Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.
Задачами дипломной работы являются:
1) Исследовать Российский рынок лизинговых услуг, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
2) Обобщить мировой опыт лизинговых отношений наиболее развитых стран – США, Японии, стран Западной Европы, выявить возможности и пути использования мирового опыта в целях развития отечественного лизинга.
3) Проанализировать нормативную базу по лизингу в России, выявить ее достоинства и недостатки. Наметить возможные пути для совершенствования нормативно-правовой базы по лизингу в РФ.
4) Исследовать проблемы экономического регулирования, налогообложения, учета и финансирования лизинга.
5) Рассмотреть возможности и пути совершенствования международного лизинга в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.1. История возникновения лизинга
1.2. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………
1.3. Отличие лизинга от аренды и кредита. Преймущества лизинга…………………20-24
2.ЛИЗИНГ И МИРОВОЙ ОПЫТ…………
2.1. Мировой лизинговый рынок
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
2.3.Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции………
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ…
3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга
3.3. Современное состояние лизингового рынка в России………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 223.42 Кб (Скачать)

4. Лизинговая компания  оплачивает фирме «A-L» готовый  заказ.

5. Лизинговая компания  по договору купли-продажи с  фирмой «A-L» приобретает в собственность  лизинговое оборудование.

7. Лизинговая компания  заключает договор лизинга с  АО «Н-Т», передает лизинговое  оборудование лизингополучателю  и осуществляет контроль за техническим состоянием и использованием оборудования, своевременной выплатой лизинговых платежей, а также за устойчивостью финансово-экономического положения лизингополучателя.

8. АО «Н-Т» на основании  договора лизинга осуществляет  лизинговые платежи лизинговой  компании.

10. Лизинговая компания  возвращает кредит банку.

Достоинством данной схемы  по сравнению с предыдущей является то, что сделка удешевляется из-за отсутствия одного из иностранных участников—  лизинговой компании «A-L».

К недостаткам схемы следует  отнести:

а) исключение возможностей использовать налоговые льготы по лизинговым сделкам, предусмотренные зарубежным законодательством;

б) отсутствие единого подхода  к реализации договоров на поставку лизингового оборудования в Россию:

в) отсутствие контроля в  стране поставщика лизингового оборудования за выполнением заявки на его изготовление;

г) более высокая степень  риска операций в силу ограниченных возможностей лизинговой компании маневрировать  поставками лизингового оборудования при срыве одной из сделок;

д) разрозненный характер поставок лизингового оборудования и растянутость во времени экономического эффекта от его использования российской стороной.

Третья схема (рисунки 2.5 и 2.6): иностранные участники— фирма-изготовитель «A-L» и поставщик оборудования, лизинговая компания «A-L»; российские участники— банк-кредитор, лизингополучатель— АО «Н-Т». Отношения между российской и иностранной сторонами строятся на основе договора лизинга.

 
   




 

 

 
 
 
 
 
                         

2       4          5                                  1           

 

 

                                                                                                                                                      

7

 

 

                                                                                   8                               

3        10        

 

Рис. 2.5 Схема связей при  одной сделке (8, стр. 37)

Описание связей участников сделки (в схеме отсутствуют связи 6 и 9 первой схемы):

1. АО «Н-Т» подает заявку  на лизинговое оборудование лизинговой  компании «A-L».

2. Лизинговая компания  направляет заявку на изготовление  лизингового оборудования фирме  «A-L», контролирует выполнение  этой заявки и заключает договор  купли-продажи с производителем  оборудования.

3. Лизинговая компания  получает в российском банке  по кредитному договору средства, необходимые для приобретения  изготовленного фирмой «A-L» лизингового  оборудования.                                                 

4                                                                                                                                 

5                                                                  3        

 

 

                                                  2                    7             8            1             10

 
 
 
 

Рис. 2.6 Схема связей при n сделках (8, стр. 37)

4. Лизинговая компания  оплачивает фирме «A-L» готовый  заказ.

5. Лизинговая компания  по договору купли-продажи с  фирмой «A-L» приобретает в собственность  лизинговое оборудование.

7. Лизинговая компания  по договору лизинга с АО  «Н-Т» передает ему лизинговое  оборудование.

8. АО «Н-Т» на основании  договора лизинга осуществляет  лизинговые платежи лизинговой  компании.

10. Лизинговая компания  возвращает кредит банку.

Достоинством данной схемы, так же как и предыдущей, является то, что сделка удешевляется из-за отсутствия одного из российских участников—  лизинговой компании.

Недостатки схемы заключаются  в следующем:

а) существенно ограничены возможности использования налоговых  льгот по лизинговым сделкам, предусмотренных  зарубежным законодательством;

б) отсутствует полноценный  контроль на территории России за выполнением  лизингодателем условий лизингового  договора, что увеличивает риск сделок.

Выбор конкретной лизинговой схемы будет, безусловно, зависеть от особенностей сделки, профессионализма участников сделки, которого часто  не хватает российским лизинговым компаниям. В России до сих пор нет уважения к законам, даже те несовершенные  законы,которые уже существуют, работают далеко не всегда,- часто можно видеть произвол чиновничества, процветает корупция и взяточничество. Это, в том числе, является препятствием для более широкого внедрения международного лизинга в России. Между тем, для России, именно международный лизинг играет первостепенную роль, по причине острой необходимости реконструкции устаревших предприятий, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Лизинг обеспечит тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на производство конкурентоспособной продукции.

Еще одной важной причиной является более низкая стоимость  западного капитала. Если в России процентные ставки на займы в твердой  валюте обычно превышают 15-20%, то стоимость  привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, предполагающей передачу российскому  лизингополучателю необходимого оборудования, может обойтись, как показывает практика, в 6-10%. Именно это обстоятельство по-видимому активно используют крупные российские лизинговые компании («РГ-лизинг», «Евролизинг», «Рус-ЛизингСвязь», «Интеррослизинг» и др.), доля которых в ежегодных статистических показателях об объемах лизинговых контрактов представляется преобладающей. Об этом и о проблемах развития лизинга в России более подробно излагается в третьей главе данной работы.

 

3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В  РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 

 

3.1. Становление лизинга  в России. Нормативное регулирование  лизинга в РФ.

 

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в  международной торговле. Однако и  раньше напрокат сдавались  легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми  организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся  Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем.  В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

На условиях “бербоут - чартер” Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет.

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных  перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Вместе с тем в международных  операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов  развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что  у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная  с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний  рынок, у многих из них появился собственный  источник валютных поступлений. Кроме  того, в отдельных случаях допускалось  использование иностранных станков  и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back).

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном  рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.

В книге Тома Кларка «Финансовый  лизинг», вышедшей в Лондоне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального банка СССР, указывается, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей  стране составляли 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.

В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная  лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение «РОССИЯ» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг».

В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг». В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг», а в Пензе — компания «Лизинком».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”.

В октябре 1994 г. учреждается  Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка. Основными направлениями ее деятельности являются:

• содействие развитию рынка  лизинговых услуг в России;

• координация деятельности членов Ассоциации, объединение их сил и средств для осуществления  совместных взаимовыгодных проектов и  операций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

• разработка совместно  с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России;

• участие в развитии и совершенствовании законодательной  и нормативной базы лизинговой деятельности в России;

• представление интересов  и защита прав членов Ассоциации в  государственных и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;

• участие в работе международных  лизинговых организаций.

При создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. По материалам «Евролиза», корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24, хотя на 1 января 1997 г. в составе «Рослизинга» было 32 компании (возможно, не все из них успели заключить лизинговые контракты). К июню 1998 г. в ассоциацию «Рослизинг» входило 56 компаний. Правда, лишь 29 из них относились к активно работающим, т. е. участвующим в формировании статистической информации о результатах своей лизинговой деятельности. Некоторые компании только собирались заняться лизинговой деятельностью, а некоторые занимаются не лизингом, а страхованием.

Информация о работе Мировой опыт в сфере лизинга, пути перенесения его на российскую почву