Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Актуальность темы. Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..6
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………….7
1.1Результаты налогообложения для продавцов и покупателей……………………9
1.2 Издержки налогообложения……………………………………………………...15
2 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ.……………………………………………………………..32
2.1 Проблема распределения налогового бремени………………………………….33
2.2 Перемещение налогового бремени………………………………………………35
2.3 Избыточное налоговое бремя……………………………………………….........43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…53
В частности, при высокой
эластичности спроса покупатели сокращают
покупки налогооблагаемого
Таким образом, последствия налогообложения, как правило, не сводятся к одной только реализации налоговых обязательств, поступающих в доход государства. За возможность сместить налоговое бремя на контрагентов приходится в большинстве случаев платить отказом от той структуры потребления или производства, которая была бы наиболее желательной при отсутствии налога. Это позволяет предотвратить денежный ущерб, но несомненно само по себе является потерей полезности. [2]
Общее налоговое бремя оценивается и распределяется по элементам валовой добавленной стоимости (валовая прибыль, оплата труда, другие доходы, амортизация), по сферам, отраслям и отдельным группам налогоплательщиков на основе определенных принципов. [2]
2.1 Проблема распределения налогового бремени.
Основные дискуссии по налоговой политике ведутся вокруг вопроса о ее справедливости по отношению к богатым людям. Объективные критерии оценки шкалы подоходного налога отсутствуют. Давайте рассмотрим налоговые платежи семей с различными доходами в действующей в США налоговой системе. [1]
В Таблице 2 показано распределение федеральных налогов по группам семей с разным уровнем доходов. В таблице 2 налогоплательщики распределены в соответствии с получаемым доходом и разбиты на пять групп одинакового размера (квантилей). Во втором столбце таблицы показан средний доход каждой группы. Средний доход беднейшей группы населения составил $ 7386; средний доход наиболее обеспеченной части населения - $ 99 197. [1]
В третьем и четвертом столбцах сравнивается распределение дохода и распределение налогов по группам. Самая бедная группа получает 3,7 % всего дохода населения и платит 1,4% налогов. Наиболее обеспеченная получает 51,4% всех доходов и платит 58,2 % всех налогов.[1]
В следующем столбце таблицы показана общая сумма налогов в процентном отношении к доходу. Очевидно, что американская федеральная налоговая система является прогрессивной. Самые бедные семьи платили в виде налогов 8,9 % доходов, а самые богатые - 25,5 %. [1]
Суммы уплаченных налогов искажают картину распределения налогового бремени, так как они не включают в себя правительственные трансферты, получаемые семьями. В последнем столбце таблице 2 представлены налоги за вычетом трансфертов в процентном выражении от суммы дохода. Трансферты поступают в соответствии с различными программами, такими как социальное страхование и пособия. [1]
Включение в анализ трансфертов приводит к существенному изменению нашего отношения к распределению налогового бремени. В таблице показано, что самая богатая группа семей направляет на счета правительства около 25 % доходов, даже после вычета трансфертов. Напротив, получаемые беднейшими группами поступления превышают уплаченные ими налоги. Представители беднейшей группы получают прямую дотацию. Ее доход без учета налогов и трансфертов на 29,8 % меньше ее реальных денежных поступлений. Таким образом, оценка государственной налоговой политики предполагает учет не только сумм, выплачиваемых в форме налогов, но и получаемых различными группами населения трансфертов. [1]
Горизонтальное равенство. Если налоги взимаются на основе способности заплатить их, налогоплательщики с равными доходами должны отдавать правительству одинаковые суммы налогов. Но как определяется равенство доходов индивидов, ведь одинаковых семей не существует? Чтобы оценить справедливость налогового кодекса по горизонтали, необходимо определить значимые для способности заплатить налог различия семей. [1]
Предположим, что семьи
Смитов и Джонсов получают доход
в размере $ 50 тыс. У Смитов нет
детей, но глава семьи болеет, расходы
пары на медицинское обслуживание составляют
$ 20 тыс. У Джонсов хорошее здоровье,
но у них четверо детей. Двое из
детей Джонсов учатся в колледже,
плата за обучение - $ 30 тыс. Насколько
справедливо требование об уплате ими
одинакового подоходного
На эти вопросы не существует простых ответов. На практике подоходный налог в США уплачивается в соответствии со специальными постановлениями, которые изменяют его ставку в зависимости от определенных обстоятельств.
Группа |
Средний размер дохода в $ |
Доля в доходах всего населения в % |
Доля в налогах всего населения в % |
Доля налогов в доходе
в % |
Налоги за вычетом от дохода |
Низшая |
7386 |
3,7 |
1,4 |
8,9 |
-29,8 |
Вторая |
18380 |
9,2 |
6,4 |
15,8 |
-2,1 |
Средняя |
29849 |
14,5 |
12,5 |
19,5 |
9,5 |
Четвертая |
43363 |
21,7 |
21,2 |
22,1 |
16,2 |
Высшая |
99197 |
51,4 |
58,2 |
25,5 |
23,1 |
Таблица 2 – Бремя федеральных налогов
2.2 Перемещение налогового бремени
Сфера действия налога.
