Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5

1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5

1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7

1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8


Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12

2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12

2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14

2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18


Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28

3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28

3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29

3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31


Заключение………………………………………………………….……………35

Список использованной литературы………………………………..………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 139.19 Кб (Скачать)

     Существенное  влияние на формирование доходов  населения оказывают выплаты  по программам государственной помощи, за счёт этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).

     Денежные  доходы населения, получаемые через  финансово–кредитную систему, представляются в виде:

  1. выплат по государственному страхованию;
  2. банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодыми семьями и т.д.;
  3. процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
  4. доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
  5. выигрышей по лотереям;
  6. временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
  7. выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

     Однако  при общих принципах формирования доходов «заработанных» и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни различных слоёв и групп населения.

     Социальная  политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма  тонким инструментом, с одной стороны, она  призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряжённости, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства  и высокоэффективного труда по найму[15].

     3.2 Политика регулирования доходов

     Неравенство в распределении доходов существует и в нашей стране, поэтому разрешение такой острой социальной проблемы как  бедность есть одно из направлений  деятельности государства и связано  с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности.

     Необходимо  также отметить, что различия в  уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к  внутренним свойствам труда и  его качества у самого работника. Прежде всего, к таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д.

     Основополагающая  целевая функция перераспределения  национального дохода государства  состоит в том, чтобы уменьшить  эти различия и обеспечить более  благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов. Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

     Одна  часть средств таких программ формируется через государственный  бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счёт прибыли на самих предприятиях и фондах.

     Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностным установками, сложившимися в обществе.

     Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трём направлениям.

     Первое  направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости  от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворённых потребностей.

     Второе  направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют  связи с трудом данного работника, а в расчёт берётся размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

     Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая  в форме льгот и услуг, поступает  населению непосредственно в  натуральной форме через соответствующие  учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств  формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по её усмотрению. Такие доходы распределяются без учёта меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями на данный конкретный исторический момент.

     Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в  уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

     Чрезмерно активное вмешательство государства  в перераспределительные  процессы, выравнивание доходов ведёт к  снижению деловой  активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании  доходов населения ведёт к  росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

     Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов  определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого  из них, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны.

     Нельзя  забывать, что неравенство в доходах  в значительной степени порождено  объективным действием рыночного  ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов  означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм[15].

3.3 Государственное  регулирование внешнеэкономической деятельности

     Внешнеэкономическая политика-это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит  значительная роль в обеспечении  эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

     Развитие  инструментов регулирования внешнеэкономических  связей шло как на национальном, так и межгосударственном уровне. Международная координация в  этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку  договорённостей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых  обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, её законов и норм.

     В сфере торгового обмена международные  режимы вырабатываются, прежде всего, в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) - международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.

     Инструменты, которые во множестве есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

     К тарифным средствам регулирования  внешних связей относятся таможенные пошлины - государственные налоги, взимаемые  за провоз через границу страны (экспорт-импорт) товаров и иных материальных ценностей. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы.

     С точки зрения целевой направленности, можно говорить о протекционистском  или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов  используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок. Сторонники свободной торговли указывают, что подобные меры вызывают экономические потери, в частности снижается потребление населения. Но и они не отрицают необходимость защиты «молодых» отраслей, чьё сравнительное преимущество в производстве ещё не выявлено.

     Целью фискальных пошлин является обеспечение  государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который  не производят в данной стране. Как  правило, они бывают не очень высокими.

     Доходы, которые государство получает от внешней торговли, приносят пошлины  на импорт.

     По  форме обложения различают адвалерные, специфические и смешанные пошлины. Адвалерные пошлины взимаются в  процентах от цены товара (например, 15% от цены холодильника), специфические  – в виде определённой денежной суммы, взимаемой с объёма, веса или  штуки товара (например, 15 долл. с каждой тонны металла). В варианте смешанных пошлин товар одновременно может облагаться и адвалерной, и специфической пошлинами.

     Как правило, таможенный тариф устанавливается на национальном уровне, но он может быть единым и для стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования; третьи – разновидность торговых пошлин (преференциальные) – обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

     Не  меньшую угрозу либерализации торговли могут нести и нетарифные барьеры. К нетарифным барьерам относятся  разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого  или косвенного  ограничения внешнеэкономической  деятельности. Среди них наибольшее распространение имеет квотирование (контингентирование), т.е. установление определённых квот на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп. В рамках установленных квот экспорт и импорт осуществляются по лицензиям, которые выдают уполномоченные органы. Как правило, квотируется импорт товаров, и квота выполняет роль, подобную роли протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.

     К нетарифным барьерам можно отнести  также государственную монополию  как исключительное право государства  на осуществление определённых видов  внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.

     Государственное воздействие распространяется и  на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой – защищать собственные интересы, например через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.п.

     В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношения  страны с мировым хозяйством, относится  так называемый активный протекционизм, или различные формы стимулирования экспорта. Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение  сроков кредита), государственное страхование  экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые  льготы для экспортёров. Используют также различные формы  информационного  и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, организации ярмарок и выставок и т.п.

Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики