Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.
Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5
1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5
1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7
1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8
Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12
2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12
2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18
Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28
3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28
3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29
3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31
Заключение………………………………………………………….……………35
Список использованной литературы………………………………..………….36
Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
Разновидность
хозяйства, в котором существовала
крайне высокая степень
Но
даже в маловероятном случае появления
сбалансированного плана
Жесткая
централизация создавала
Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.
В
плановой экономике существовали, хотя
и деформированные, прямые связи, но
практически не действовали обратные.
Отсутствие обратных связей при неподвижных
и искаженных ценах делало систему
нечувствительной к динамике потребительского
спроса. Одно из следствий этого
перепроизводство в одних отраслях
и дефицит в других. Попытки
же ликвидировать дефицит каких-то
товаров зачастую вновь приводили
к их перепроизводству. Дефицит был
отличительным качеством
В варианте государственного монополизма в управлении экономикой оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика, прежде всего и обязана своей эффективностью.
В
любой экономической системе, в
том числе и рыночной экономике,
государство выступает в
1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики
Преобразование
общества олигархического типа в
смешанную систему, в основе которой
лежит социально
Смешанная экономика - результат длительного развития рыночной системы, внутренние экономические механизмы которой, обеспечивающие в значительной степени её саморегулирование, сохраняются. Однако в эти механизмы встроены различные способы государственного экономического и социального регулирования, повышающие стабильность данного типа общества и расширяющие возможность роста экономической и социальной эффективности. Известный опыт функционирования обществ со смешанной экономикой также свидетельствует, что ни в одном из них государственное регулирование экономики не играет главенствующей роли в общем экономическом механизме. Везде оно вписывается в рыночные механизмы регулирования, органично соединяется с ними, хотя его масштабы и границы, а также степень интенсивности, формы и методы различны в разных странах. Следовательно, в самом общем виде смешанную экономику можно было бы определить как многосекторное социально ориентированное рыночное хозяйство, в котором государство выполняет необходимые регулирующие функции, которые предполагают нейтрализацию негативных моментов рыночной системы. Разумеется, данное определение не исключает другие, но в нём существенно подчёркнут момент экономической роли государства в смешанной экономике.
Определить масштабы экономической роли государства в смешанной экономике очень нелегко. Обычно для этой цели используют ряд показателей, весьма приблизительно отражающих рамки и направленность изменений экономической роли государства. К ним можно отнести долю ВНП, создаваемого в государственном секторе; удельный вес рабочих и служащих, занятых в государственном секторе, в общем количестве занятых; процент государственных активов в сумме материальных и финансовых активов корпораций; удельный вес государственных инвестиций в промышленность и инфраструктуру; долю общих закупок государством товаров и услуг в национальном продукте; долю различного рода социальных выплат государства в национальном доходе, или долю трансфертных платежей; удельный вес налогов по отношению к национальному продукту.
Знакомство с опытом развитых стран со смешанной экономикой свидетельствует, что роль государства в функционировании экономических систем этих стран далеко не одинакова. Она различается по масштабам, по формам и методам воздействия государства на экономику. Она зависит от готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство. Эти различия обусловлены многими факторами, как объективного материального порядка, так и влияния традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас так широко и охотно определяется таким понятием, как менталитет.
Известное
и немалое влияние на специфику
государственного вмешательства в
экономику оказывают и
Анализ имеющегося опыта различных стран по государственному регулированию экономики позволяет отметить одну существенную особенность, характеризующую процесс изменения масштабов и глубину государственного экономического регулирования, направленность подобных изменений. На первый взгляд, решение этого вопроса представляется чрезмерно простым: со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются. Действительно, на довольно значительных временных интервалах можно проследить эту тенденцию во всех развитых странах. Эта направленность характерна для развитых стран со второй половины XIX в., т.е. речь идёт о периоде, равном столетию. Очевидно, что годы мировых войн не показательны, так как в эти периоды неизбежное возрастание роли государства обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к естественному развитию экономики. Но даже если не принимать во внимание эти периоды, общая тенденция к возрастанию экономической роли государства в это столетие была достаточна очевидна.
Вместе с тем говорить об общей закономерности возрастания экономической роли государства в процессе исторического развития вряд ли правомерно. Если проанализировать развитие процессов государственного вмешательства в экономику в развитых странах во второй половине этого столетия, то подобная тенденция не везде и не всегда прослеживается. Более того, в этот период во многих странах успешно и последовательно был осуществлён широкий комплекс мер по разгосударствлению экономики, выразившийся в проведении денационализации и приватизации государственных предприятий. Всё это не могло не отразиться и на развитии самой экономической теории, на смене экономических концепций, пользующихся в различные периоды наибольшим авторитетом. В частности, это произошло с теорией Дж. Кейнса, притягательность которой в послевоенный период заметно уменьшилась.
Очевидно, что изменение масштабов и интенсивности государственного вмешательства в экономику в смешанных (полиформических) общественных системах носит периодический (волнообразный) характер. Довольно значительные исторические периоды, характеризующиеся его усилением, могут сменяться и сменяются периодами с иной направленностью этих процессов. Но при этом всегда сохраняется необходимость осуществления государственного регулирования экономики, если речь идёт об обществе полиформического типа, в котором неизбежно присутствует и государственный сектор экономики.
Следует иметь в виду, что само содержание государственного сектора экономики меняется не только в количественном отношении, но и качественно, т.е. меняются сами объекты, составляющие государственный сектор, и их структура.
Главное
отличие в процессах
В России существовал совершенно иной тип общества, подавлявший основы рыночных отношений. Это было общество с государственной, а не рыночной экономикой. Последней предстоял длительный период формирования, условием которого было освобождение государства от большинства выполняемых им экономических функций. Экономическое господство государства являлось непреодолимым препятствием на пути становления рыночной экономики.
В
России переход к обществу смешанного
типа предполагал совсем иную последовательность
процесса по сравнению с развитыми
странами. Это путь от государственной
экономики через
Формирование
многосекторной экономики в России
вместо огосударствленной
Глава 2
Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации
Данная
глава посвящена выявлению
2.1 Сущность смешанной экономики в РФ
Нет однозначного понимания термина «смешанная экономика», поэтому нередко он используется не по назначению. К примеру, для некоторых смешанная экономика - синоним переходной экономики, а теперь и транзитной. Для других смешанная экономика - это «разнообразие и взаимодействие форм собственности». Это перечисление можно продолжать, но дело не в перечислении, а в выявлении теоретических и методологических основ познания исследуемого явления, где, прежде всего надо выявить его содержательные основы. Решение этой проблемы мы видим не в отвержении накопленных знаний, приклеивая им различные ярлыки, и не в приукрашивании модными терминами или взглядами. Авторы отдельных теорий формирования смешанной экономики выводят ее из следующего положения. «В развитых странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма, цивилизация». Можно было бы согласиться с приведенным последующими положениями, но понятие «смешанная экономика» - не порождение только сегодняшнего дня. О смешанной экономике начали писать ровно, 100 лет назад и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой высказывания о формировании смешанной экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такой основой служит «...многосложность системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации на базе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализации производства»[7]. Авторы этих строк, как и А. Шеффле, А.Вагнер, А.Зомбарт выводят понятие не из внутренних закономерностей функционирования общественного производства, а из внешней видимости. Соответственно и рекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный, разноплановый характер, который не имеет логической последовательности, генетически проистекающей из действий органов власти. Почти все авторы различных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в «разрешении общественных и частных интересов», в «сочетании государственного и частного начала", в “государственной и частной собственности». Но что движет и подвигает к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Более того, некоторые авторы считают, что «содержание формирования рыночной экономики смешанного типа нацелено... на более эффективную социально-экономическую систему и связано с трансформацией плановой экономики в рыночную». Здесь надо сначала разбираться в содержании терминов, а затем переходить к содержательной части цитаты.
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики