 100%, Норвегии - 90,3%, Польше - 89,9%, Франции - 97,6%, Чехии - 94,9%, Швейцарии - 90%. Что касается другого показателя, учитывающего охват мнений о Законе "О лизинге", - количество реально действующих лизинговых компаний (то есть заключающих договоры лизинга), то в составе Ассоциации "Рослизинг" их насчитывается примерно 15 процентов от общего числа действующих лизингодателей и менее 7 процентов от числа получивших лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в России. Не случайно в тексте статей сегодняшнего Закона хорошо видны интересы небольшого количества лизинговых компаний. Причем по многим статьям Закона можно указать, интерес какой из лизинговых компаний здесь представлен” (3, стр 16).
Над окончательным текстом закона должны работать представители большинства, а не меньшинства лизинговых компаний. К работе, кроме лизингодателей, следует привлечь резидентов и нерезидентов, лизингополучателей, производителей (поставщиков) оборудования, кредитные институты, страховые, консалтинговые компании, органы госуправления (Минфин, Минэкономики, Министерство налогов и сборов, Минюст, ГТК), а также ЦБ РФ, Арбитраж, другие заинтересованные организации. Следует собрать, обобщить и опубликовать доводы (в том числе и количественные) лизинговых компаний-резидентов и нерезидентов (мнение последних не следует игнорировать). Пока этого не делали. Целесообразным будет также привести по каждой статье Закона (по мере возможности) выжимку из обзора западного лизингового законодательства или обычаев лизинговой деятельности за рубежом. Причем сделать это надо в сопоставлении с российской практикой и, главное, с рекомендациями по использованию той или иной нормы.
Необходимо составить
перечень законодательных и нормативных
актов и тексты изменений, которые
в них необходимо внести (в том
числе и в ГК РФ, если это требуется)
в связи с принятием
Организация такой работы над законом исключит поспешность и позволит принять взвешенные и, главное, обоснованные решения во благо российского лизинга.
Как уже упоминалось выше, законом установлено, что лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Рассмотрим порядок лицензирования лизинговой деятельности более подробно.
Лицензирование осуществляется
уполномоченными
Порядок получения лицензий установлен в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 Положении «О лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации».
Функции лицензирующего органа возложены на Министерство экономики Российской Федерации, причем лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих в своей работе средства федерального бюджета и имеющих отраслевой характер, осуществляется по согласованию с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти. Минэкономики России вправе передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории только одного субъекта Российской Федерации, органам его исполнительной власти.
Лицензии, выданные Минэкономики России, действительны на всей территории страны, а лицензии исполнительных органов субъектов Российской Федерации — только на территории конкретного субъекта.
Министерство экономики Российской Федерации приказом от 20 июня 1996 г. № 91 «Об организации работы Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации» образовало межведомственную комиссию, которая уполномочена принимать решения о выдаче либо об отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании лицензий, а также о приостановлении или возобновлении их действия.
Обеспечение работы комиссии
тем же приказом было возложено на
Государственную
• регистрация и рассмотрение представленных лизинговыми компаниями документов, определение степени их комплектности и соответствия действующему законодательству;
• проведение при необходимости самостоятельной дополнительной экспертизы представленных документов или организация их независимой экспертизы с привлечением аудиторской организации;
• подготовка для рассмотрения комиссией заключений о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании лицензий, приостановлении или возобновлении их действия;
• выдача по решению комиссии лицензий или уведомлений об их продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении, а также об отказе в выдаче лицензии.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.
№ 10.84 Государственная
В задачи Государственной регистрационной палаты также входит ведение Сводного государственного реестра выданных, продленных, приостановленных или аннулированных лицензий на лизинговую деятельность.
Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется на платной основе. Лицензии оформляются на бланках установленного образца, имеют учетную серию и номер и по степени защищенности приравниваются к государственным ценным бумагам. В лицензии указывается наименование и местонахождение лизинговой компании, виды ее деятельности и условия их осуществления, срок действия лицензии, ее регистрационный номер и дата выдачи. Одновременно с лицензией выдается свидетельство о ее внесении в Сводный государственный реестр.
Лицензии выдаются на срок
от одного года до пяти лет. Лицензии с
максимальным сроком действия выдаются,
как правило, крупным и имеющим
высокую деловую репутацию
Лицензионный орган имеет право приостанавливать действие лицензии или аннулировать ее в случаях:
• представления лизинговой
компанией заявления о
• неоднократного (более двух раз в период действия лицензии) нарушения лизинговой компанией условий действия выданной ей лицензии;
• прекращения или
• нарушения или невыполнения лизинговой компанией предписаний и распоряжений уполномоченных государственных органов;
• ликвидации лизинговой компании в качестве юридического лица.
В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено по решению лицензионного органа.
Лицензионный орган, выдавший лицензию, вправе осуществлять контроль за соблюдением лизинговой компанией условий действия лицензии. К числу таких условий относятся:
• соблюдение лизинговой компанией действующего российского законодательства;
• практическая деятельность компании в качестве лизингодателя, т.е. наличие у нее в период действия лицензии хотя бы одного находящегося в стадии реализации договора лизинга;
• приоритетное значение лизинговых услуг по отношению к другим видам деятельности компании: на долю лизинга должно приходиться не менее 40% ее совокупного годового дохода.
Решение о проверке деятельности лизинговой компании принимается лицензионным органом самостоятельно либо по представлению контролирующих государственных органов, а также по заявлениям юридических и физических лиц, имеющих с лизинговой компанией договорные отношения.
По данным Сводного государственного реестра, на 31 декабря 1998 г. лицензии на лизинговую деятельность на территории России получили 783 отечественные компании и 74 иностранные фирмы.
Что касается отечественных
лизинговых компаний, то в настоящее
время они созданы в 78 субъектах
Российской Федерации, что свидетельствует
о быстром распространении
Среди зарубежных стран, чьи лизинговые компании получили лицензии на деятельность в Российской Федерации, лидируют США (восемь компаний), Германия и Кипр (по семь компаний), Австрия (пять компаний) и Ирландия (четыре компании).
Лицензирование отдельных
видов экономической
Эффективный и адекватный
механизм лицензионного надзора
предполагает периодическую проверку
лизинговых компаний, основанную на пакете
установленных контрольных
• минимальный размер капитала;
• показатели структуры финансирования компании (доля займов, выданных родственникам, друзьям и знакомым сотрудников компании, объем кредиторской задолженности по договорам аренды и прочих ее видов);
• степень диверсификации портфеля лизинговых компаний;
• коэффициент финансового равновесия компании (отношение между собственными и заемными средствами);
• размер резервов для покрытия сомнительных долгов.
Лизинговым компаниям, не отвечающим контрольным нормативам, обычно предоставляется определенный период времени для исправления ситуации; в противном случае им угрожает приостановление или даже отзыв лицензии.
Можно было бы рекомендовать
до введения в действие подобных контрольных
нормативов дать возможность лизинговым
компаниям получать лицензии сроком
на пять лет, что, как правило, покрывает
срок большинства лизинговых сделок,
плюс один-два года. В будущем
лизинговые компании в Российской Федерации
(при серьезном подходе к
Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву