Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:08, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
рассмотреть теоретические основы государственного регулирования;
выделить особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации;
выявить направления государственного регулирования в РФ.
Введение……………………………………………………………………...……3Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования………...….5
1.1 Теории регулирования экономики……………...……………………………5
1.2 Типы государственного регулирования……………………………………..7
1.3 Необходимость и сущность государственного регулирования смешанной экономики………………………………………………………………………….8
Глава 2. Особенности государственного регулирования смешанной экономики в Российской Федерации…………………………………………...12
2.1 Сущность смешанной экономики в РФ…………………………………….12
2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике…………14
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ……….18
Глава 3. Направления государственного регулирования в РФ……….………28
3.1 Социальная политика……………………………………………………..…28
3.2 Политика регулирования доходов………….………………………………29
3.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности…31
Заключение………………………………………………………….……………35
Список использованной литературы………………………………..………….36
1. Смешанная экономика - это не субъект, а объективная экономическая реальность. Следовательно, смешанная экономика закономерно функционирует, не нацеливаясь на что-то.
2. Она не связана с трансформацией плановой экономики в рыночную, ибо, как объективное экономическое явление она имела место не только в постсоветский, но и досоветский период, и не следует связывать ее с развалом СССР и переходом от так называемой плановой к рыночной экономике. Это субъекты в лице государства и людей, работающих во властных органах, которые стремятся сформировать рыночную экономику, ломая и уничтожая командно-административную систему. Здесь законы смешанной экономики объективно заставляют людей следовать закономерностям эволюции общественного производства.
3. Переходная экономика - понятие, присущее экономическим отношениям, проявляющимся при переходе от одного способа производства к другому в рамках одной формы общественного производства. Например, от рабовладельческих к феодальным, в основе которых находилось натуральное производство.
4. Смешанная экономика - не поверхностное явление, и эту сторону отмечают почти все, кто пишет по этой проблеме и волей или неволей указывают на связь ее с собственностью. Соответственно, смешанная экономика не есть переходная экономика, не есть переходной период и, тем более, не есть транзитная экономика, ибо пласты экономических отношений, связанные с собственностью, говорят о глубинных отношениях. Собственность связана с типами общественного хозяйства и в зависимости от последнего проявляются различные формы собственности. Следовательно, смешанная экономика характеризует переходные отношения не между способами производства, не между формациями, даже не между цивилизациями. Она характеризует переходные отношения между типами общественного производства.
5. О смешанной экономике заговорили в конце прошлого века. То было время, когда одни писали о монополиях, а другие (А. Шеффле и А.Вагнер) о смешанной экономике, и это не случайно. Названный период характеризовался переходом к использованию новых видов энергии, новых видов передаточных механизмов, новых орудий воздействия на предметы труда, что дало повод заговорить о смешанной экономике, исходя из переворота в производительных силах (средствах производства), поэтому он является порождением переходных отношений между формами общественного производства.
В западном мире - мире корпораций - в течение всего ХХ столетия создавалось современное индустриальное общество. В нем сочетаются громадная концентрация денежного капитала, передовая техника и технология, сложнейшая организационная структура. С другой стороны, здесь функционируют тысячи мелких предпринимателей, заполняющих те ниши в экономике, которые не представляют особого интереса из-за недостаточной эффективности для гигантов индустрии. Весь этот конгломерат работает сам на себя, дополняя, используя или подавляя и преследуя определенные интересы своих собственников. В результате, экономический мир замкнулся на смешении товарных и коллективных форм общественного производства. Экономическому миру предстал не только частный собственник, не только отдельный частный предприниматель, но и ассоциированный или коллективный собственник, собственность государства и их различные сочетания. Глубинная причина появления в экономической жизни различных форм собственности, связана с наличием общественного и мануфактурного разделения труда. В результате, общественное производство, базирующееся на машинах, соединяет в себе две противоположные тенденции - обособление и взаимозависимость предприятий и отраслей производства. Наличие коллективных отношений в рамках товарного производства или товарных отношений в коллективном производстве показывает различное переходное состояние общественного производства от одной формы к другой. Это переходное состояние общественного производства фиксируется на новом уровне развития товарных отношений - смешанной экономике. Товарное производство, в котором формируется коллективное производство и где закономерности первого преображаются и трансформируются во второе, называется смешанной экономикой.
2.2 Экономические функции государства в смешанной экономике
Многообразие
задач, которые стоят перед
Такая
классификация достаточно условна,
так как в реальной практике все
функции взаимосвязаны и
Прежде
всего, на государстве лежит
К
важнейшим законодательным
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса.
Современное
антимонопольное
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие
в экономической системе, которое
устанавливается на основе рыночной
самонастройки экономики, может
сопровождаться высоким уровнем
безработицы или чрезмерной инфляцией.
Поскольку наиболее болезненно инфляция
и безработица сказываются в
периоды экономических
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на наиболее оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
Согласно
общим рекомендациям, для проведения
политики стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и
Наряду
с макроэкономической сферой объектом
непосредственного воздействия
государства является и микроэкономика.
Общепризнанным достоинством конкурентной
рыночной системы является способность
эффективно распределять ресурсы. Но в
определенных ситуациях, таких как
внешние эффекты, общественные товары,
несовершенство конкуренции и т.д.,
возникает проблема нерационального
распределения ресурсов, и необходимо
вмешательство государства для
социально справедливого
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Так,
через систему налогов и
В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.
Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до наиболее оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.
Внешние
эффекты могут иметь и
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики в РФ
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики. Рассмотрим, в чём заключается прямое вмешательство.
Во
всех промышленно развитых странах
существуют более или менее значительный
по своим масштабам
Становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно.
Косвенное вмешательство включает в себя фискальную и кредитно-денежную политику.
В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования смешанной экономики