Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 223.42 Кб (Скачать)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. (Вступил в действие 1 марта 1996 г.). Раздел Гражданского кодекса (гл. 34, § 6), посвященный финансовой аренде, закрепляет некоторые временные нормы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 633. Указанный параграф содержит определение договора финансовой аренды и его предмета, условия передачи арендатору предмета договора финансовой аренды, перехода к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества и др. Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Лизингодатель является собственником оборудования, передаваемого в аренду.

Гражданский кодекс предоставил  свободу участникам лизинговой сделки в определении условий лизингового  договора. Теперь не требуется, чтобы  сумма арендных платежей за весь период аренды была равной или близкой к  стоимости арендованного имущества, или чтобы срок аренды приблизительно равнялся среднему сроку службы имущества. Кроме того, в Гражданском кодексе  не предусмотрено, что лизингополучатель  — единственный, кто несет риск потери оборудования. Такие положения  могут быть урегулированы в договоре.

Вступление в действие части второй Гражданского кодекса  закрепило правовую базу лизинга  и явилось серьезным шагом  на пути формирования целостной системы  правового регулирования лизинговых отношений.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 «Об утверждении Положения  о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации». Введенная этим постановлением процедура лицензирования лизинговых компаний позволяет оградить лизинговый рынок от случайных и ненадежных участников. Лицензия, выданная Министерством экономики РФ, действительна на всей территории России на срок от одного года до пяти лет. Потенциально сильные лизинговые компании могут получить лицензию на пять лет. Что касается вновь образованных компаний с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на срок от одного года до двух лет. Приблизительная стоимость лицензии для компании-резидента составляет 1500 долл. Министерство экономики РФ перед выдачей лицензии может потребовать проведение аудита компании независимыми экспертами. Постановление содержит также требование о том, что 40% дохода лизинговой компании должны приходиться на деятельность по реализации лизинговых договоров.

Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утвержденные Министерством, экономики РФ 16 апреля 1996 г. и согласованные сМинистерством финансов РФ. Настоящие Методические рекомендации разработаны Министерством экономики РФ и предназначены для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга.

Под лизинговыми платежами  понимается общая сумма, выплачиваемая  лизингополучателем лизингодателю  за предоставленное ему право  пользования имуществом — предметом  договора. В лизинговые платежи включаются амортизация лизингового имущества  за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя  за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плата  за дополнительные услуги лизингодателя, а также стоимость выкупаемого  имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной  стоимости в виде долей в составе  лизинговых платежей. Лизинговые платежи  осуществляются в виде отдельных  взносов.

Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  «О налоге на добавленную стоимость». Этим Законом введены в перечень услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 27 июня

1996 г. № 752 «О государственной  поддержке развития лизинговой  деятельности в Российской Федерации». В нем предусмотрено выделение средств в 1997—2000 гг. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга. Кроме того, в этом постановлении определено, что ко всем видам движимого имущества, являющегося объектом лизингового договора и относимого к активной части основных фондов, может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3, а также что условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучаеля могут определяться по согласованию между сторонами лизингового договора.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля

1997 г. № 15 «Oб отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752. Этим приказом:

• утверждены Указания об отражении  в бухгалтерском учете операций по договору лизинга согласно Приложению 1 к настоящемуприказу;

• признан утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105; введены  изменения к плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его  применению, утвержденных приказом Минфина  СССР от 1 ноября 1991 г. № 56. Счет 03, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении вложений предприятия в материальные ценности, предоставляемые по договору аренды (лизинга), определен в следующей редакции: «Доходные вложения в материальные ценности».

Постановление Правительства  Российской Федерации от 21 июля 1997 г.. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга  в Российской Федерации на 1997-2000 годы». Данное постановление разделяет концепцию о том, что лизинг является важным инструментом инвестиционной деятельности, и содержит рекомендации о снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, которое не имеет аналогов в России, и проведении обучения по лизингу.

Хотя в постановлении  и говорится о необходимости  принятия мер, направленных на развитие финансового лизинга, в нем четко  не определены, какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию указанных  мер и каковы должны быть результаты деятельности соответствующих министерств  и ведомств в этой области.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации  к Конвенции УНИДРУА о международном  финансовом лизинге». Принятое Государственной Думой решение о присоединении к Конвенции является позитивным шагом, так как последняя получила широкое признание во всем мире как серьезная база для написания национального закона о лизинге.

Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ.

Споры по Закону "О лизинге" не утихают. В печати, на конференциях и семинарах продолжаются острые дебаты относительно достоинств и недостатков  этого законодательного акта.

До принятия этого основополагающего  закона в Российской Федерации действовали  и продолжают действовать 14 нормативных  правовых актов различного уровня, регулирующих лизинговую деятельность в стране. Все эти акты посвящены  отдельным аспектам деятельности в  области лизинга, и только Закон  является всеобъемлющим документом в этой сфере. Он состоит из шести глав, включающих 39 статей (в Гражданском кодексе Российской Федерации лизингу посвящен один параграф из шести статей).

Федеральный закон однозначно определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности и устанавливает своими целями развитие различных форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Данное определение лизинга более  широкое, чем понятие «финансовая  аренда», примененное в § 6 гл. 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ. В настоящем  изменении определения не следует  видеть только новую форму, оно отражает сущность понятия и характеризует  качественный скачок в развитии лизинга  в Российской Федерации.

Огромна роль Закона в защите прав лизингодателя как инвестора. Определены меры и условия оперативного изъятия имущества у недобросовестного  лизингополучателя, систематически не выплачивающего лизинговые платежи; кроме  того, впервые лизингодатель как  кредитор имеет возможность контроля за финансовым положением своего должника—  лизингополучателя.

Физические лица включены наряду с юридическими лицами в состав равноправных участников лизинговых сделок (статьи 1, 2 и 4).

Впервые определены формы, типы и виды лизинга, в частности, основные формы лизинга— внутренний и международный, типы— долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный; виды — финансовый, возвратный и оперативный.

Определена правовая база сублизинга, а также разрешены проблемы совмещения обязательств его участниками.

Законом установлено, что  лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке.

Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после  их постановки на учет в целях налогообложения  на территории РФ.

Данное положение уже  сегодня вызывает у нерезидентов негативное отношение, так как они  усматривают в этом возможность  двойного налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 34 Закона не требуется получения лицензии Центрального банка Российской Федерации  на осуществление лизингодателем или  лизингополучателем любых валютных операций, связанных с лизинговой деятельностью. Однако эта статья до сих пор не работает, так как ЦБ РФ руководствуется прежде всего профильными законами, в том числе Законом РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Как следует из подп. «е» п.10 ст.1 данного закона, операции, не отнесенные законом к текущим валютным операциям, необходимо относить к валютным операциям, связанным с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка России (п.4 разд.2). Лизинговые операции, в частности переводы в виде платы за имущество при лизинге, в данном законе не предусмотрены, что дает повод для различного толкования норм данного закона. С одной стороны если срок, в течение которого арендатор осуществляет плату нерезиденту за предоставление имущества по лизингу, превышает 90 дней от даты предоставления оборудования во временное владение и пользование, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты из РФ следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением капитала. В случае если платеж будет осуществлен в пределах 90 дней от даты предоставления оборудования в аренду, что само по себе мало вероятно, то данная операция будет являться текущей валютной операцией, не требующей наличия лицензии ЦБ РФ. Таким образом по существу признается, что лизинговые платежи являются валютными операциями, связанными с движением капитала.

С другой стороны операция по переводу нерезиденту платы за имущество по лизингу за рубеж  в любом случае является валютной операцией, связанной с движением  капитала, и, как следствие, требующей  наличия лицензии ЦБ РФ, независимо от срока предоставления имущества  в финансовую аренду и перечисления установленной договором платы, так как рассматриваемая операция прямо не предусмотрена в перечнях валютных операций приведенных в  законе «О валютном регулировании и валютном контроле», а относить финансовую аренду к услугам, исходя из юридической природы арендных отношений, достаточно сомнительно. Следовательно данные операции относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка России (п.4 разд.2).

Данное противоречие замедляет  развитие лизинга в России, следовательно  необходимо внести изменения в в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», четко оговаривающие лизинговые отношения, и устранить противоречия с Законом «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ,- переведя международные лизинговые операции с разрешительного на регистрационный порядок.

Для успешной деятельности лизинговых компаний безусловным основанием являются фундаментально проработанные  в Законе главы 2 и 3, посвященные  вопросам правовых основ лизинговых отношений (статьи 10—26) и экономических  основ лизинга (статьи 27—35), о чем  неоднократно уже сообщали руководители практикующих лизинговых компаний.

В Законе также много неточностей, много нерешенных проблем. Например, не ясно, на ком лежит бремя доказательства того, что оборудование используется для предпринимательских целей? Где законодательные рамки полного  владения имуществом? Кто несет ответственность  за уплату таможенных платежей за лизинговое оборудование? Может ли лизингодатель  представлять интересы других участников лизингового договора перед ГТК? Где механизмы ретрансляции НДС  при экспортном лизинге? Но самое  главное, это налоги с оборота (налог  на пользователей автомобильных  дорог и налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы) в размере 4 процентов, которые  приходится необоснованно платить  лизинговым компаниям. Это ведет  к значительному удорожанию лизинговых операций. Необходимо отметить, что  в Законе предпринята попытка  решить эту проблему. Однако одновременно с принятием Закона "О лизинге" не были внесены необходимые изменения  в профильные налоговые законы. Некоторые  директора лизинговых компаний, может  быть, и находят возможность использовать Закон в собственных нуждах, но в таком виде он может быть полезен  в одной какой-то сделке, но не во всех.

Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву