Место педагогики в системе гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Целью моего исследования является определение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.
Задачами своей работы считаю:
Проанализировать положение педагогике в системе гуманитарных наук;
Дать функциональное определение понятию педагогика;
Обозначить предмет и функции педагогики;
Изучить работы выдающихся авторов по данной проблематике.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Место педагогики в системе гуманитарных наук……….……….4
Основные понятия педагогики…………………………………….7
Основоположники педагогики……………………………………11
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.84 Кб (Скачать)

             Содержание.

Введение…………………………………………………………….2

Место педагогики в системе гуманитарных наук……….……….4

Основные понятия  педагогики…………………………………….7

Основоположники педагогики……………………………………11

Заключение…………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение.

     Каждый  из нас учился в школе, у каждого  из нас был первый учитель. У кого-то воспоминания об этом периоде жизни, когда он учился теплые, а кому то совершенно не хочется держать их у себя  в памяти. Возможно причиной этому некачественное образование, предвзятое отношение учителя к ученику, а быть может не правильная тактика преподавания. Все эти вопросы лежат в компетенции педагогики - науки, изучающей закономерности и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

     Исходя  из определения педагогики, можно  говорить об актуальности выбранной мной темы, ведь человек всю свою жизнь получает знание, а от совершенствования процесса передачи этих знаний зависит и качество самих знаний. Необходимо осознать не только ценность педагогики как самостоятельной науки, но и её взаимосвязь с гуманитарными науками. На современном этапе развития общества перед образованием  стоит задача всестороннего развития личности ученика. Помочь достичь этой цели, призвана наука педагогика.

     На  тему педагогических исследований было написано множество диссертаций, научных  статей и монографий, что ещё раз  подчеркивает актуальность этой темы. Безусловно, педагогические проблемы являлись актуальными не только в наше время. Проблемами воспитания и передачи знания  интересовались многие зарубежные философы и педагоги, такие как: Я. А. Коменского (основоположник педагогики, выдающаяся работа на данную тему – «Великая дидактика»), Джон Локк («Мысли о воспитании»), Ж-Ж Руссо («Эмиль, или О воспитании»).  Так же эта проблема была рассмотрена выдающимися русскими философами и мыслителями: В.Г. Белинским, А. И. Герценым, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым.

     Целью моего исследования является определение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.

     Задачами  своей работы считаю:

    • Проанализировать положение педагогике в системе гуманитарных наук;
    • Дать функциональное определение понятию педагогика;
    • Обозначить предмет и функции педагогики;
    • Изучить работы выдающихся авторов по данной проблематике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Место педагогики в системе  гуманитарных наук

    Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует  закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обучения личности.

    Педагогика  и философия. Эта связь наиболее длительная и продуктивная.  Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий. Задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики.

    Несмотря  на неоднозначность педагогики с  философией, эта связь все же сохраняется  до настоящего времени как одна из наиболее значимых и необходимых. Современное  состояние этих отношений двухзначно. Среди исследователей- педагогов  есть как последовательные приверженцы  сохранения связей с философией, так  и, напротив, сторонники полного отказа от неё при изучении педагогических явлений и закономерностей.1

    Однако  во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко обнаружить их философское происхождение. Большинство  исследователей-педагогов признают направляющую функцию философии  по отношению к педагогике. Такое  отношение является вполне справедливым и обуславливается самой сущностью  философского знания. Которое решает задачи осмысления места человека в  мире, выявления его взаимоотношений  с миром.

    От  философской теории, которой придерживаются исследователи педагогики, зависит  направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых  и технологических характеристик  образовательного поиска, определение  сущностных, целевых и технологических  характеристик образовательного процесса. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. 2Педагогика не может приобрести статус науки путём экспериментирования и обобщения опыта без философского обоснования.

     Педагогика  и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трёх столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я. А. Коменский. Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, её естественной потребности и возможности, учитывая законы психической деятельности. Наиболее точно определяет связь педагогики и психологии известный психолог В. В. Давыдов. Он утверждает, что психология должна учитываться, но она «не диктатор».

     Связь психологии с педагогикой двухсторонняя. На протяжении длительного периода  эти две науки оказывали взаимное влияние друг на друга. Существенные изменения в одной тотчас начинали оказывать воздействие на другую.

     Психология  и социология. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.

Многие  века процесс передачи социального  опыта протекал как естественный для человеческого существования  и не являлся предметом специального изучения. На определённом этапе развития человечества был накоплен такой объём опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.

     С этого момента процесс передачи социального опыта выделился  и стал целенаправленным. Осуществлялся  он  в ходе взаимодействия старшими с младшими. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня  это понятие признается ключевым в педагогике.

Педагогический  процесс это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и  обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

     Педагогический  процесс, выделившись в отдельный  вид взаимодействия людей, стал занимать умы философов, что нашло отражение  в трудах таких известных мыслителей, как Сократ(470-399гг. до н. э.), Демокрит(460-370 гг. до н. э.), Платон (427-347 до н. э.), Аристотель(384-322 гг. до н. э.) и др. 
 

 
 
 
 
 
 

           Основные  понятия педагогики

     Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и само определение педагогики как науки Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства развития человека на протяжении всей его жизни.

     Многие  века процесс передачи социального  опыта протекал как естественный для человеческого существования  и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой  объём опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного  существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам  своего опыта.

     С этого момента процесс передачи социального опыта выделился  и стал целенаправленным. Осуществлялся  он в ходе взаимодействия старшего  с младшим. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым  в педагогике.

     Термин  «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает деторождение. Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие  детей. Период развития педагогики в  Древней Греции до средних веков  ещё не был периодом развития науки. Это было время основания и  отбора различных педагогических принципов, методов приёмов, период накапливания и отбора информации.3

     Оформление  педагогики в самостоятельную науку  большинство исследователей связывают  с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-2670). Его  выдающийся труд «Великая дидактика» до сих пор остаётся интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформулированных им принципов, методов, и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.

     Педагогика  имеет очень обширные и прочные  связи с различными областями  человеческих знаний. В течение всего  своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на её становление и развитие. Одни возникли давно, ещё на этапах выделения  и оформления педагогики  в самостоятельную  науку, другие представляют собой более  поздние образования. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.1

    Основные понятия (категории) педагогической науки. 

    Развитие  человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

    Различают психическое, физическое и общее  развитие личности. Под психическим  развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.4

    Личность  человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другая группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

    Воспитание  - есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

    Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и  глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем  богаче её собственный духовный мир.

    К числу важнейших и наиболее общих  педагогических понятий относятся  также образование и обучение.

    Образование -  такая сторона воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.

Информация о работе Место педагогики в системе гуманитарных наук