Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:18, шпаргалка
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.
БИЛЕТ №1.
1.Место истории в системе наук.
Изучение гуманитарных
дисциплин составляет важную часть
общеобразовательной и
История – это
наука о прошлом человеческого
общества и его настоящем, о закономерностях
развития общественной жизни в конкретных
формах, в пространственно-временных
измерениях. Содержанием истории
вообще служит исторический процесс, который
раскрывается в явлениях человеческой
жизни, сведения о которых сохранились
в исторических памятниках и источниках.
Явления эти чрезвычайно
Соответственно
и история – наука
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Существуют вспомогательные
исторические дисциплины, имеющие сравнительно
узкий предмет исследования, изучающие
его детально и таким образом
способствующие более глубокому
пониманию исторического
К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.
В то же время
каждая из существующих наук (общественных,
экономических, технических) за время
развития человеческого общества прошла
свою историю. И на современном этапе
все науки и виды искусства
обязательно включают исторический
раздел, например, история физики, история
музыки, история кино и т.д. На стыке
исторических и других наук создаются
междисциплинарные науки –
2. Происхождение и особенности исторического знания.
1. Оно движется
от обобщений к фактам.
2. Исторические оценки фокусируются более
объективно лишь для отдаленных во времени
явлений и событий.
3. Историческое познание отталкивается
от задач настоящего.
4. История выступает для каждого поколения
людей в качестве «наставницы жизни».