Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5

1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5

1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7

1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8


Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12

2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12

2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14

2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18


Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28

3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28

3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29

3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31


Заключение………………………………………………………….……………35

Список использованной литературы………………………………..………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 139.19 Кб (Скачать)

     Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий  с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную  стоимость, акцизах, налоге на прибыль  и доходы. Многие же другие налоги и  сам состав системы налогообложения  могут и должны меняться вместе с  изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

     Сейчас  в России действует почти три  десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.

     Повышение роли налогов в нашей стране, превращение  их в основной способ изъятия части  доходов физических и юридических  лиц в государственный и местные  бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

     Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствуют о преимуществах  налоговой системы перед любой  другой формой изъятия части доходов  граждан и предприятий в государственный  бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и  санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами.

     Переход от нормативов отчислений от прибыли  в бюджет к налогам означает также  демократизацию экономической жизни  страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным  физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к  какой по размерам группе относится  предприятие, но она не зависит и  в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно  платит.

     А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование  ее результатов.

     Налоги  органически вписываются в формируемую  в нашей стране систему экономических  отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством  сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

     Вернёмся  к кредитно-денежной политике государства .

     Большинство современных экономистов рассматривают  монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату  правительства и уменьшению хозяйственной  самостоятельности отдельных субъектов.

     Высшая  конечная цель монетарной политики заключается  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП.

     Эта цель достигается с помощью мероприятий  в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой  реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более  конкретные и доступные цели, чем  указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег  в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

     В том или ином случае проводником  монетарной политики является центральный  банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся  в обращении.

     Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос) .

     В мировой экономической практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

    1. операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
    2. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
    3. изменение норматива обязательных резервов.

     В настоящее время в мировой  экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки  или продажи на открытом рынке  казначейских ценных бумаг центральный  банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему  государства, либо изъять их оттуда.

     Операции  на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы  в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные  ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

     Обратимся к фискальной  политике.

     Фискальная  политика-это сознательная политика манипулирования государственным бюджетом через правительственные расходы и налоги с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией[8,с.188].

     Фискальная  политика предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения  различных социальных задач.

     Основным  рычагом фискальной политики государства  является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива  законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

     Фискальная  политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической.

     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное регулирование  государством налогообложения и  государственных расходов с целью  воздействовать на реальный объем национального  производства, занятость, инфляцию и  экономический рост.

     Рассмотрим  вкратце дискреционную фискальную политику.

     В период спада стимулирующая дискреционная  фискальная политика складывается из:

  1. увеличения государственных расходов;
  2. снижения налогов;
  3. сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

     Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

     В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

  1. уменьшения государственных расходов;
  2. увеличения налогов;
  3. сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

     Такая фискальная политика ориентируется  на положительное сальдо бюджета.

     В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

     Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует  на изменение экономического положения  без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

     К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

     К встроенным стабилизаторам относится  и система пособий по безработице  и различных социальных выплат, программы  по поддержанию малоимущих слоев  населения, препятствующие резкому  сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В  период подъема и сокращения безработицы  выплата различных пособий или  прекращается, или уменьшается, что  сдерживает совокупный спрос.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

       Направления государственного регулирования в РФ

     Эта глава посвящена основным направлениям государственного регулирования экономики: инструментам социальной политики, регулированию доходов и внешнеэкономической деятельности.

     3.1 Социальная политика

     В реальной жизни распределение доходов  в странах со смешанной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и  на основе государственного регулирования  различных потоков доходов путём  их перераспределения.

     Что же такое социальная политика государства?

     Социальная  политика государства - одно из направлений  его деятельности  по регулированию  социально – экономических условий  жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании  отношений как между социальными  группами, слоями общества, так и  внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

     Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения, понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

     Для оценки уровня и динамики доходов  населения используют показатели  номинального, располагаемого и реального  дохода.

     Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного  периода.

     Располагаемый доход – доход, который может  быть использован на личное потребление  и личные сбережения. Располагаемый  доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

     Реальный  доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно  купить на располагаемый доход в  течение определённого периода, т.е. с поправкой на изменение  уровня цен.

Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики