Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5

1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5

1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7

1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8


Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12

2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12

2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14

2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18


Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28

3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28

3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29

3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31


Заключение………………………………………………………….……………35

Список использованной литературы………………………………..………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 139.19 Кб (Скачать)

     Для проведения этих разнообразных мер  государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

     Фискальная  политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования  государственными доходами (прежде всего  налогами) и расходами.

     Кредитно-денежная политика это политика, проводимая путем регулирования денежной массы  в обращении и совершенствовании  кредитной сферы. Оба эти направления  государственной политики тесно  связаны друг с другом.

     Также необходимо выяснить роль налогов в рыночной экономике.

     В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна.

     В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие  функции они выполняют в хозяйственном  механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам  принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

     Рыночная  экономика в развитых странах - это  регулируемая экономика.

     Споры по этому поводу беспредметны.

     Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы, ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

     Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Первое направление - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано.

     Второе  направление - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

     В условиях рынка отирают или, по крайней  мере, сводятся к минимуму методы административного  подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

     Но  необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания  их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

     Адекватной  рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов  и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с  материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму  денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

     Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Также государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

     В России к малым относятся предприятия  всех организационно-правовых форм, имеющих  среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве  до 200 чел., в науке и научном  обслуживании до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в  отраслях непроизводственной сферы  до 15 чел. Для таких предприятий  установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них  состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой  техники, полностью освобождается  от налогов.

     Если малое предприятие не «проедает» полученную прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности работающих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.

     Не  менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются  от налога на прибыль в первые два  года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного  потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных  видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги.

     Другая  функция налогов стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

     Стимулирование  технического прогресса с помощью  налогов проявляется прежде всего  в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

     Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах  этой льготы не было. Сделан очевидный  шаг вперед. Очевидный, но непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются  от налогообложения затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: опытно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

     Следующая функция налогов распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - научно-технических, экономических  и др.

     С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

     Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая система позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано  в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части  бюджета средств на социальные нужды  населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся  в социальной защите.

     Наконец, последняя функция налогов фискальная, изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т.п.

     Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

     Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно  рассчитать, каков будет эффект осуществления  того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п.

     Не  зная твердо, каковы будут условия  и ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  же часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

     Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции  могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

     Сочетание стабильности и динамичности, подвижности  налоговой системы достигается  тем, что в течение года никакие  изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов  и платежей) должен быть стабилен в  течение нескольких лет.

     Систему налогообложения можно считать  стабильной и, соответственно, благоприятной  для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой  системы, наиболее значимые льготы и  санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы  экономической целесообразности) .

     Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они  были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц  до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной  год, наличие бюджетного дефицита и  его ожидаемые размеры могут  определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения  на 2-3 пункта ставок налога на прибыль  или доход. Такие частные изменения  не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской  деятельности.

Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики