Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:44, магистерская работа
С тех пор как макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась инфляция год от года стабильно падает, однако ни разу не достигла значения, заявленного в начале года в качестве целевого. В данном случае озвученная чиновниками цель по инфляции не является таргетом, так как ЦБ не проводит политику таргетирования. Возможно, отсутствие таргета по инфляции и не достижение этим показателем своих запланированных значений связано с тем, что на темп роста цен влияют сразу несколько государственных ведомств: ЦБ и Минфин, однако ни одно из них
Факультет экономики
Макроэкономика и макроэкономическая политика
(Специализация
или магистерская программа)
Макроэкономика
Микроэкономическое обоснование взаимодействия фискальной и монетарной политики
Выполнила
Студент группы № _71-МаиМП
Ильина
Т.М.
Научный
руководитель Любимов Л. Л.
Консультант
Дементьев
А. В.
Москва 2006
С тех пор как макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась инфляция год от года стабильно падает, однако ни разу не достигла значения, заявленного в начале года в качестве целевого. В данном случае озвученная чиновниками цель по инфляции не является таргетом, так как ЦБ не проводит политику таргетирования. Возможно, отсутствие таргета по инфляции и не достижение этим показателем своих запланированных значений связано с тем, что на темп роста цен влияют сразу несколько государственных ведомств: ЦБ и Минфин, однако ни одно из них
1) не контролирует полностью этот показатель
2) не несет ответственности за его изменения
Попробуем разобраться, каким образом ЦБ и Минфин влияют на инфляцию. ЦБ воздействует на инфляцию посредством денежной массы, которая также является инструментом регулирования номинального обменного курса. Стабильность обменного курса в России обеспечивается интервенциями ЦБ на валютный рынок: ЦБ скупает валюту и выбрасывает рубли. Спрос на рубли определяется притоком иностранной валюты, которая поступает от продажи нефти и других экспортируемых продуктов, а также по каналу капитальных операций. Спрос на отечественную валюту не контролируется ЦБ, который удовлетворяет любой спрос, чтобы не допустить укрепление курса. Таким образом, предложение денег определяется внутри экономики, то есть является эндогенным, и не управляется ЦБ. Помимо конвертации ЦБ совершает также стерилизацию денежной массы посредством регулирования процентных ставок, операций на межбанковском рынке. Например, из-за высокого притока капитала за 2006г.: 41 млрд долл., и за 2007г., прогноз составляет 30 млрд долл., ЦБ повысил ставку по недельным депозитам до 3%, а с первого июля 2007г. ставка фонда обязательного резервирования будет повышена до 4,5%.
ЦБ – единственное учреждение, которое контролирует обменный курс, и, следовательно, несет ответственность за этот показатель. Касательно инфляции ЦБ обладает лишь частью инструментов воздействия на инфляцию. Вследствие этого ЦБ лишь частично несет ответственность за отклонение инфляции от намеченной цели и, возможно, поэтому не использует в полную силу возможности своих инструментов и сотрудников для снижения темпа роста цен.
Минфин также как и ЦБ обладает своими инструментами воздействия на инфляцию. Минфин влияет на инфляцию посредством регулирования цены отсечения нефти. Сумма налогов, собранных с доходов от продажи нефти по цене выше, чем цена отсечения, направляются в стабилизационный фонд и, таким образом, стерилизуются. Однако, чем выше ниже цена отсечения, тем меньше денег останется в бюджете. Минфин полностью отвечает за бюджетные траты, в то время как за инфляцию его ответственность лишь частична. Такая асимметрия ответственности относительно двух видов деятельности может привести к тому, что Минфин не достаточно заботиться об инфляции в пользу расширения бюджетных средств.
Таким образом, ЦБ и Минфин оба влияют на инфляцию и разделяют ответственность за изменения этого показателя, к тому же каждый из них помимо инфляции заботится о деле, за которое они полностью отвечают : Минфин о бюджете, ЦБ – об обменном курсе. Возникшее распределение ответственности: единоличная ответственность за бюджет, курс и смешанная ответственность за инфляцию может повлечь за собой соответствующее распределение внимание ведомств относительно инфляции, обменного курса и бюджета: чиновники прежде всего будут работать над подотчетным им показателем и во вторую очередь займутся инфляцией. Остаточный принцип распределения внимания на инфляцию может быть причиной избыточного, по отношению к поставленной цели, роста этого показателя.
Обычно проблема взаимосвязи инфляции, сбалансированного бюджета, обменного курса решается на макроуровне, не принимая в расчет взаимодействия агентов, которые реально управляют этими показателями. В данной работе подойдем к проблеме взаимодействия экономических показателей с другой стороны. Предположим, что причина не достижения инфляцией своего запланированного значения заключается именно в плохой контрактации чиновников ЦБ, Минфина, которые занимаются инфляцией. В данной работе попробуем рассмотреть проблему недостаточного снижения инфляции с позиций микроэкономической теории.
С точки зрения теории контрактов во взаимодействии ЦБ, Минфина и общества
можно выделить следующие проблемы:
(
Мы будем рассматривать
ЦБ занимается регулированием инфляции и обменного курса. Две эти деятельности разнонаправлены. Чем выше запланированный показатель номинального курса (количество рублей за доллар), тем больше ЦБ придется выбросить рублей взамен иностранной валюты при фиксированном потоке валюты, тем сложнее ему будет стерилизовать денежную массу. У Минфина похожий конфликт: чем ниже он назначит цену отсечения нефти, тем меньше денег останется в бюджете. ЦБ и Минфину приходится выбирать оптимальный уровень достижения противодействующих целей. Общество также сталкивается с проблемой контроля показателя инфляции: ни ЦБ, ни Минфин полностью не несут ответственности за отклонение инфляции от своего запланированного значения, однако оба эти учреждения воздействуют на этот показатель. Общество, не может поручить заниматься инфляцией какому-либо одному ведомству, так как ЦБ и Минфин воздействуют на инфляцию с помощью разных инструментов. ЦБ регулирует инфляцию с помощью стерилизации через процентные ставки и операции на межбанковском рынке, Минфин воздействует на инфляцию посредством стерилизации через стабфонд.
Переведем вышеупомянутые проблемы из макро в микро плоскость.
Микроэкономическое объяснение нашей макро проблемы основывается на понятиях: принципал, агенты, усилие, трансферт, выпуск, которых нет в макро, поэтому интерпретируем эти понятия.
В рамках обсуждаемой проблемы общество является принципалом, далее принципал и общество синонимы. ЦБ и Минфин –агенты, которые работают на общество и выполняют задания за вознаграждение - трансферты. ЦБ и Минфин представляют собой агрегированных агентов, которые состоят из всех сотрудников соответствующих учреждений. Трансферт представляет собой стимуляцию агентов к выполнению заданий.
Общество дает агентам задания по реализации выпусков. Выпусками являются инфляция, обменный курс, бюджетные расходы.
Так как в нашей работе стоит цель создать контракт для снижения инфляции, она измеряется как отклонение от запланированной цели: π*.
Чем больше (π* -π), тем обществу, то есть принципалу, лучше, то есть не существует ограничения на дезинфляцию.
Касательно обменного курса ЦБ придерживается политики стабилизации, поэтому в нашей модели обменный курс представлен отклонением от запланированного значения в квадрате с отрицательным знаком: -(е-е*)2. Чем больше -(е-е*)2, тем выше полезность принципала.
Бюджетные расходы: g - измеряются линейно. Чем больше g, м больше полезность общества. Показатель выпуска может быть детерминированным или случайным. Детерминированный выпуск означает, что он полностью определяется усилиями агентов. Случайный выпуск помимо усилий агентов учитывает также случайную переменную, которая не контролируется принципалом и не известна ему. Эта случайная переменная включает в себя все поведение экономики, которое влияет на выпуск, например на инфляцию, однако не подвластна принципалу.
Работа агрегированного агента ЦБ, далее просто ЦБ, представляет собой усилия всех работников ЦБ по выполнению их работы.
ЦБ тратит свои усилия на два направления: 1) на стабилизацию номинального обменного курса 2) снижение инфляции. ЦБ скупает приток валюты и тем самым удерживает укрепление номинального курса. Доллары поступают в страну и тут же изымаются из оборота, поступая в резервы. Однако взамен печатаются рубли, которые стимулируют инфляцию, и, в конечном счете, повышают реальный обменный курс. ЦБ воздействует на инфляцию посредством стерилизации денежного предложения. Основным инструментом абсорбирования ликвидности по-прежнему остаются депозитные операции, мало приспособленные к решению проблемы стерилизации на сколько-нибудь длительном отрезке времени. Также помимо депозитных процентных ставок усилия ЦБ по снижению инфляции включают 1)усовершенствования инструментов стерилизации: расширение рынка ОБР (облигаций Банка России) 2) улучшение работы механизма процентных ставок, например ставки рефинансирования, повышение контроля над банковской системой. Чем сильнее ЦБ старается избежать укрепления курса, тем больше валюты ЦБ придется скупать, тем сложнее ЦБ будет стерилизовать большой поток рублей с помощью своих, не очень развитых инструментов, чтобы не отклоняться от намеченной цели по инфляции. Таким образом, усилия ЦБ, направленные на снижение инфляции и укрепление номинального обменного курса связаны: чем больше ЦБ прилагает усилий, чтобы не допустить укрепление курса, тем труднее ЦБ справиться с инфляцией и тем более усердно ему приходится работать над стерилизацией и контролем банков. Трансферт ЦБ отрицательно зависит от показателя инфляции и от отклонения от цели по обменному курсу, поэтому ЦБ приходится балансировать между этими двумя заданиями. В терминах микроэкономики инфляция и обменный курс являются заданиями субститутами для ЦБ.
Работа агрегированного агента Минфин, далее просто Минфин, представляет собой усилия всех работников Минфина по выполнению их работы.
Минфин тратит свои усилия на два направления: на планирование и реализацию бюджетных расходов и на фискальную стерилизацию. Фискальная стерилизация это направление в Стабфонд средств от собранных налогов с доходов от продажи нефти по цене выше, чем цена отсечения. Чем ниже цена отсечения, тем больше ликвидности будет стерилизовано в Стабфонде, тем ниже будет инфляция. Усилия по фискальной стерилизации, помимо обычной работы сотрудников Минфина, включают в себя затраты на лоббирование как можно более низкой цены отсечения. Усилия по бюджету представляют собой усилия всех сотрудников министерства по разработке оптимальной для общества структуры бюджетных расходов при условии, что средства ограничены. Чем больше средств отправляются в Стабфонд, тем меньше остается в текущем бюджете, тем сложнее будет министерству спланировать государственные расходы в рамках бюджета. Таким образом, усилия, направленные на разные задания связаны: чем больше Минфин заботится об инфляции, тем тяжелее ему выполнять бюджетную функцию, и чем ниже инфляция, тем меньше госрасходы. Трансферт Минфину положительно зависит от величины бюджетных трат и отрицательно от инфляции. В этом случае, чтобы максимизировать свою полезность, Минфину приходится оптимизировать распределение усилий между инфляцией и бюджетом. Как и у ЦБ задания Минфина являются субситутами.
Принципал предлагает ЦБ и Минфину контракт. Трансферт агентам включает в себя не только денежное вознаграждение главам этих учреждений и их сотрудникам, но и вероятность быть уволенным в следующем периоде, и другие возможные стимулы для ЦБ и Минфина.
Трансферт ЦБ за его работу по регулированию обменного курса зависит только от его собственных усилий, так как только он воздействует на этот показатель. Похожим образом, оплата Минфина за его действия во разработке и реализации бюджета зависит только от его усилий, в силу того что Минфин единолично управляет бюджетом. Инфляция регулируется и ЦБ и Минфином, причем вклады каждого в конечную величину инфляции не наблюдаемы обществом, поэтому трансферт по этому показателю зависит от показателя инфляции, а не от усилий каждого агента.
Определив макроэкономическую реальность в рамках выбранной нами микроэкономической теории, сформулируем проблему в новых терминах.
Информация о работе Микроэкономическое обоснование взаимодействия фискальной и монетарной политики