Налоговые обязательства, возлагаемые
на плательщика, далеко не всегда идентичны
реальному налоговому бремени, которое
он вынужден нести. Причина в том,
что налог модифицирует экономическое
поведение индивидов и
Так, если продавцы товара сталкиваются с обязательством уплачивать акциз, это сказывается на их функциях издержек, а следовательно, и на предложении данного товара. В результате для покупателей может возникнуть существенно новая рыночная ситуация, хотя с точки зрения формальных обязательств, которые устанавливаются законом, покупателей данный налог не касается. При известных обстоятельствах подобный налог способен повлиять на экономическое положение покупателей даже в большей степени, чем на положение продавцов, несмотря на то, что платят его последние. [2]
Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, то есть тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия налога. По ухудшением положения понимается снижение значения функции индивидуальной полезности. Отговорка относительно прочих равных условий важна поскольку в стороне остаются вопросы о том, для чего предназначены суммы, собираемые с помощью налога, и как они используются. Не исключено, например, что лицо, на которое легла значительная часть налогового бремени, в конечном итоге выиграло в связи с тем, что за счет налога произведены некие значимые для этого лица общественные налогообложении как таковом, мы отвлекаемся от распределительных последствий расходования общественных средств, равно как и от его эффективности. К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников. [2]
Постановка вопроса о том, на кого налоговое бремя ложится, в конечном счете, предполагает поведение анализа преимущественно в контексте общего равновесия. Однако, как будет показано далее, это связано с весьма значительными сложностями. Вместе с тем понимание ситуации с позиций общего равновесия вряд ли возможно без предварительного анализа точки зрения частичного равновесия, когда внимание фокусируется на конкретном рынке. [2]
Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств(кругом плательщиков) и экономической сфера действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Налогоплательщик в отличие от государства не вправе принудить других лиц разделить свои обязательства, но он волен менять совокупность добровольных соглашений (сделок), в которые вступает. Делая это, он, естественно, руководствуется, собственными интересами. Если вследствие налогообложения какие-либо сделки становятся для него невыгодными и он в состоянии от них отказываться, такие сделки остаются незаключенными. В результате проигрывают потенциальные партнеры, интересам которых, в принципе, отвечали за эти сделки.[2]
Налогоплательщик, отказываясь от действий, которые повлекли бы принятие налогового бремени, в той или иной степени избегает ухудшения своего положения и в тоже время косвенно ухудшает положение тех, для кого эти действия представляли бы интерес. Например, производители подакцизного товара могут счесть выгодным для себя сократить объем его продаж, что невыгодно лицам, заинтересованным в приобретении данного товара. Сокращение уменьшает налоговое бремя для производителей, но обусловливает вовлечение потребителей в сферу действия акциза, таким образом, перемещение налогового бремени на сознательный волевой акт отдельного лица, а результат изменения рыночных условий. [2]
Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельность другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие. Отсюда связь перемещение налогового бремени на конкретном рынке с эластичностями спроса и предложения , известная читателю из курса микроэкономики. [2]
Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если он под воздействием налога сокращает покупки, налоговое бремя перемещается назад, то есть на его рыночных партнеров-продавцов. Если сокращение касается продаж, то бремя перемещается вперед рыночных партнеров-покупателей.[2]
Часто и то и другое происходит одновременно. Например, после введения акциза производители подакцизного товара, вполне вероятно, уменьшит его предложение, и сократят спрос на специализированный труд, используемый при изготовлении данного товара. Первое непосредственно повлечет повышение цены на товар, то есть перемещение налогового бремени вперед, на покупателей, а второе – снижение заработной платы, то есть перемещение налогового бремени назад, на поставщиков ресурсов, в данном случае труда. Какой из этих процессов окажется преобладающим, зависит от конкретных характеристик рынков труда и подакцизного товара. [2]
Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с введением или отменой налога либо с изменением его ставки важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий. При этом необходимо сознавать, что информация о налоговых обязательствах, которую можно подчерпнуть анализируя законодательство, в большинстве случаев явно недостаточно. Требуется анализировать рынки. [2]
Перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в конечном итого – относительные уровни благосостояния различных социальных слоев, отраслевых и региональных общностей и даже поколений. В самом деле, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности. [2]
Перемещение налога на конкурентном рынке товара.
Коротко напомним, как происходит перемещение бремени акциза на конкурентном рынке. Пусть некий товар, кривые спроса (D) и предложения(S) которого представлены на Рисунке 3.1, обложен налогом в размере t руб. на единицу продаж. [2]
Если налоговое обязательство возложено на продавцов, ему соответствует перемещении линии S вверх на расcтаяние t в положение S’; если обязательство несут покупатели, этому соответствует перемещение лини D вниз на ту же величину в положении D’. Под воздействием налога в исходное равновесие E0 и цена Р0 заменяются новыми. Когда налог платят продавцы, равновесие Е1D достигается в точке пересечения линий S’ и D. Ему соответствует «цена покупателей» РD, определяющая их реальные расходы, а следовательно, покрывающая t наряду с издержками продавцов. Когда налогом непосредственно облагаются покупатели, они платят на рынке лишь «цену продавцов» РS , которая не включает t,а равновесие достигается в точке E1S, в которой пересекаются S и D’. Однако налог государству покупатели платят отдельно, так что фактически единица товара обходится им PS+t. [2]
Информация о работе Микроэкономические основы налогообложения