Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Отчетность по ассоциации «Рослизинг» не всегда полна, так как в течение каждого года происходит определенное движение среди лизинговых компаний— кто-то вступает в ассоциацию, а кто-то выходит из нее; не всегда компании показывают абсолютно точную информацию о своих лизинговых операциях. Встречаются случаи, когда у некоторых компаний объемные показатели за полгода превышают значения за весь истекший год. Большое значение для точного определения ежегодных объемов нового лизингового бизнеса приобретает информация по тем договорам, которые заключены в одном году, а их реализация начинается в следующем.
Вместе с тем учет статистической информации по ассоциации «Рослизинг» ведется уже более четырех лет. Статистический учет построен на методической основе, применяемой в «Евролизе». Думается, что структурные показатели лизинговой деятельности компаний, сложившиеся на основе информации «Рослизинга», могут достаточно репрезентативно характеризовать основные пропорции всего российского лизинга по видам оборудования, пользователям, срокам лизинговых договоров.
В 1996 г., по оценке Минэкономики России, в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. Он приводится в данных London Financial Group Global Leasing Report, которая формирует информацию по 50 национальным лизинговым рынкам в течение последних 19 лет. Опубликованы эти материалы в статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в книге «World Leasing Yearbook 1998». Такие объемы лизинговых операций поставили Россию на 36-е место в мире. Годом раньше, с 200 млн. долл., Россия находилась на 46-м месте. Но это не представляется наиболее важным, куда важнее определить потенциал России, учесть мировой опыт.
Конечно, достичь объемов
ведущих лизинговых стран в ближайшие
годы для России будет крайне сложно.
В то же время по результатам 1997 г.
прямые иностранные инвестиции в
отечественную экономику
В 1997 г. объем лизинговых сделок, заключенных компаниями ассоциации «Рослизинг», составил 2836,5 млрд. руб., или 476 млн. долл. В предыдущем году этот показатель соответствовал 121 млн. долл. (т. е. был почти вчетверо меньшим), а еще на год раньше— 23 млн. долл.
Как видно, динамика роста объемов определяется не процентами, а разами, что вполне объяснимо, так как широкомасштабный российский лизинг как явление только начинается. Отчасти эти скачки объясняются еще и тем, что в составе ассоциации «Рослизинг» в 1996 г. стали учитываться данные по компании «Лизингуголь»,— более 1/2 годового объема ассоциации (51,5%), а в 1997 г.— по компании «Росагроснаб» (около 1/4 объема ассоциации «Рослизинг»).
Можно предположить, что в 1997 г. еще примерно на такую же сумму, как компании, входившие в ассоциацию «Рослизинг», заключили договоры другие российские операторы лизинга и нерезиденты.
«Расчеты эти строятся
на основе материалов о деятельности
нескольких десятков неассоциированных
лизинговых компаний, публикаций в
печати, данных Центрального банка
России, оценок Государственной
Если расчеты верны, то объем лизинговых услуг, предоставляемых российским лизингополучателям, в 1997 г. составил приблизительно 5,6— 5,7 трлн. руб., т. е. 940—960 млн. долл. Сопоставив эту величину с общим объемом инвестиций в основной капитал— 408,8 трлн. руб., определим, что доля лизинга равняется 1,4%. Это больше, чем в предыдущие годы, но по-прежнему крайне мало по сравнению с ведущими (и не только с ведущими) странами мира.
В 1996 г. удельный вес стоимости заключенных лизинговых контрактов по компаниям ассоциации «Рослизинг» в общем объеме инвестиций в отечественный основной капитал составлял 0,2%, а в 1997 г.— 0,7%. Следовательно, 1/7, а затем 1/2 (если верны эти расчеты) российского лизингового бизнеса реализовывалась в рамках неассоциированных лизинговых компаний» ( 9, стр. 95).
Масштабы деятельности лизинговых компаний-нерезидентов различны. Так, в общей сумме лицензий, выданных Центральным банком России в 1996 г. на операции финансового лизинга, 45% (или 73 млн. долл.) приходилось на лизингодателей Ирландии, 19% (31 млн. долл.)— Швеции, 9% (15 млн. долл.)— Австрии и по 6—7% (10—11 млн. долл.) приходилось на лизингодателей, имеющих юридическую регистрацию в Италии и Швейцарии.
В 1997 г. ведущие позиции
лизинговых импортеров в Россию заняли
компании, зарегистрированные в Нидерландах,
на которые приходилось 55% (105 млн. долл.)
общей стоимости
Развитию лизинга в России препятствует ряд нормативных ограничений. Например, нельзя напрямую сдать в лизинг автомобиль гражданину-непредпринимателю. Это ограничение предусмотрено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной с марта 1996 г., а также в Законе «О лизинге». Поэтому в 1995 г. доля легковых автомобилей в лизинге оборудования составляла 17,7%, в 1996 г.— 2,0, а в 1997 г. - 0,5%.
«В материале «Анализ деятельности российских лизинговых компаний», подготовленном Международной финансовой корпорацией в начале 1998 г., отмечается, что ведущие мировые лизинговые компании пока почти не представлены в России и лишь отдельные именитые нерезиденты получают лицензии, причем на проведение только одной лизинговой сделки. Думается, что это не совсем точная оценка.
За два года (с декабря 1996 до декабря 1998 г.) Комиссия при Минэкономики России выдала лицензии на право осуществления в России лизинговой деятельности 70 компаниям-нерезидентам. В результате представительство западных компаний составляет около 9% общего количества лизингодателей, лицензированных на российском рынке» (8, стр 91).
Среди компаний-нерезидентов семь представляют первую сотню крупнейших в мире лизингодателей. К ним относятся: So-geliase Leasing GmbH, входящая в группу Societe Generele (Австрия— Франция); Capital Corporation CIS, входящая в группу AT&T Capital (США); ABN Amro Lease (Голландия); Rank Xerox Leasing (Europe) Limited и «Ксерокс (СНГ)», входящие в группу Xerox (Великобритания— США); Хьюлетт Паккард А.О., входящая в группу Hewlett Packard (Австрия— США); Sudleasing GmbH (Германия); ABB Credit (Швеция).
Кроме того, еще несколько хорошо известных в мире и Европе лизингодателей получили лицензии и стали вести лизинговую деятельность в России, например: Motorola Credit Corp. (США); Mietfinanz GmbH, Akf Unilease GmbH (Германия); Lease Finanz Ag (Австрия). Еще ряд крупных фирм-лизингодателей из Австрии, Великобритании, Голландии, США высказали свою заинтересованность в проведении лизинговых операций в России.
Уже работающие у нас компании заключили не одну-две сделки, и не только в Москве, но и в других регионах России. Их работа началась с выяснения, в том числе и в Минэкономики России, долгосрочных перспектив российского рынка лизинговых услуг. Эти компании подавали заявки на право осуществления в течение ряда лет лизинговой деятельности в России с возможностью дальнейшей пролонгации действия лицензии. В результате они получили лицензии, как правило, сразу на трех- или даже на пятилетний (максимальный по российским правилам) период. Некоторые менее крупные лизингодатели-нерезиденты, получившие лицензию первоначально на один год, по истечении этого срока продлевали ее действие.
Конечно, финансовый кризис, начавшийся в августе 1998 г., повлияет на инвестиционную политику лизингодателей-нерезидентов и учрежденных ими в России лизинговых компаний. Однако делать однозначный вывод о том, что эти компании откажутся от лизингового бизнеса в России, несколько преждевременно.
Думается, что на принятие
решений на перспективу могут
повлиять такие нормативные акты,
как Постановление
До выхода Закона «О лизинге» российским законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинговой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для применения схем возвратного лизинга.
Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. - 2,9%, в 1995 г. - 3,0, в 1996 г. - 4,8, а в 1997 г. произошел резкий спад— до 0,9%, т. е. было заключено договоров на 4 млн. долл. По-видимому, это результат того обстоятельства, что объектом лизинга, согласно российским нормативным актам, могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ № 685/96 и бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100 минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры дешевле чем за 1,5 тыс. долл. в 1997 г. было невозможно.
В соответствии с методикой «Евролиза» суда, авиа- и железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества. Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация «Рослизинг». Вместе с тем по российскому законодательству (статья 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в отличие от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.
Данные по этой группе имущества имеются только за два последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн. долл., хотя относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как видно, «цена» этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании «Инком-авиа», из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга самолетов.
В госбюджетах последних
двух лет предусматривались
В течение последних двух
лет стали заключаться
В отличие от ведущих европейских стран величина российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.
В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг
оборудования было заключено на срок
до двух лет, в 1995 г.— 36,8%, в 1996 г.— 16,1, в
1997 г.— 7,3, а в первой половине 1998
г.— только 2,65%. Банки стали активнее
участвовать в лизинговых операциях.
Они чаще кредитовали лизинговые
компании на более продолжительные
периоды. В 1997 г. основная масса договоров
(92,4%) заключалась на срок до пяти лет.
В 1995—1997 гг. долгосрочные договоры на
лизинг оборудования на срок свыше
пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В
первой половине 1998 г. этот показатель
вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров
было заключено на срок свыше десяти
лет. Однако следует учесть, что зачастую
возможность получить долгосрочный
по российским меркам кредит для закупки
лизингового оборудования имеется
только у тех компаний, учредителями
которых являются банки-кредиторы.
Эти же банки нередко становятся
и лизингополучателями
Вместе с тем в отличие от широкой международной практики российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты, являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация регионов. Это тоже специфика российского лизинга.
Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву