Микроэкономические основы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..6
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………….7
1.1Результаты налогообложения для продавцов и покупателей……………………9
1.2 Издержки налогообложения……………………………………………………...15
2 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ.……………………………………………………………..32
2.1 Проблема распределения налогового бремени………………………………….33
2.2 Перемещение налогового бремени………………………………………………35
2.3 Избыточное налоговое бремя……………………………………………….........43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…53

Работа содержит 1 файл

микроэкономические основы налогообложения избыточное налоговое бремя..docx

— 1.29 Мб (Скачать)

Рисунок 2.4 – Безвозвратная  потеря

 

Детерминанты безвозвратной  торговли.

Что определяет величину безвозвратной  потери от введения налога? Ответ –  эластичности по цене спроса и предложения, детерминирующей размер изменения  предложенного и требуемого количества товара при изменении цены. Давайте  рассмотрим воздействие на величину безвозвратной потери эластичности предложения. На графиках (а) и (б) кривая спроса и размер налога неизменны Рисунок 2.5. Единственное различие графиков заключается в эластичности кривой предложения. На графике (а) кривая предложения относительно неэластична, предложенное количество товара при изменении цены изменяется незначительно. На графике (б) кривая предложения относительно эластична: предложенное количество товара при изменении цены существенно изменяется. Отметьте, что величина безвозвратной потери (площадь треугольника, расположенного между кривыми спроса и предложения) больше в случае в более эластичной кривой предложения. Аналогично, на графиках (в) и (г) показано, как влияет на величину безвозвратной потери эластичности спроса, при неизменности кривой предложения и размера налога на рисунке 2.5. На графике (в) кривая спроса относительно неэластична, а безвозвратная потеря невелика. На графике (г) кривая спроса более эластична, а безвозвратная потеря из-за введения налога больше. [1]

Введение налога приводит к безвозвратной потери, так как  под его воздействием изменяется поведение покупателей и поставщиков. Налог увеличивает цену, которую, платят покупатели, поэтому потребление  сокращается. В то же время цена, которую получают продавцы, уменьшается, поэтому сокращается и объем  производства. Изменения поведения  поставщиков и потребителей ведут  к сокращению размера рынка ниже оптимального уровня. Эластичность спроса и предложения определяет величину изменения реакции покупателей  и продавцов, вызванной изменениями  цены, и, следовательно, детерминирует  степень искажения налогом результатов  функционирования рынка. Таким образом, чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с налогообложением. [1]

Рисунок 2.5 – Искажения, вносимые налогами, и эластичность.

На графиках (а) и (б) кривая спроса и размер налога постоянны, изменяется эластичность предложения по цене. На графиках (в) и (г) кривая предложения  и размер налога не изменяются, варьируется  эластичность спроса по цене.

Безвозвратная потеря при  введении налогов на труд.

Основная роль в экономике  США принадлежит налогам на труд, к которым относятся и налог  социального страхования, и, в значительной степени, федеральный подоходный налог. Аналогичные налоги практикуют и  администрации многих штатов. Налог  на труд «вклинивается» между заработной платой, которую платят фирмы, и заработной платой, которую получают рабочие. Если мы суммируем все формы налогов на труд, предельная ставка налога на трудовой доход – налог на последнюю сумму заработка – для многих трудящихся составляет почти 50%. [1]

Насколько налоги на труд искажают результаты функционирования рынков труда? Экономисты расходятся во мнениях относительно значения безвозвратных потерь, что связано с различными точками зрения исследователей на эластичность предложения труда. Экономисты, утверждающие, что налоги на труд незначительно изменяют результат деятельности рынка, полагают, что предложение труда практически неэластично. Большинство людей, как они считают, работали бы полный день независимо от заработной платы. В этом случае кривая предложения труда почти вертикальна, а налог на труд приводит к несущественной безвозвратной потере. Экономисты, утверждающие, что налоги на труд значительно искажают результат деятельности рынка, полагают, что предложение труда более эластично. Они признают, что предложение труда некоторыми группами работников неэластично, но заявляют, что представители многих других профессиональных групп реагируют на стимулы. Вот некоторые примеры:

  • Многие работники могут изменить количество рабочих часов – например, работая сверхурочно. Чем выше заработная плата, тем больше часов они будут трудиться.
  • В некоторых семьях есть вторичные кормильцы – в частности, замужние женщины с детьми, которые могут выбирать, заниматься ли неоплачиваемой работой дома или выполнять оплачиваемую работу на рынке. Принимая решения о характере работы, вторичные кормильцы, сравнивают преимущества нахождения дома (включая сокращение издержек при самостоятельном уходе за детьми) с заработной платой, которую они могут получить.
  • Многие пожилые люди, имеющие право на пенсию, продолжают работу, и их решения частично базируются на размере заработной платы. Как только они выходят на пенсию, размер заработной платы определяет их стимулы к работе неполный рабочий день. [1]

Некоторые люди рассматривают  возможность занятости в незаконной экономической деятельности, такой  как торговля, наркотиками или  работа, которую они скрывают от фискальных органов, уклоняясь от налогов. Экономисты называют эту сферу теневой  экономикой. При занятии решения  о работе в теневой экономике  потенциальные нарушители законов  сравнивают величину легальных и  нелегальных рынков. В каждом из этих случаев изменения заработной платы (цены труда) воздействуют на предложения труда. Таким образом, налоги на заработную плату искажают решения, принимаемые работниками. Налоги на труд побуждают трудящихся к уменьшению рабочего дня, вторичные кормильцы остаются дома, пожилые люди рано уходят на пенсию, а беспринципные – в теневую экономику. [1]

Генри Джордж и налог на землю.

Генри Джордж – американский экономист и обществовед XIXв. В своей книге «Прогресс и бедность» (1879) Г. Джордж  призывал правительство к введению налога на землю, который он оценивал как средство повышения эффективности и достижения равенства членов общества. Идеи Г. Джорджа пользовались значительной поддержкой, но он проиграл на выборах мэра города Нью-Йорка в 1886г.  Предложение Г. Джорджа о введении единого налога на собственников земельных участков было вызвано заботой о распределении экономических благ. Он порицал «шокирующее различие между чудовищным богатством и унижающей нуждой» и считал, что землевладельцы извлекают большую, чем они заслуживают выгоду из экономического роста. [1]

Доводы Г. Джорджа в  защиту налога на землю будут понятны, если мы используем инструменты современной  экономической теории. Сначала рассмотрим спрос и предложение на рынке аренды земли. Так как иммиграция приводит к увеличению населения, а технологический прогресс – к росту доходов, со временем спрос на землю повышается. Поскольку количество земли постоянно, а предложение сдающихся в аренду участков совершенно неэластично. Быстрый рост спроса и неэластичность предложения приводят к значительному увеличению равновесной ренты на землю, а значит, экономический рост делает землевладельцев земли еще богаче.[1]

Рассмотрим ситуацию  введения налога на землю. Большую часть  налогового бремени несет обладающая меньшей эластичностью сторона  рынка. Налог на землю доводит  этот принцип до крайности. Поставщики земли – землевладельцы, - стремясь максимизировать доходы, не имеют  альтернативы предложению всей своей  земли на рынке. Таким образом, эластичность предложения равна нулю, а налоговое бремя ложится исключительно на землевладельцев. А как обстоят дела с эффективностью? Безвозвратная потеря от введения налога зависит от эластичности спроса и предложения. Налог на землю – не изменяет рыночное распределение. Таким образом, говорить о безвозвратной потере нет оснований, а налоговое поступления правительство в точности равны потерям землевладельцев. [1]

В теории налогообложение  земли может показаться привлекательным, но его практическое преимущества далеко не очевидны. Для того чтобы избежать искажения налогом на землю экономических  стимулов, он должен применяться к  землям, «незнакомым» с человеческим трудом, поскольку очень часто  ценность земли обусловливается  проведением работ по очистке  ее от деревьев, прокладке канализации  или строительству дорог. Если вы хотите убедиться в важности работ по улучшению земли, сравните стоимость 1га земли в Лас-Вегасе и 1га в Долине смерти. необработанные земли в обоих случаях ничем не отличаются: и тот и другой участки находятся в пустыне, однако земля в Лас-Вегасе обладает гораздо большей ценностью в связи с улучшениями, проведенными на этом участке и в прилегающих окрестностях. [1]

В отличие от необработанной земли эластичность предложения  улучшенной земли больше 1. Если налогом  облагается улучшенная земля, искажаются стимулы. Реакция землевладельцев  на введение налога выразится в сокращение ресурсов, направляемых на улучшение  земель. Предложение Г. Джорджа о  введение единого налога на землю  не пользуется поддержкой современных  экономистов. Проблема не только в налогообложении  улучшенной земли. Такой налог не способен обеспечить государство достаточными для содержания армии чиновников средствами. Впрочем, многие из доводов Г. Джорджа сохраняют актуальность. Вот как оценивает их выдающийся современный экономист Милтон Фридмен: « По моему мнению, наименее худшим налогом является на собственность, взимаемый с необработанной земли, о чем много-много лет назад говорил Генри Джордж». [1]

Безвозвратная потеря и налоговые  поступления при изменении налогов

Уровень налогообложения  достаточно часто изменяется. Политики на местном федеральном уровне или  уровне штата постоянно рассматривают  возможность увеличения одного налога или снижения ставки другого. Мы рассмотрим, что происходит с безвозвратной  потерей и налоговыми поступлениями  при изменении размера налогов. На Рисунке 2.6 представлено воздействие на величину безвозвратной потери небольшого, среднего и крупного по размеру налога (кривые предложения и спроса неизменны). Безвозвратная потеря – сокращение общего излишка потребителей и производителей под действием налога, уменьшающего размеры рынка до уровня ниже оптимального, - равна площади треугольника, расположенного между кривыми спроса и предложения. Для небольшого налога на графике (а) площадь треугольника, отражающего безвозвратную потерю, достаточно мала. Но по мере того как налог увеличивается (графики (б) и (в)), безвозвратная потеря становится больше и больше. [1]

В самом деле, величина безвозвратной  потери увеличивается быстрее, чем  размер налога. Причина заключается  в том, что безвозвратная потеря выражается площадью треугольника, которая зависит от размеров его основания и высоты. Если мы удваиваем размер налога, в два раза возрастают основание и высота треугольника, а безвозвратная потеря увеличивается в четвертой степени. Если мы утроим размер налога, основание и высота треугольника возрастут в три раза, а безвозвратная потеря увеличится в девятой степени. Налоговые поступления правительства исчисляются как произведение размера налога и количество проданного товара. Как показано на Рисунке. 2.6, налоговые поступления равны площади четырехугольника, расположенного между кривыми спроса и предложения. При небольшом налоге (график (а)) налоговые поступления невелики. По мере увеличения размера налога (график (б)) растут и налоговые поступления. Но по мере того как размер налога еще больше увеличивается (график (в)), налоговые поступления сокращаются, так как высокий налог существенно сокращает размер рынка. При очень большом налоге поступления прекращаются, так как рынок покидает последние задержавшиеся на нем участники.[1]

Рисунок 2.6 – Воздействие  размера налога на величину безвозвратной  потери и налоговых поступлений.

Полученные нами результаты обобщены на Рисунке 2.7. На графике (а) мы видим, что по мере увеличение налога безвозвратная потеря быстро увеличивается.  Напротив, на графике (б)  показано, что первоначально при увеличении налога налоговые поступления растут; но затем, по мере его роста, размеры рынка уменьшаются настолько, что налоговые поступления начинают сокращаться. [1]

Рисунок 2.7 -  Как изменяются безвозвозвратная потеря и налоговые  поступления  при изменении размера  налога.

 

 

Выводы по разделу один.

Налоги замораживают деятельность рынка. Введение налога на товар ведет  к тому, что количество проданных  в условиях нового равновесия товаров сокращается. Налог на товар вклинивается между ценой которую платят покупателя и ценой которую получают продавцы. Когда рынок движется к новому равновесию, покупатели платят за товар большую цену, а продавцы получают меньшую. В этом смысле покупатели и продавцы разделяют налоговое бремя. Распределение налогового бремени не зависит, взимается ли налог с покупателей или продавцов. Распределение налогового бремени не зависит от эластичности спроса и предложения. Налоговое бремя разделяют покупатели и продавцы. При новом равновесии покупатели платят за товар больше, а продавцы получают меньше.

Налог на товар уменьшает благосостояние покупателей и продавцов товара, а величина сокращения  потребительского излишка и излишка производителей обычно превышает налоговые поступления. Уменьшение общего излишка – суммы излишков потребителей  и производителей  и налоговых поступлений – называется безвозвратной потери в результате введения налога. Налоги приводят к безвозвратной потере, так как покупатели сокращают потребление, а продавцы производство. Изменение поведения субъектов рынка ведет к сокращению размера рынка до уровня ниже оптимального, максимизирующего общий излишек. Реакцию субъектов рынка на изменение внешних условий детерминирует эластичность спроса и предложения. Большая эластичность приводит к высоким безвозвратным потерям. Рост налогов приводит все к большему искажению стимулов и увеличению безвозвратным потерям. Первоначально увеличению налога ведет к росту налоговых поступлений. Однако в итоге чрезмерные налоги сокращают налоговые поступления, так как размеры значительно уменьшаются.

 

2 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ.

Налогоплательщики реагируют  на введение или повышение налога двояким образом. Они, с одной  стороны, минимизируют свои налоговые  обязательства, соответствующим образом  изменяя структуру и интенсивность  продаж, покупок и производства, а с другой - стараются по мере возможности переместить налоговое  бремя на контрагентов. Оба пути имеют в своей основе нечто  общее, а именно замещение налогооблагаемых видов деятельности, продуктов или  ресурсов иными, менее подверженными  налогообложению. Если оставить в стороне  случаи абсолютно неэластичного  спроса или предложения, то речь, по сути, идет об одной и той же реакции, только рассматриваемой с разных сторон. [2]

Информация о работе Микроэкономические основы налогообложения