Место транзитологии в системе экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Современная концепция переходной экономики сложилась в последней четверти XX столетия. Достаточно вспомнить, что политическая экономия (экономическая теория, экономика как наука) появилась в период первоначального капитализма (рыночной индустриальной системы).

Работа содержит 1 файл

реферат ТПЭ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     Южный федеральный университет

     Институт  экономики и внешнеэкономических  связей 

     Теория  переходной экономики 
 
 
 
 
 

     Реферат 

     Место транзитологии в  системе экономических  наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ростов-на-Дону

     2010 г.

     Введение 
 

     Современная концепция переходной экономики сложилась в последней четверти XX столетия. Достаточно вспомнить, что политическая экономия (экономическая теория, экономика как наука) появилась в период первоначального капитализма (рыночной индустриальной системы). Монетаристы, физиократы и классики рассматривали анализируемые ими явления развивающегося буржуазного общества как естественный порядок, оставляя в большей, как, например, Д. Рикардо, или меньшей (А. Смит и др.) степени за рамками теоретического анализа все иные отношения. Переходная эпоха понималась в какой-то мере как известная случайность, от которой была возможна дорога и вперед (Сен-Симон) и назад (Мирабо, Сисмонди).

     Историческая  школа позднее стала выделять эпохи индивидуального, переходного  и социального хозяйства, рассматривая переходную эпоху как своеобразную трансформацию индивидуального хозяйства в социальное.

     Марксистская  концепция переходной экономики  основана на формационном подходе, исходит  из неизбежности смены капитализма  социализмом. Необходимость переходного  периода, суть которого — постоянная борьба между старым частнокапиталистическим и новым социалистическим укладом на основе развития адекватной или материально-технической базы. Данная теория предполагала экономическую политику государства в форме диктатуры пролетариата, направленную на формирование и обеспечение победы социалистического уклада. Уклад здесь рассматривался как форма хозяйства.

     Концепция «естественного» порядка сменяется  в конце XIX в. критикой капиталистической  рыночной системы хозяйствования, постановками о возможной замене ее другим строем уже не только марксизмом, впитавшим и преобразовавшим идеи социалистов-утопистов, но и рядом виднейших экономистов Запада. Такие идеи высказываются Т. Вебленом (1857—1929), В. Зомбартом, И. Шумпетером. Новые явления в развитии капиталистической экономики подробно показывает в своей работе «Империализм» Д. Гобсон. XX век показал дальнейшее развитие новых тенденций, получивших выражение в концепциях постиндустриального общества.

     Социализм, победивший в XX столетии в ряде стран, входящих в мировую социалистическую систему, по общему признанию, оказался неподлинным (казарменным, квазигосударственным, «мутантным» и т.д.), завел экономики этих стран в тупик. Возникла необходимость существенных изменений в системах хозяйствования. Появляются новые концепции содержания переходной экономики: или как процесса устранения недостатков (деформаций, мутаций) социализма, или как процесса перехода от «плохого» социализма к «хорошему», или, наконец, как перехода от социализма к капитализму.

     Несмотря  на обилие концепций переходной экономики, сегодня можно выделить то общее  и главное, что в них имеется, а именно определение переходной экономики.

     Переходная  экономика (иногда называемая транзитивной) — это такая экономика, в отличие  от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.  
 
 
 
 
 

     Место транзитологии в  системе экономических  наук 

     История возникновения и развития экономической  науки очень интересна, она изобилует  многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно встретить правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, можно прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля.

     Считается, что термин «экономика» изобрел  греческий поэт Геси-од (8—7 вв. до н.э.), соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430—355 или 354 г. до н.э.), написавший труд под названием «Экономиксе», и Аристотелем (384—322 гг. до н.э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги).1

     Истоки  экономической науки следует  искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV—III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551—479 гг. до н.э.), указывалось на различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй — уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю.

     Дальнейшее  развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих  мыслителей Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт они оценивали только полезностью, а не трудом.

     Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства  земледелия и осуждал занятие  ремеслами и торговлей. В историю  экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

     Натурально-хозяйственная  концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

     Аристотель  большой вклад в развитие экономической  науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

     Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116—27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Калумеллы (1 век н.э.), Сенеки (4—65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99—55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже находит свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.2

     Но  все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляют собой систематизированное учение об экономике.

     Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах  экономической системы, экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.

     Наиболее  известными представителями меркантилизма  были Томас Мен (1571—1641), Антуан де Монкретьен де Ваттевиль (ок. 1575—1621), Гаспар Скаруффи (1519-1584), Дэдли Норе (1641—1691), Дэвид  Юм (1711-1776).3

     Монкретьен  обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин политическая экономия. С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от слова «политеия», что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом).

     Учение  Уильяма Петти (1623—1687) является как  бы переходным мостиком от меркантилизма  к классической (подлинной) науке. Его  работы — «Трактат о налогах и  сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1683), «Кое-что о деньгах» (1682) и др. Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать».

     Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов  крупных землевладельцев. Термин «физиократы» образован от греческих слов и  дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694—1774). Он опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство; источником богатства объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф. Кенэ группировались ряд талантливых учеников и сторонников: Виктор Рикети Мирабо (1715—1789), Дюпон де Немур (1739—1817), Анн Робер Тюрго (1727-1781).

     Дальнейшее  развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и  Давида Рикардо (1772-1823).

     Во  второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли. Представителями маржинализма являлись экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840—1921), Фридрих Визер (1851 —1926), Эйген Бем-Баверк (1851 — 1914), а также английский экономист Уильям Стэнли Джевонс (1835—1882).

     Маржинализм (в переводе с английского означает — предельный) — это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных  хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи — использования предельных (max и min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребления при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. На базе субъективных оценок в теории объясняются издержки производства, спрос, предложение, цена. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

     Современная экономическая теория, известная  под названием «Экономикс», имеет  в своей основе маржинальную экономическую  теорию и представляет собой попытку  синтезировать классическую Политическую экономию и Маржинализм.

Информация о работе Место транзитологии в системе экономических наук