Место социологии в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Предмет и объект социологии. Социология как генерализующая наука. Специфика социологии объектов исследования. Структура социологического знания. Структура социологического знания теорий всех уровней. Основные законы, определяющие состояния общества и общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

Место социологии в системе наук.docx

— 38.09 Кб (Скачать)

Место социологии в системе наук

 Однако  помимо социологии существуют  другие науки об обществе и  человеке в нем. Чем же социология  отличается от них, почему именно  она сейчас занимает приоритетное  положение среди социогуманитарных дисциплин, как она вписывается в общую систему социальных знаний?

Социология  как генерализующая наука.

Известный американский ученый П. Сорокин считает, что первой отличительной чертой социологии является то, что она  представляет собой генерализуючу науку. История, в отличие от социологии, - индивидуализируя наука, ибо концентрирует свое внимание на изучении уникальных и неповторимых явлений: христианства как определенной религии, Авраама Линкольна как определенного президента, США как определенного государства и нации, т. Социология исследует же свойства, общие для всех религий, всех государств, всех наций, всех войн и революций, всех случаев президентства, и т.д. ..

Но существуют другие генерализуючу науки, такие, как экономика, политология, право: чем же социология отличается от них? Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика - с экономическими отношениями, исследуя хозяйственную структуру. Политология - с политическими отношениями, анализируя государство и другие социальные институты; правовые науки - с правовыми отношениями, выясняя систему установления государством общеобязательных правил и норм поведения. Согласно этому центральной действующим лицом в эконом науках есть человек как чисто экономическая существо; в юридических науках - человек как существо, которое действует в правовом или противоправному пространстве и т.д.

Социология  же исследует все социальные процессы, независимо от того, какими они есть: экономическими, политическими правовыми, творческими, религиозными, философскими, нравственными и др.. она коренным образом отличается от других генерализуючих общественных наук, поскольку анализирует общество в единстве всех его сторон, отраслей и сфер, весь социокультурное пространство. Более того, социология изучает и взаимосвязь между явлениями, которые касаются предмета исследования различных общественных наук. Да, это может быть выяснение связи между производственными циклами (предмет экономики) и циклами развития преступности (предмет правовых наук), чего каждая из них отдельно не делает. Социологов же может интересовать, влияют экономические кризисы на рост правонарушений, а экономическое процветание - на их уменьшение.

Специфика социологии объектов исследования.

Далее, социология рассматривает человека не с одной какой стороны или  свойства; экономические науки, например, исследуют человеке экономическом, то есть человека занятого в процессе производства; политические науки интересуются прежде всего человеком политической, которая принимает участие в политических процессах и акциях; религиоведение изучает человека религиозную в ее отношениях с богом. Социология же рассматривает человека социальную как существо нераздельную, которая является одновременно и экономической существом, и политической, и религиозной, и нравственной, и художественной, и рациональной, и отчасти иррациональной, взаимодействующую во всех этих аспектах, ипостасях и разнообразия.

Предмет и объект социологии

Термин  социология образован от сочетания  латинского слова societas (общество) и греческого слова 1оgos (слово). Слово об обществе.

 Данный  термин ввел в науку французский  ученый философ Огюст Конт (1798-1857). Его зачастую называют основоположником  социологии как самостоятельной  науки об обществе. До этого  различные учения о функционировании  и развитии общества выступали  как составные части общефилософских  концепций мыслителей Востока  и Запада.

 Историю  становления и развития социологии  как самостоятельной науки мы  рассмотрим в пятом вопросе  лекции. Здесь же нам необходимо  исходить из современного представления  о социологии.

 Что  является объектом и предметом  научного познания социологии. Совпадают  ли объект и предмет социологии?

Объект  науки есть то, на что направлен  процесс исследования, это фрагмент реальности.

 Объект  науки существует независимо  от исследователя. Он представлен  живыми людьми, реальными явлениями  и процессами. По объекту изучения  науки разделяются на естественнонаучные, технические и общественные науки.  Объект социологии, как и других  общественных наук, - это общество, рассматриваемое как общность  индивидов и взаимосвязей между  ними. Современная социология -  это  самостоятельная наука об обществе  как целостной социальной системе,  ее подсистемах и отдельных  элементах. В рамках этой системы  анализируются все социальные  явления и процессы, взятые в  их взаимосвязи. 

 Но  на человека и общество как  объект исследования одинаково  внимательно смотрят философия,  антропология, история, психология  и другие науки, но каждая  под своим углом зрения. Науки  отличаются друг от друга предметом  исследования.   Предмет науки  – это определенный аспект, сторона  объекта, взятая данной наукой  в качестве главной. 

 В  чем же специфика социологии  как науки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо уяснить содержание понятия «социальное». В обыденном сознании данное понятие часто отождествляется с понятием «общественное». Это связано с тем, что социология нередко употребляется в широком смысле слова, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология употребляется в узком, строгом смысле слова, как одна из специфических отраслей обществознания.

 Социальное появляется там, где фиксируется факт взаимодействия людей, где действия одного являются причиной и следствием действий другого. Человек испытывает на себе принудительную силу со стороны другого человека, группы, института. Он считается с привычками и нормами, традициями и ценностями, существующими в группе (обществе). Выступая как представитель группы (возрастной, половой, этнической, профессиональной и т.д.), человек реализует свою социальную природу. Присмотримся к нашему ежедневному существованию. Утром мы дома, то есть в семье. Вышли за пределы квартиры, и оказались в группе соседей, покинули подъезд – и уже Вы житель двора, микрорайона. На остановке – Вы в кратковременной группе ожидающий автобуса, в автобусе – пассажир. До работы Вы зашли в магазин – Вы покупатель. На работе – Вы член бригады, отдела, фирмы. Во вторую половину дня Вы также не окажитесь вне группы.

Мы будем  придерживаться следующего определения  предмета социологии.

 Социология  – наука, изучающая отношения  между группами людей, занимающих  различное положение в обществе.

 Именно  в этом смысле можно говорить  о социальном (структуре, процессе, отношениях.) Социология отвечает  на вопрос, как люди сосуществуют  вместе? Как они умудряются поддерживать  устройство своей жизни и развиваться,  имея различные возможности, преследуя  различные цели?

Объектом  социологии как науки выступает  все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в  которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы.

Объектом  социологического исследования выступает  отдельный фрагмент этой реальности, представленный поведением или отношениями  живых людей (в социологии их называют респондентами), а также вещественными  продуктами их деятельности, как-то: документы, штатное расписание предприятия, инфраструктура городского района, совокупность кинотеатров  и т.д.

Если  при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога  выступали респонденты - живые люди, то при описании предмета (теоретической  системы понятий) науки таковыми выступают понятий и категории - мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

Итак, объект - это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и  т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать. Предмет - это система абстрактных понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет идет от науки, объект - от жизни.

Структура социологического знания

В современной  методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято  понимать иерархически и мыслить  здание социологической науки состоящим  из пяти этажей. Верхний этаж - это  научная картина мира (фи-лософские предпосылки), четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, тре-тий - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные мо-дели социальных процессов.

Второй  этаж представлен эмпирическими  исследованиями - сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим  требованиям науки и способствующими  приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований - не просто собрать и обработать факты, а  обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

Нижний  этаж - это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опро-сы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый - прикладной.

На уровне эмпирических исследований мы подходим к такому важному вопросу, как  тематическое, проблемное поле науки. Это самый кон-кретный уровень определения предмета исследования. Что это такое? Это совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время. Если в стране более 10 или 20 тыс. социологов, и каждый занимается своей узкой темой, то общее тематическое поле социологии представляет сшитое из разных лоскутков одеяло. Где-то его плотность выше, а где-то ниже. Это означает, что некоторые темы, как, например, удовлетворенность трудом, проработаны очень подробно и тщательно, а другие темы затронуты весьма поверхностно. По одним темам проведены десятки и сотни исследований, по другим - единицы. Но и в насыщенных секторах науки, если присмотреться внимательнее, неизученных проблем более чем хватает. Когда составляется перечень всех исследований, скажем, по адаптации (в советское время их было проведено около 30), то обнаруживается их структурная неполнота.

Во-первых, подавляющее большинство исследований посвящены производственной и трудовой адаптации, мало или вообще не затрагивая другие ее виды, во-вторых, изучены только временные, пространственные и психологические  аспекты адаптации, но оставлены  без внимания структурные характеристики. К примеру, так и осталось невыясненным, какие группы лучше, а какие хуже адаптируются, из каких элементов состоит социальная адаптация, повышается или снижается уровень адаптации в кризисные периоды по сравнению со стабильными, от каких социальных характеристик (класса, пола, возраста, профессии и др.) адаптация зависит больше, в каких по численности (малых, средних или крупных) коллективах ее уровень выше и т.д.

Прикладные  исследования - самый низкий уровень  социологии. Это сово-купность частных исследований, как правило, однообъектных, которые завер-шаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением (од-нообъектные исследования - практические рекомендации-внедрения). Прикладные исследования - это исследования местных событий. Цель при-кладного исследования - не описания социальной реальности, а ее изменение. Важно знать инструменты прикладной социологии, ее цели и задачи. Если социолог, не зная этого, принесет на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентаций, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно дру-гим языком. Перед прикладником, в отличие от академического ученого, стоят совершенно другие проблемы.

Информация о работе Место социологии в системе наук