Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5

1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5

1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7

1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8


Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12

2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12

2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14

2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18


Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28

3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28

3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29

3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31


Заключение………………………………………………………….……………35

Список использованной литературы………………………………..………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 139.19 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5

1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5

1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7

1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8 

Глава 2. Особенности государственного регулирования  смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12

2.1 Сущность  смешанной экономики в РФ…………………………………….12

2.2 Экономические  функции государства в смешанной  экономике…………14

2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18 

Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28

3.1 Социальная  политика……………………………………………………..…28

3.2 Политика  регулирования доходов………….………………………………29

3.3 Государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности…31 

Заключение………………………………………………………….……………35

Список  использованной литературы………………………………..………….36

Приложения…………………………………………………………….………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Смешанная экономика - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

     Смешанная экономика является многосекторной. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами в развитых странах являются частный сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государственный, муниципальный, кооперативный и семейный сектора, сектор неприбыльных организаций. Каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества.

     Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и  укладов, механизмов регулирования  и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем  превращении частной собственности  из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных  институтов и фондов, осовременивании  индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности  неприбыльных организаций.

     Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется противоречивым взаимодействием рыночного и  государственного, экономического и  социального регулирования.

     Смешанная экономика, гибридная экономика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.

     В рамках смешанной экономики, как  государство, так и частные предприятия  и корпорации имеют право иметь  в собственности или оперативном  управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять  работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

     Проблема  состоит в том, что точно не известно то, как и насколько глубоко  государство должно вмешиваться  в регулирование экономики. Поэтому  целью данной курсовой работы является изучение методов государственного регулирования смешанной экономики.

     Задачи  данной курсовой работы состоят в следующем:

  1. рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
  2. выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
  3. выявить направления государственного регулирования в РФ.

     Предметом исследования здесь выступают методы и инструменты государственного регулирования, а объектом является сама смешанная экономика.

     В первой главе курсовой работы рассматриваются типы, теории, а также необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики.

     Вторая  глава курсовой работы посвящена  выявлению сущности смешанной экономики и инструментов государственного регулирования, экономическим функциям государства.

     В третьей главе речь идёт о направлениях государственного регулирования смешанной  экономики в России.

       В данной курсовой работе проведена аналогия между смешанной и рыночной экономикой, так как в современных условиях вся экономика является смешанной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

     Теоретические основы государственного регулирования

     В этой главе рассматриваются теории регулирования экономики, типы государственного регулирования, а также необходимость  государственного регулирования смешанной  экономики.

     1.1Теории регулирования экономики

     Отношение к государственному вмешательству  в экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

     С развитием рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей начал  рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в  своей деятельности. Появившиеся  идеи экономического либерализма, которые  впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников[4].

     Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный  со стремлением к прибыли. Он выступает  как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о  том, что экономика будет функционировать  эффективнее, если исключить ее регулирование  государством. А. Смит считал, что, поскольку  главным регулятором выступает  рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода[4].

     При этом последователи А. Смита, которых  относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые  находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

     Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Все сходятся в  понимании того, что невидимая  рука рынка должна дополняться видимой  рукой государства.

     Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

     Влияние кейнсианских идей на экономическую  мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом  аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела  экономической теории макроэкономики.

     В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда  через соответствующий денежно-кредитный  и финансовый инструментарий регулировался  совокупный спрос, проводило большинство  развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она  во многом способствовала смягчению  циклических колебаний экономики этих стран.

     Выше  речь шла о том что, классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма.

     Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров (рubliс gооds) , т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство  должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

     К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные, эффекты (externalities) . Когда производство какой-либо продукции  приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются  дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует  на явления, которые стали настоящей  бедой для человечества.

     Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие  проблемы с точки зрения общественных перспектив.

     Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила  в XX в., что существуют ситуации, так  называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для  кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.

     Следует также отметить, что рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

     Негативные  последствия действия вышеперечисленных  и других факторов привели к осознанию  того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить  под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период «великой депрессии» 1929 - 1933 гг.

1.2 Типы государственного регулирования

     Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики  не отрицает никто. Однако, по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления  государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических  воззрений и соответствующих  им практических подходов - от полного  государственного монополизма в  управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной  может быть только экономика только в условиях ничем не ограниченного  частного предпринимательства.

Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики