Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.
Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5
1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5
1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7
1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8
Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12
2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12
2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18
Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28
3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28
3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29
3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31
Заключение………………………………………………………….……………35
Список использованной литературы………………………………..………….36
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счёт этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).
Денежные доходы населения, получаемые через финансово–кредитную систему, представляются в виде:
Однако
при общих принципах
Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряжённости, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму[15].
3.2 Политика регулирования доходов
Неравенство
в распределении доходов
Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к внутренним свойствам труда и его качества у самого работника. Прежде всего, к таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д.
Основополагающая
целевая функция
Одна
часть средств таких программ
формируется через
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностным установками, сложившимися в обществе.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трём направлениям.
Первое
направление характеризуется
Второе
направление характеризуется
Особенность
третьего направления определяется
тем, что основная их часть, выступающая
в форме льгот и услуг, поступает
населению непосредственно в
натуральной форме через
Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.
Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны.
Нельзя
забывать, что неравенство в доходах
в значительной степени порождено
объективным действием
3.3
Государственное
регулирование
Внешнеэкономическая политика-это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.
Развитие
инструментов регулирования
В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего, в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) - международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.
Инструменты, которые во множестве есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.
К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины - государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) товаров и иных материальных ценностей. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы.
С точки зрения целевой направленности, можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок. Сторонники свободной торговли указывают, что подобные меры вызывают экономические потери, в частности снижается потребление населения. Но и они не отрицают необходимость защиты «молодых» отраслей, чьё сравнительное преимущество в производстве ещё не выявлено.
Целью фискальных пошлин является обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.
Доходы, которые государство получает от внешней торговли, приносят пошлины на импорт.
По
форме обложения различают
Как правило, таможенный тариф устанавливается на национальном уровне, но он может быть единым и для стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования; третьи – разновидность торговых пошлин (преференциальные) – обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.
Не
меньшую угрозу либерализации торговли
могут нести и нетарифные барьеры.
К нетарифным барьерам относятся
разнообразные (насчитывают свыше 2000
различных видов) экономические, политические
и административные методы прямого
или косвенного ограничения
К
нетарифным барьерам можно отнести
также государственную
Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой – защищать собственные интересы, например через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.п.
В
особую группу мер, которые использует
государство, регулируя отношения
страны с мировым хозяйством, относится
так называемый активный протекционизм,
или различные формы
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики