Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.
Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5
1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5
1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7
1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8
Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12
2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12
2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18
Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28
3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28
3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29
3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31
Заключение………………………………………………………….……………35
Список использованной литературы………………………………..………….36
Введение…………………………………………………………
1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5
1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7
1.3 Необходимость
и сущность государственного регулирования
смешанной экономики………………………………………………………
Глава
2. Особенности государственного регулирования
смешанной экономики в
2.1 Сущность
смешанной экономики в РФ………………
2.2 Экономические
функции государства в
2.3 Инструменты
государственного регулирования экономики
в РФ……….18
Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28
3.1 Социальная
политика……………………………………………………..
3.2 Политика
регулирования доходов………….…………
3.3 Государственное
регулирование
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………..………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Смешанная экономика - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.
Смешанная экономика является многосекторной. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами в развитых странах являются частный сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государственный, муниципальный, кооперативный и семейный сектора, сектор неприбыльных организаций. Каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества.
Для
смешанной экономики характерна
интеграция частных и общественных
начал, которая пронизывает развитие
всех форм собственности, секторов и
укладов, механизмов регулирования
и определяет как тенденции ее
развития, так и ее противоречия.
Это проявляется во все большем
превращении частной
Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется противоречивым взаимодействием рыночного и государственного, экономического и социального регулирования.
Смешанная экономика, гибридная экономика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.
В
рамках смешанной экономики, как
государство, так и частные предприятия
и корпорации имеют право иметь
в собственности или
Проблема
состоит в том, что точно не
известно то, как и насколько глубоко
государство должно вмешиваться
в регулирование экономики. Поэтому
целью данной курсовой работы является
изучение методов государственного
регулирования смешанной
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
Предметом исследования здесь выступают методы и инструменты государственного регулирования, а объектом является сама смешанная экономика.
В первой главе курсовой работы рассматриваются типы, теории, а также необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики.
Вторая глава курсовой работы посвящена выявлению сущности смешанной экономики и инструментов государственного регулирования, экономическим функциям государства.
В третьей главе речь идёт о направлениях государственного регулирования смешанной экономики в России.
В данной курсовой работе проведена аналогия
между смешанной и рыночной экономикой,
так как в современных условиях вся экономика
является смешанной.
Глава 1
Теоретические основы государственного регулирования
В этой главе рассматриваются теории регулирования экономики, типы государственного регулирования, а также необходимость государственного регулирования смешанной экономики.
1.1Теории регулирования экономики
Отношение к государственному вмешательству в экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников[4].
Согласно
А. Смиту, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого
лежит личный интерес, связанный
со стремлением к прибыли. Он выступает
как главная побудительная сила
экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о
том, что экономика будет
При
этом последователи А. Смита, которых
относят к так называемой классической
школе, исходили из тезиса о необходимости
выполнения государством традиционных
функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости
рыночного конкурентного
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории макроэкономики.
В
практическом плане экономическую
политику, отражающую идеи Кейнса, когда
через соответствующий денежно-
Выше речь шла о том что, классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма.
Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров (рubliс gооds) , т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities) . Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.
Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.
Следует также отметить, что рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период «великой депрессии» 1929 - 1933 гг.
1.2 Типы государственного регулирования
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики