Место и роль промышленного транспорта в транспортной система и производственных системах промышленных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Понятие единой транспортной системы основывается на •свойствах целостности и делимости различных видов транспорта в их совокупности, наличии существенных устойчивых связей между ними, определенной организации транспортного процесса. При формировании связей между различными видами транспорта складывается структура единой транспортной системы, а технические и экономические показатели различных видов транспорта трансформируются в транспортные функции, связанные с еще одним свойством транспортной системы — ее интеграционными качествами.

Работа содержит 4 файла

ЕТСглава1.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

    МЕСТО И РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО  ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Единая  транспортная система

 

    Понятие единой транспортной системы основывается на •свойствах целостности и делимости  различных видов транспорта в их совокупности, наличии существенных устойчивых связей между ними, определенной организации транспортного процесса. При формировании связей между различными видами транспорта складывается структура единой транспортной системы, а технические и экономические показатели различных видов транспорта трансформируются в транспортные функции, связанные с еще одним свойством транспортной системы — ее интеграционными качествами.

    Наличие интеграционных качеств (свойств), т. е. качеств, которые присущи транспортной системе в целом, но не свойственны ни одному виду транспорта показывает, что транспортная система не сводится к простой совокупности железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного или специальных видов транспорта, а подчиняется закономерностям единой системы.

    Сложившиеся пропорции в использовании различных  видов транспорта показывают, что  доминирующий вид транспорта — железнодорожный, поскольку он выполняет примерно 2/3 общего объема грузооборота и почти половину общего пассажирооборота, тогда как автомобильный осуществляет около 6%, а трубопроводный — немногим более 8% грузооборота.

    Экономические, географические, топографические, климатические  и многие другие условия существенно  изменяют выводы о целесообразности применения того или иного вида транспорта, и при решении задачи транспортного обслуживания какого-либо района возникает необходимость предварительного определения действительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов для всех сравниваемых видов транспорта.

    Прогнозы  ученых и специалистов показывают, что в перспективе удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте может измениться и составить примерно по железнодорожному транспорту 49-50%, морскому 19-20%, автомобильному около 10—11%, нефтепроводному 16—17% и речному 3—4%. Полагают, что при достижении названных  пропорций капиталовложения  на  развитие транспорта в целом и текущие транспортные издержки будут минимальными.

    Для обеспечения четкого взаимодействия в работе единой транспортной системы  необходимы научные разработки и осуществление широкого круга экономических, технических (технологических) и организационных мер. К экономическим мероприятиям следует отнести совершенствование оперативного регулирования перевозок, разработку унифицированной пли хотя бы сопоставимой системы показателей, согласование тарифов. а также обоснованное распределение перевозок.

    В техническом отношении необходима большая согласованность в развитии мощностей (пропускной и перерабатывающей способности) взаимодействующих между собой линий, а также железнодорожных станций, морских и речных портов, автомобильных предприятий, грузовых и других устройств, входящих в транспортные узлы. Большое значение имеет разработка взаимосогласованных параметров для основных технических средств разных видов транспорта, и прежде всего для подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей, самолетов и др.), а также для погрузочно-разгрузочного оснащения железнодорожных путей, причальных сооружений в портах, подъездных автомобильных дорог и складских сооружений.

    Развитие  контейнерной системы привело к  необходимости согласования параметров вагонов (платформ), автомобилей, судов, самолетов, погрузочно-разгрузочных кранов и другого оборудования для обеспечения  беспрепятственного перехода контейнеров с одного вида транспорта на другой. Примерно аналогичная работа должна быть проведена и в отношении остальной, более весомой части технического оснащения. Необходимы •разработка и реализация единой или взаимосогласованной технологии работы взаимодействующих видов транспорта, и в первую очередь в транспортных узлах, в виде единых планов формирования, совмещенных графиков движения, согласованных технологических карт обработки подвижного состава в узлах и т. п.

    Предстоят серьезные исследования форм управления оперативной работой транспорта с целью поиска такой, которая создавала бы наилучшие условия для обеспечения взаимодействия всех участвующих в перевозках видов транспорта. Важнейшее значение для взаимодействия различных видов транспорта приобретает вопрос взаимной информации о грузо- и пассажиропотоках и процессах их обработки на линиях и в узлах. Необходима коренная реконструкция как самих средств связи, так и способов переработки информации: применение совершенных устройств телефонной и телеграфной связи, современных электронных вычислительных машин. 

