Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Актуальность темы. Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..6
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………….7
1.1Результаты налогообложения для продавцов и покупателей……………………9
1.2 Издержки налогообложения……………………………………………………...15
2 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ.……………………………………………………………..32
2.1 Проблема распределения налогового бремени………………………………….33
2.2 Перемещение налогового бремени………………………………………………35
2.3 Избыточное налоговое бремя……………………………………………….........43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…53
АННОТАЦИЯ
И.О.Ф «Микроэкономические
основы налогообложения:
избыточное налоговое бремя» -
Челябинск: Юургу, ЭиУ-159, 53с., 14ил.,
2табл., библиогр.список – 4наим..
Курсовая работа выполнена с целью исследования избыточного налогового бремени.
В курсовой работе проанализирована зависимость избыточного налогового бремени от размеров налога, а также эластичностей спроса и предложения.
Изучены перемещение налогового бремени, определены факторы, влияющие на избыточное налоговое бремя, сфера действия налога, обоснованы издержки налогообложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
1.1Результаты налогообложения
для продавцов и покупателей………
1.2 Издержки налогообложения………………
2 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ.…………………………………………………………….
2.1 Проблема распределения
налогового бремени………………………………
2.2 Перемещение налогового бремени………………………………………………35
2.3 Избыточное налоговое
бремя……………………………………………….......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…53
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве. Так как налоговые реформы, в сущности, продолжаются, и по сей день, данная тема остаётся актуальной и сегодня, когда и сама экономика России начинает стабилизироваться.
Цель работы - дать определение, характеристику и изучить распределение избыточного налогового бремени.
Задачи работы:
ðОпределить функции и сущность налогов;
ðРассмотреть издержки налогообложения;
ðИзучить проблемы налогового бремени;
Объект работы - исследования распределения налогового бремени.
Результат работы рекомендуется использовать на предприятие или организации, характеризующее отношение к налогообложению.
1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одностороннего и без эквивалентного изъятия части доходов корпоративных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [3]
Налоги представляют собой
обязательные платежи в бюджет, взимаемые
государством на основе закона с юридических
и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и
Налоги - обязательные
и без эквивалентные платежи,
уплачиваемые
Все правительства – начиная от федерального правительства США в Вашингтоне правительств штатов и заканчивая местными администрациями в небольших городках используют налоги с пользой увеличить ресурсы, идущие на общественные цели. Налоги – это важнейший инструмент экономической политики, их влияние на вашу жизнь разнообразие неоднозначно. Представьте, что местная администрация решает провести ежегодный праздник мороженого – с парадом, салютами и речами городских чиновников. Чтобы получить средства для проведения мероприятия, она решила установить налог на продажу стаканчика мороженного в размере 0,50$. Объявление планов городской администрации «разбудило» две противостоящие группы. Национальная организация производителей мороженного утверждает, что ее члены борются за выживание в условиях острейшей конкуренции, а значит, новый налог должны платить покупатели мороженного. Американская ассоциация потребителей мороженного заявила, что покупатели и так едва сводят концы с концами, и она выступает за то, что налог должны платить продавцы мороженного. Мэр города, надеясь на достижение компромисса, предлагает, чтобы половина налога была оплачена продавцом, а другая покупателями. Чтобы проанализировать предложения сторон нам необходимо задать простой, но имеющий скрытый подтекст вопрос: когда правительство устанавливает налог на товар, кто несет основную тяжесть? Потребители, покупающие товар, производители продающие товар? Или если покупатели и продавцы платят налог совместно, что определяют пропорцию, в которой они разделяют его бремя. Имеет ли возможность местная администрация законодательно определить пропорции налогообложения как предлагает мэр или информируются под влияние других фундаментальных экономических сил? Экономисты, исследуя распределение налоговой нагрузки на различные группы населения и производителей, используют термин «распределение налогового бремени». [1]
Налоговое бремя - это та часть экономического бремени налога, которая принимает форму излишка потребителя и производителя, утрачиваемого из-за того, что налог сокращает равновесное количество спроса и предложения товаров и услуг. [4]
1.1 Результаты налогообложения для покупателей и продавцов.
Налогообложение покупателей и результаты функционирования рынка.
Сначала рассмотрим налоги,
взимаемые с покупателей
Новый налог воздействует на спрос мороженого. На кривую предложения он не влияет, так как при любой цене мороженного мотивы продавцов обеспечивающих рынок мороженым, не изменяется. А покупателям приходится отдавать налог правительству (а цену мороженого – продавцам) во всех случаях, когда он приобретает мороженое. Таким образом, новый налог приводит к сдвигу кривой спроса на мороженое. Определение направления сдвига не представляет затруднений. Так как налог на покупателей уменьшает привлекательность приобретения мороженного, потребителям требуется меньшее количество мороженного при каждой возможной цене. В результате кривая спроса сдвигается влево.[1]
В этом случае мы имеем возможность более точно определить сдвиг кривой. Так как налог в размере $0,50 взимается с покупателей, эффективная цена для покупателей теперь на $0,50 больше, чем рыночная цена. Например, если рыночная цена мороженого составляет $2,00, эффективная цена для покупателей составляет $2,50. Так как покупателей интересует общая стоимость мороженого, которого включает налог, они приобретают то количество мороженного на которое они рассчитывали при рыночной цена на $0,50 больше, чем в действительности. Другими словами чтобы спрос покупателей при каждой возможной цене не изменился, рыночная цена должна уменьшиться на $0,50, чтобы компенсировать влияние налога. Таким образом, налог сдвигает кривую спроса вниз из положения D1 в положение D2 точно на размер налога - $0,50.Рисунок 1.1 [1]
Чтобы проанализировать влияние налога, сравним первоначальное равновесие новым равновесием. Равновесная цена мороженого снижается с $3,00 до $2,80, равновесное количество сокращается с 100 до 90 пачек (Рисунок 1.1). Так как при новом равновесии продавцы продают меньшее количество стаканчиков, налог на мороженое сокращает размер рынка мороженного. [1]
Рисунок 1.1 – Налог на покупателей
Теперь давайте вернемся к вопросу о налогообложении: кто всё-таки платит налог? Хотя в форме налога перечисляются деньги, уплаченные покупателями, бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Так как рыночная цена падает от $3,00 до $2,80, продавцы получают за каждый стаканчик на $0,20 меньше, чем они получали в отсутствие налога. Таким образом, введение налога отрицательно сказывается на положении продавцов. Покупатели платят продавцам меньшую цену ($2,80) но эффективная цена включающая налог растет с $3,00 в отсутствие налога до $3,30 при введение налога ($2,80 + $0,50= $3,30). Таким образом, введение налога негативно сказывается и на положении покупателей. Отсюда следуют выводы: налоги замораживают деятельность рынка. Введение налога на товар ведет к тому, что количество проданных в условиях нового равновесия товаров сокращается. Налоговое бремя разделяют покупатели и продавцы. При новом равновесии покупатели платят за товар больше, а продавцы получают меньше. [1]
Налог, взимаемый с продавцом и результаты функционирования рынка.
Теперь рассмотрим налог, взимаемый с продавцов товара. Предположим, что местная администрация устанавливает налог в размере $0,50 за каждый проданный производителем стаканчик. Каковы последствия введения налога? В этом случаем налог, прежде всего, воздействует на предложение мороженного. Объем спроса на мороженое при каждой возможной цене остается неизменным, поэтому кривая спроса не изменяется. Налог на продавцов увеличивает издержки реализации мороженного, что приводит к сокращению предложения при каждой возможной цене. Кривая сдвигается влево. Мы имеем возможность точно определить положение кривой. При каждой рыночной цене мороженного эффективная цена мороженного – денежная сумма, которую получают производители после уплаты налога – на $0,50 меньше. Например, если рыночная цена стаканчика мороженного составляет $2, эффективная цена получаемая продавцами составляет $1,50. Какой бы ни была рыночная цена, продавцы будут поставлять мороженное, так как будто цена на $0,50ниже, чем она есть в действительности. Для того чтобы продавцы поставляли любое данное количество продуктов рыночная цена должна быть на $0,50 выше, чтобы компенсировать влияние налога. Таким образом, Рисунок 1.2, кривая предложения сдвигается вверх из положения S1 в положение S2 точно на размер налога ($0,50). [1]
Когда рынок движется из
положения первоначального
Рисунок 1.2 – Налог на продавцов
Сравнение Рисунка 1.1 и Рисунок 1.2 приводит к удивительному выводу: налоги с покупателей и продавцов эквиваленты. В обоих случаях налог «вклинивается» между ценой, которую платит покупатель, и ценой, которую получает продавец. Его размер в цене покупателя и в цене продавца одинаков, независимо от того взимается налог с покупателей или продавцов. В каждом случае налог изменяет относительное расположение кривых спроса и предложения, и при новом равновесии бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Единственное отличие в налогах на продавцов и покупателей заключается в том, кто производит отчисления правительству. [1]
Эквивалентность этих двух налогов, возможно, легче осознать, если мы, представим, что правительство собирает налог на мороженое в размере $0,50 в специальные чаши, установленные на прилавке в каждом магазине мороженого. Когда правительство облагает налогом покупателей, потребитель всякий раз, когда он приобретает стаканчик мороженого, кладет в чашу $0,50. Когда правительство обладает налогом производителей, операцию чаши берет на себя продавец. Попадают ли $0,50 в чащу прямо из кармана покупателя, или косвенно, из кармана покупателя в руки продавца, а затем в чашу, не имеет значения. Как только рынок достигает нового равновесия, покупатели и продавцы делят бремя налогов независимо от способа их взимания. [1]
Может ли Конгресс распределить бремя налога на заработную плату?
Если вы когда-нибудь получали заработную плату, вы вероятно, замечали, что на руки сумму после вычета из нее налогов. Один из налогов, которые платит каждый работающий американец, называется FICA(сокращение от Акта о федеральном страховом взносе). Федеральное правительство использует доход, полученный от налога FICA, для финансирования медицинского и социального страхования и программ предоставления медицинских услуг пожилым людям. FICA – образец налога на заработную плату. В 1995г. FICA на обычного рабочего составлял 15,3% заработной платы. [1]
Кто, как вы думаете, несет бремя налога на заработную плату - фирмы или работники? Когда конгресс принимал соответствующий закон, он попытался разделить налоговое бремя. Согласно законодательству, половина налога уплачивается из дохода фирмы, а половина вычитается из заработной платы работников. Сумма, которая вычитается из заработной платы, - вклад работника.
Однако наш анализ налогообложения показывает, что законодателям вряд ли удалось равномерно распределить налоговое бремя. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, давайте рассмотрим налог на заработную плату как налог на товар, где товаром является труд, а ценой – заработная плата. Основная характеристика налога на заработную плату заключается в его промежуточном положении между заработной платой, которую платят фирмы, и заработной платой, которую получают рабочие. В отсутствие налога на заработную плату сумма, получаемая рабочими, уменьшается, а сумма, которую платят фирмы, растет Рисунок 1.3. [1]
Информация о работе Микроэкономические основы налогообложения