Место истории в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:18, шпаргалка

Описание работы

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ1.docx

— 17.19 Кб (Скачать)

БИЛЕТ №1.

1.Место истории в системе наук.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть  общеобразовательной и мировоззренческой  подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному  развитию личности и выработке творческого  мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История – это  наука о прошлом человеческого  общества и его настоящем, о закономерностях  развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных  измерениях. Содержанием истории  вообще служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились  в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней  и внутренней общественной жизни  страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно  и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных  отраслей исторического знания, а  именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства  и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю  по вещественным источникам древности  – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым  комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история  мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история  отдельных стран и народов  или группы народов (например, история  России).

Существуют вспомогательные  исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие  его детально и таким образом  способствующие более глубокому  пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета  времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам  относятся источниковедение, исследующее  исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков  и изучение закономерностей в  развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.

В то же время  каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время  развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе  все науки и виды искусства  обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история  музыки, история кино и т.д. На стыке  исторических и других наук создаются  междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.

2. Происхождение и особенности исторического знания.

1. Оно движется  от обобщений к фактам. 
2. Исторические оценки фокусируются более объективно лишь для отдаленных во времени явлений и событий. 
3. Историческое познание отталкивается от задач настоящего. 
4. История выступает для каждого поколения людей в качестве «наставницы жизни».

Информация о работе Место истории в системе наук