Место и роль промышленного транспорта в транспортной система и производственных системах промышленных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Понятие единой транспортной системы основывается на •свойствах целостности и делимости различных видов транспорта в их совокупности, наличии существенных устойчивых связей между ними, определенной организации транспортного процесса. При формировании связей между различными видами транспорта складывается структура единой транспортной системы, а технические и экономические показатели различных видов транспорта трансформируются в транспортные функции, связанные с еще одним свойством транспортной системы — ее интеграционными качествами.

Работа содержит 4 файла

ЕТСглава1.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

    Для морского транспорта характерны следующие  показатели материально-технической  базы, работы флота и портов.

    Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.

    Полная  грузоподъемность, или дедвейт судна  DB, — это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива qT, воды q8 и грузов снабжения qCH, которые может принять судно: 

    А = Q + qT + q8 + qCH 

    Чистая  грузоподъемность судна Dч, — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке: 

    Dч=Dв – (qT + q8 + qCH) 

    Грузовместимость  судна — объем всех грузовых помещений  судна в кубических метрах.

    Регистровая вместимость судна (объем судна) — мерительное свидетельство. Регистровая  вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м3,

    Валовая (полная) регистровая вместимость  судна W6p — объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

    Чистая  регистровая вместимость судна  Wm — объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

    Зависимость между чистой и валовой регистровой  вместимостью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

    WHT = 2/3 Wбр = 4/9Dв = 8/27D.

    Рейс  судна — время, затрачиваемое  судном от начала погрузки в порту  отправления до постановки судна  под новую погрузку.

    Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

    Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

    Коэффициент ходового времени Кх — отношение ходового времени (х в общей продолжительности рейса Тр:

    Кх=tx/Tp

 

    Коэффициент балластного пробега Кб определяется делением балластного пробега Lб на общий пробег судна L: 

    Кб =  Lб /L 

    Коэффициент загрузки судна езаг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Q§ на чистую грузоподъемность судна:

    езаг = Qф/Dч

    Коэффициент загрузки характеризует степень  использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных  переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

    Коэффициент использования грузоподъемности судна  еч определяется отношением тонно-миль Σ.QI к тоннаже-милям Σ DчLi 

      

    Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки  μТС — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль Σ.QI к числу затраченных тоннаже-суток Σ DчLi за определенный период времени:

    μТС = Σ.QI / Σ DчLi

    Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

    по  количеству судов

    

    где  Тэ1, ТЭ2 ,...,  Тэn   — время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

    по  общей грузоподъемности

    Σ Dчвэв=Σ DчТэ/365

    где Σ DчТэ — время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

    Грузооборот порта Qп — общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

    Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

    Пропускная  способность ТПК Птпк — это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

    Установленная мощность Qopt — это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

    Пропускная  способность порта ПП складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

    Валовая интенсивность грузовых работ Мвал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно Σ Qп(в), к полному времени пребывания судна в порту tст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

    Мвал= Σ Qп(в)/ Σ tст

    Чистая  интенсивность грузовых работ Мч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно Σ Qп(в), ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна Σ tгр оп

    Мч= Σ Qп(в) / Σ tгр оп

    Помимо  общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:

    валовый доход в иностранной валюте Σ FB, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

    расходы судна в иностранной валюте Σ RВ, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

    чистая  валютная выручка, или чистый доход  в иностранной валюте Fчинв — важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

    Σ Fчинв= Σ FB- Σ RВ

    валютная  эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях ΣR руб на чистую валютную выручку Fч инв.

    Вэ= ΣR руб/ Fчинв

    Это один из важнейших валютных показателей, характеризующих результаты работы флота.

 

     ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ 

    Виды  промышленного транспорта и их характеристика 

    Промышленный  транспорт — это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. К промышленному относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий.

    Промышленный  транспорт необщего пользования относится к ведомственному и является, как правило, частью инфраструктуры предприятия, так как обслуживает технологический производственный процесс. По функциональному назначению он подразделяется на внутрипроизводственный, обеспечивающий технологию производства и осуществляющий перевозки внутрицеховые и внутризаводские, и внешний, осуществляющий доставку сырья, топлива, оборудования и других грузов и вывоз готовой продукции для передачи на магистральный транспорт. Доля внутренних технологических перевозок на предприятиях черной и цветной металлургии составляет 60%, в угольной промышленности — до 50%. В структуре грузов, передаваемых на магистральный транспорт, 20% составляет уголь.

    В комплекс промышленного транспорта входят все виды 'транспорта периодического (прерывного) действия (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, лифты) и непрерывного действия (конвейеры, трубопроводы, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо- и гидротранспорт). Доля различных видов промышленного транспорта в транспортной работе, %, показана в табл. 6.1.

    В промышленном транспорте с учетом перегрузочных  работ занято около 12% численности  работников сферы материального производства. Из 7 млн чел., занятых в промышленном транспорте, примерно 4 млн чел. используются на перегрузочных работах. Наибольшее число работников промышленного транспорта занято в угольной (40%), лесной (55%) промышленности, в металлургии (20—30%). Предприятия этих отраслей имеют разветвленную сеть железнодорожных подъездных путей, собственный локомотивный и вагонный парк, ремонтный сервис, парк специализированных автомобилей для работы в особых условиях эксплуатации, различные виды непрерывного транспорта. Авиационные и автомобильные заводы располагают часто собственным парком самолетов для доставки комплектующих от предприятий-смежников; рыбоперерабатывающие предприятия имеют морские суда. 
 
 

    Таблица 6.1

Вид промышленного транспорта 1980 г 1985 г. 1990 г.   
          1998 г.
            (по  РСФСР)        
Железнодорожный 34,2 34,1 31,5 28,7
Автомобильный 54,6 55,5 56,7 60,8
Трубопроводный  и 11,2 10,4 11,8 10,5
непрерывного  действия                                

    Объем перевозок грузов промышленным транспортом  примерно в 4 раза превышает этот показатель на транспорте общего пользования, но его грузооборот в несколько раз меньше, так как средние расстояния перевозки незначительны (88% перевозок совершается на расстояние 1—5 км). Большая часть перевозок осуществляется с низкими скоростями (5—10 км/ч), скорость конвейера 1—5 м/с.

    Расходы на перевозку промышленным транспортом  в среднем выше, чем магистральным. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта в 2—3 раза ниже, а производительность труда в 3—5 раз выше по сравнению с автомобильным. В 1998 г. средняя себестоимость перевозок на промышленном железнодорожном транспорте составила 1 р./т, а на погрузочно-разгрузочных работах— примерно 10р./т.

    Топливная эффективность видов промышленного  транспорта может характеризоваться  удельными энергозатратами, кВт/т • км:

    Трубопроводный  пневмоконвейрный...................................1,43 - 0,79

    Канатно-подвесной.................................................................0,07 - 0,05

Задача1.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Единая транспортная система.doc

— 872.50 Кб (Открыть, Скачать)

ЕТС-ВВЧ.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Место и роль промышленного транспорта в транспортной система и производственных системах промышленных предприятий