 

     ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

    Генеральный план и его связь  с транспортом  предприятия

 

    Генеральный план промышленного предприятия  — эго пространственное планировочное  решение по размещению и взаимному расположению на промплощадке всех его производств, сооружений и коммуникаций (транспортных, энергетических и инженерных). Генеральный план является важной составной частью проекта любого промышленного предприятия и входит в него специальным разделом.

    Основа  технических решений  по  генеральному плану промышленного предприятия — технология основного производства, структура основных и вспомогательных цехов, мощность их производственных  агрегатов, а также технологические связи между производственными объектами. Технологическая связь отдельных цехов, агрегатов и складов в производственном процессе предприятия осуществляется с помощью транспорта  (железнодорожного, автомобильного, конвейерного и других), который объединяет их в единый  производственный  комплекс. Такая взаимная связь существенно влияет на взаимное размещение цехов. С другой стороны, решения по взаимному размещению цехов на промплощадке влияют на выбор вида и технических средств транспорта для технологических перевозок между производственными объектами. Это свидетельствует о тесной связи транспортных решений с планировочными решениями генерального плана.

    Расположение  производственных зданий и сооружений на площадке предприятия определяется геолого-топографичеокими условиями,  климатическими  факторами  и   архитектурно-строительными требованиями. Поэтому выбор рациональной схемы генерального плана является  комплексной  задачей  проектирования  предприятия   и  осуществляется   на  основе    совокупного учета технологических, транспортных и  архитектурно-планировочных требований. Разработка рациональной схемы генерального  плана промышленного    предприятия    заключается в том, что на площадке, выбранной для строительства, в соответствии с технологическими п другими требованиями и в увязке с параметрами принятого вида транспорта по грузопотокам осуществляется  наиболее  компактное  размещение  основных  и  вспомогательных цехов,  сооружений и коммуникаций. Экономичность решения данной задачи заключается в снижении  капиталовложения, обеспечении минимальных транспортных  и др. расходов, а также использовании минимальной территории строительства предприятия.

    Различают проектный, строительный и исполнительные генеральные планы. Проектный генплан  — основной документ, определяющий  местоположение  всех  производственных  и  других объектов  предприятия.  Строительный генплан служит для решения вопросов размещения временных сооружений на период строительства. Исполнительный генплан фиксирует фактическое положение  всех  построенных  на  территории  предприятия  зданий и сооружений с возможными отступлениями их местоположения от проектного и является постоянно действующим документом.

    Известно, что промышленные предприятия могут  быть с нестационарные (горнодобывающие) и стационарным (обрабатывающие) производством. Этот специфический признак находит непосредственное отражение в содержании генерального плана предприятия. Для предприятий горнодобывающей промышленности общий генеральный план не разрабатывается. При проектировании карьера для горного производства составляют планы горных работ, которыми определяются контуры, порядок п объемы обычных, вскрышных и отвальных работ, схема главных транспортных коммуникаций, парк горного и транспортного оборудования и др. Планы горных работ составляются па весь период отработки карьера (на год начала отработки, на 5-, 10-, 15-й год) и на конец отработки. Для промышленной площадки на поверхности, где размещаются здания, сооружения с транспортными коммуникациями, которые будут функционировать весь период эксплуатации карьера, составляют генеральный план или планировочную схему. Увязка плана горных работ и планировочной схемы осуществляется ситуационным планом •сорного предприятия.

    Генеральные планы предприятий обрабатывающей промышленности разрабатываются на полное развитие предприятия в соответствии с постоянным расположением производственных цехов, сооружений, транспортных и других коммуникаций. При этом выделяется первая очередь строительства. 

    Основные  положения  проектирования генерального плана  промышленного предприятия 

    Генеральный план промышленных предприятий проектируется на основе целого ряда нормативных документов. Основополагающим из них является СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», нормы которого должны соблюдаться при проектировании генеральных планов и новых реконструируемых промышленных предприятии, а :также при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов). Кроме того, при проектировании генерального плана промышленных предприятий должны учитываться требования и нормативы земельное законодательства, органов горного надзора, сейсмичности, охраны окружающей среды и др. В случае проектирования схем моральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) должны учитываться нормативы инструкции СП 387-72.

    Опыт  проектирования предприятий различных  отраслей промышленности позволил выработать ряд основных положений проектирования генерального плана. Основополагающим требованием является необходимость обеспечения поточности производства и рациональных транспортных связей. В соответствии с данным требованием основные цехи должны располагаться н принятой технологической последовательности по направлению производственного потока. На каждой технологической связи между цехами, агрегатами и складами должен применяться наиболее эффективный вид транспорта. Производственный поток предприятия по направлению может быть прямопоточным и возвратно-поточным. В первом случае он следует только в прямом направлении, во втором — в прямом и возвратном исправлениях.

    Планировка  территории предприятия должна осуществляться с разделением ее на зоны (районы) с размещением в них однородных производств. При зонировании территории предприятия в первую очередь учитывают общие условия эксплуатации, транспортного обслуживания, энерго-, тепло- и водоснабжения и др.

    Важной  задачей генерального плана является рациональное использование территории промышленной площадки, выделенной под  строительство предприятия. Это  достигается блокированием зданий и сооружений, связанных общим технологическим процессом производства, в одном промышленном здании. В результате применения блочной системы застройки обеспечивается минимальный объем межцеховых перевозок и связанных с ними перегрузок материалов и изделий, сокращается территория промплощадки и длина транспортных и инженерных коммуникаций. При проектировании генплана предусматриваете возможность перспективного расширения предприятия без нарушения нормальной эксплуатации действующих производственных объектов. Расширение предприятия необходимо осуществлять, как правило, за счет резервных территорий. В проекте генерального плана необходимо учитывать климатические, инженерно-геологические и топографические особенности площадки предприятия и района размещения. В первую очередь должны быть проанализированы данные о направлении, силе и повторяемости ветров. С этой целью строят «розу ветров». По полученным данным на промплощадке размещают пыле- и газообразующие цехи и производства и предусматривают необходимые защитные мероприятия. При размещении производственных зданий учитывают также солнечную радиацию в южных районах, снегозаносимость и низкие температуры в северных.

    При размещении цехов с крупногабаритными  и массивными агрегатами и мостовыми  кранами большой грузоподъемности, требующих сооружения массивных и глубоких фундаментов, следует особо учитывать тип и несущую способность грунтов, уровень грунтовых вод и др.

    Проект  генерального плана предприятия  должен отвечать экологическим требованиям. В первую очередь должны обеспечиваться санитарные требования в части создания необходимых санитарно-защитных зон между предприятием и жилыми застройками. Предусматриваются тщательная очистка промышленных стоков, отходящих газов, отвод ливневых вод, рекультивация земель, нарушенных горными и другими работами.

    Важнейшей задачей проектирования генерального плана является обеспечение благоприятных  условий труда людей на предприятии. Для этого предусматривается  решение вопросов организации движения пассажирского транспорта и пешеходного движения, благоустройства и озеленения территории, рационального размещения на территории предприятия столовых, бытовых помещений, медпунктов, проходных и др.

    Схемы генеральных планов металлургических предприятий

 

    Схемы генеральных планов современных  металлургических заводов формируются на основе состава предприятия, взаимного расположения основных цехов, видов транспорта, принятых для конкретных грузопотоков, системы застройки, схемы железнодорожного транспорта, числа примыканий к магистральной железной дороге и др. Схема генерального плана металлургического предприятия основывается на взаимном расположении комплекса цехов трех основных переделов металлургического производства, — доменного, сталеплавильного и прокатного и выражается направлением производственного потока. В соответствии с расположением этих производств генеральные планы металлургических заводов характеризуются последовательными, параллельными и комбинированными пли сложными схемами (рис. 8.1). Каждая из этих схем может быть прямоугольной (оси цехов параллельны большой оси промплощадки и косоугольной (оси отдельных цехов не параллельны большой оси промплощадки. Последовательная и параллельная схемы характеризуются только прямым направлением, а комбинированная _ возвратным направлением производственного потока. Изменение направления производственного потока осуществляется в одном из основных цехов (по условиям производства) или в конце потока.

      

    Схема генерального плана увязывается  со схемой железнодорожного транспорта предприятия. При этом важное значение имеет число примыканий к магистральной железной дороге. Последовательные (прямоугольная и косоугольная) схемы характеризуются большой длиной площадки завода. Учитывая, что производственный поток при таких схемах направлен в сторону, противоположную основной станции завода, возникает необходимость устройства в тупиковой части железнодорожной станции дополнительной станции. Параллельные (прямоугольная п косоугольная) схемы более компактны, но характеризуются теми же недостатками и схемы железнодорожного транспорта. На современных металлургических заводах более широкое распространение получили комбинированные схемы генпланов с возвратным направлением производственного потока. Генеральный план металлургического завода с комбинированной схемой приведен на рис. 8.2.

Задача1.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Единая транспортная система.doc

— 872.50 Кб (Открыть, Скачать)

ЕТС-ВВЧ.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Место и роль промышленного транспорта в транспортной система и производственных системах промышленных предприятий